В нашем сегодняшнем материале мы отправимся с вами на север, в Архангельскую область, которую мы посетили еще в 2020 году во время самого первого нашего большого путешествия. Именно там на полуострове в Большом Михайловском озере выходец из села Кехта Антоний с разрешения Василия III вместе с иноками Александром, Исайей и другими основал обитель, которая получила название по притоку Двины – реке Сия. Сегодня мы отдаем один из долгов с той поездки и рассказываем о главном и старейшем храме монастыря – Троицком соборе.
Первый Троицкий храм в монастыре появился в 1525-1526 годах, после получения жалованной грамоты от Василия III. Был он деревянным и существовал недолго: храм сгорел, после чего братия выстроила новый шатровый деревянный храм «больше прежнего». Который тоже сгорел в пожаре 1540 года со всеми остальными постройками монастыря.
Обитель «созрела» для каменного строительства в 1580-х годах, когда вместо тяжко болевшего игумена Питирима, который более не мог нести трудности руководства монастырем, избрали энергичного игумена Никандра. В 1588 году он отправил соответствующее прошение сыну Ивана Грозного, Федору Иоанновичу, на которое получил ответ: храм из камня строить разрешить, обитель освободить от налогов на 5 лет, в новый храм «гроб чудотворца Антония внити» (то есть разместить в новом храме гробницу с мощами основателя монастыря, Антония Сийского).
Безоброчное существование позволило монастырю сэкономить половину средств, необходимых для строительства собора, остальные 50 процентов выделяла казна. Жалованная грамота Федора Иоанновича, выданная на строительство в 1592 году, сообщала и размеры храма – «в меру собора Вознесенского монастыря в московском Кремле».
Более того, из Москвы выделили и архитектора, некоего церковного мастера Захара. Само же строительство вела, видимо, вологодская артель.
Интересно, что начало строительства ознаменовалось чудесным исцелением бывшего игумена Питирима. Вот как об этом пишут церковные тексты: «Живоначальная Троица исцелит тебя… Во мне будешь иметь помощника», — сказал ему во сне некий старец, представившийся «начальником святому месту сему». Правда, до окончания строительства Питирим все же не дожил – он умер в 1597 году, а строительство длилось еще десятилетие. То пожал уничтожил все деревянные постройки – и документы, а бюрократия и в XVI веке оставалась бюрократией, и годуновщина со Смутой тоже не способствовали стабильному финансированию. Тем не менее, в 1607 году храм был освящен.
Что же получилось в итоге? Большой четырехстолпный пятиглавый храм с очень необычной, колоколовидной средней главой. Она не всегда была такой. Вот что пишет об этой главе исследователь Елизавета Швецова-Шиловская:
«По-видимому, собор играл роль доминанты и в XVI в., когда все церкви монастыря были деревянными, и особенно в XVII в., когда массивный белый кирпичный собор стоял между деревянными церквями. Когда же церковь Благовещения и колокольня были построены в кирпиче, и этот контраст несколько сгладился, композиция из трех церквей стала менее выразительной. Поэтому не случайно, что во время очередного ремонта собора в конце XVI-II в. была изменена форма его центральной главы. Традиционную луковичную центральную главу заменили тогда на не имевшую аналогов в архитектуре XVII в. форму – нечто среднее между главой и шатром. Новая глава имела значительно большую высоту и по своей форме напоминала колокол. В результате значение собора как центра композиции комплекса церквей и монастыря в целом было восстановлено. Такими же соображениями был обусловлен выбор формы главы собора, вновь восстановленной в 2004 г.»
Вероятно, первоначально главы вообще были шлемовидные и покрыты лемехом, в XVII их сделали луковичными и обили «белым железом».
Храм имеет три полукруглые апсиды, оформленные двойным уступчатым карнизом и «рифмующимся» обрамлением окон. Покрытие храма изначально было позакомарным, однако в XVIII веке его заменили на более удобное четырехскатное. С запада фасад четверика прикрыт папертью почти до самых окон. Поэтому входной портал собора находится уже внутри паперти.
Этот собор помнит многих знаменитых людей. Здесь находился в ссылке отец Михаила Федоровича Романова Филарет. В монастыре останавливался по пути в Москву Михаил Ломоносов. Однако в советское время монастырь пришел в упадок и разрушался – колокольня была снесена (ныне восстановлена), сам храм был разделен на два этажа деревянными перекрытиями и к моменту передачи церкви в 1992 году был на полтора-два метра от пола завален мусором. Однако в последние годы памятник – как и весь монастырь – был отреставрирован и радует глаз. Если, конечно, вы сможете до него добраться.
Текст: Алексей Паевский
Следите за нашими публикациями во ВКонтакте, Тelegram, Одноклассниках, Живом Журнале и Яндекс.Дзен