Уже в пятнадцатилетнем возрасте Иван Крылов прославился своим несносным характером и «плохим» языком. Петербург не знал еще такого язвительного журналиста, как этот юнец. А потом с именем Крылова стал ассоциироваться обжора и толстый неряха… Но почему, ведь все так ярко начиналось?
Детство без отца
В семье Андрея Прохоровича Крылова, армейского офицера, было двое детей. Отец Ивана ничем особо при жизни не отличился, ушел со службы в звании капитана, которое получил после усмирения мятежа яицких казаков. Но никаких наград за это не было. После службы Андрей Крылов несколько лет прослужил в магистрате Твери и умер.
Вдова с детьми на руках еле сводила концы с концами. Потому Иван уже с 8 лет стал служить подканцеляристом. Несмотря на отсутствие отца, воспитание у него было мужским, подросток обожал кулачные бои, имел огромные кулаки и широченную грудь. В 14 лет паренек сразился с высоченным купцом, который в страхе держал весь город, и победил его, ударив по уху и сбив с ног.
Талант у юного Ивана проявлялся во всем – он сам выучился игре на скрипке, свободно владел французским, а потом самостоятельно выучил немецкий, итальянский и английский языки.
Неудачи в любви
В 22 года Иван встретил свою первую любовь – Анну, дочь богачей, родственников Михаила Лермонтова. Когда он посватался, то родители Анны отказали – зять-бедняк был им ни к чему. Но девушка стала чахнуть по несостоявшемуся жениху. Родители, видя, что дочка с каждым днём все сильнее убивается, послали Крылову согласие на брак. Он же ответил, что снова приехать в Брянск не может, денег нет, пусть невеста сама приезжает в Петербург. В общем, свадьба так и не состоялась.
Вскоре Крылову понравилась жившая в двух кварталах от него Екатерина Алексеевна Константинова. Но огромный и пухлый, неуживчивый и бедный ухажер не смог очаровать великосветскую барышню, и она отказала Ивану. Однако он еще какое-то время преследовал ее, предлагая руку и сердце, а потом пропал.
Крылов тогда сильно обиделся, ведь он изначально хотел, чтобы они с Екатериной жили душа в душу, у них бы был свой дом, дети, и он бы тоже не прятал свое нормальное лицо за обжорством и ленью. А вот она решила так: отказывала раз за разом… Ну что ж, потом пожалеет.
Когда упорный ухажер перестал появляться, Елена спохватилась. Внезапно она поняла, что Иван тоже запал ей в душу, потому стала отказывать другим кавалерам, даже богачам и красавцам с идеальной фигурой. Толстяк был милее… В итоге Екатерина так и не вышла замуж, стала жить у замужней сестры, воспитывая ее детей.
Стал обжорой и лентяем
Да, о любви к обжорству Крылова ходили целые истории. Говорили, что он даже обедом в царском дворце оказался недоволен – пироги были с горошинку, в супе пусто, а вино вообще не пьянило.
В общем, якобы баснописец шепнул соседу: «Плохо царей кормят, кругом одно надувательство, и прислуга ворует», при этом изо всех сил налегал на императорское жаркое. Но остался голодным… придя домой, писатель съел целую тарелку кислой капусты и полбуханки хлеба.
Простое счастье
После несчастий в любви Крылов стал пренебрегать внешней стороной жизни. И в этом была своя философия, как любил говорить он сам. Когда-то он любил красивых и тонких девушек, но с ними ничего не выходило хорошего.
А потом в жизни баснописца появилась простодушная кухарочка Феня. Она боготворила барина, а он чувствовал себя счастливым. Феня родила дочку Сашеньку – о том, что это ребенок Крылова, в Петербурге все знали. Но в церковную книгу его, как отца не записали, хотя Иван сам стал крестным. Он вырастил девочку, отдал в пансион.
Когда Феня умерла, Крылов сам занимался воспитанием дочки, выдал замуж за аудитора Каллистрата Савельева и дал хорошее приданое – ведь к тому времени баснописец зарабатывал хорошие деньги. Дети Сашеньки называли Ивана Андреевича называли его дедушкой, а все свое имущество, дом, деньги, экипажи и авторские права на издание произведений, писатель завещал мужу дочки.
Всего лишь роль, всего лишь маска
Дом Крылова стоял на первой линии Васильевского острова. Император пожаловал его в статские советники, дал шеститысячный пенсион. Жизнь баснописца в итоге сложилась весьма хорошо – слава, достаток, всеобщая любовь и уважение.
Правда, посмеивались над его странностями и обжорством. Но это была всего лишь роль, умело обыгрываемая писателем. Ведь этот умный человек знал, что маска чудака способна дать свободу – говорить, что захочется, не церемониться. Например, вот такие разговоры велись с самим царем:
– Ба, Иван Андреевич, давно не виделись!
– Да, государь, а кажись, соседи...
Современники отмечали странную тягу Крылова к пожарам: он приходил всегда, когда где-то что-то ярко полыхало. Может быть, такой сильный огонь напоминал писателю о его молодости, которая тоже начиналась ярко, и быстро перегорела.
Потом оставалась маска из пепла и остатков былой роскоши. Вот и после пожара его юности осталась подобная маска – неряхи, обжоры и лентяя. А о том, каким был Иван Андреевич Крылов на самом деле, знали лишь самые дорогие и близкие люди.