Хотелось бы продолжить разговор о слугах в сериале "Великолепный век".
На очереди Насух. Сразу хотелось бы оговориться, что с историческим прототипом, уважаемым и прекрасным достойнейшим человеком, я его не связывала, а рассуждать буду только о киногерое.
Он предстает перед нами в образе чудаковатого художника- искусного бойца на матраках, искреннего фаната султана Сулеймана. Он на крыше рисует все, что происходит вокруг, постоянно с нее падает (полагаю, что нетрезвый, иначе не понятно, почему у него нет синяков и ссадин, а таким море по колено... интересно, что в щербеты добавляли?). Ибрагим как голубя его приманивает халявным щербетом.
Он предстает перед приближенным султана Ибрагимом пашой, тот каким- то шестым чувством сразу понимает, что этого парня надо брать в свиту. Именно в свиту, потому что Насух предстает в образе преданного раба, но уже не султана, а благодетеля Ибрагима.
По началу он выглядит простоватым добряком, неведомо как обнаружившим таланты в воинском деле (не понимаю, как индивидуальные бои на матраках смогли раскрыть в нем военного стратега, ведь это совершенно разные области воинского искусства, приветно как тхэквондо и командование взводом. А если он умел командовать людьми, имея соответствующее образование и квалификацию, какого эээ ... с какой радости такой он прохлаждался на крышах вместо того, чтобы работать? И почему у него финансовые трудности?
Ну допустим, там был недюженный талант стратега, который проявился после получения первых прилетов по голове от Сулеймана, и он начал выдавать умные мысли, которые почему- то скрыли от зрителей.
Поначалу Насух кажется добрым человеком чести, он искренне служит и Сулейману (многозначительно молчит на советах), возится с Мустафой и всячески демонстрирует стойкость, храбрость (отсутствие обвинений в трусости в фильме уже храбрость). Но все чаще видно, как он поддакивает Ибрагиму.
При этом его военный ум (допустим, нам просто не показали) сочетается с житейской простотой и бесхитростростью. Его элементарно обвела вокруг пальца хитрая и расчетливая Садыка, сделав передатчиком посланий для врага султана короля Лайоша. Но мужчина влюбился и не мог подумать, что свалившаяся на него с крыши девушка может быть шпионкой.
Я в упор не понимаю, на кой Ибрагим забрал Садыку в гарем султана (ему вообще чтоли плевать было, кого тащить во дворец, зная историю этой дамы- она убегала от кого- то, логично было бы ее допросить и пристроить ну замуж, а лучше оставить служанкой Насуха, ведь Ибрагим понял, что Садыка мужчине нравится и имет ьслужанку в то время не запрещено было, у того же ненавидимого всему Рустема была служанка, и никто за это его не пытался критиковать). Но допустим.
В итоге Матракчи обвинили во всех грехах (так то он был виновал в беспечности, но и на Ибрагиме есть вина). Ибрагим заставил Насуха Садыку утопить, что он и сделал, доказав верность султану и Ибрагиму. Это и было наказанием за беспечность.
Потом Ибрагим вытащил "друга" из запоя своими любимыми садистскими методами, и неожиданно, как и с Нигяпр, Насух привязался к Ибрагиму, искренне начав полагать, что тот для него важнее султана. Уже два таких случая, может, он какой- то греческой борьбой владел и знал, куда бить в голову, чтобы у людей крыша съезжала именно в сторону фанатичной преданности Ибрагиму?
Затем, надумав сделать Нигяр любовницей, Ибрагим решает еще раз наказать Насуха, заставив того прикрывать похождения жены. В нынешнее время то измена это неприятно. А тогда в это было ужасным унижением, но Насух все терпит, по традиции непрерывно бухая в борделях, пока ему не пришлось начать собирать коллекцию рогов, и тут у него проявились я... характер.
Наконец Ибрагим позволяет Насуху развестись с Нигяр и... снова выглядит бюлагодетелем в глазах простофили. КАК великому визирю это удается? По идее Насух должен был бы ненавидеть Ибрагима, но он ВСЕ ЭТО терпит и продолжает вилять хвостиком едва увидев пашу.
Очень смешно , как два любителя алкоголя сидят в огружении куртизаночек (Эленика прекрасна) и рассуждают, как Рустем плох для государства. Один (Балибей который) из борделей не вылезает, второй из салата, но как стереотипные таксисты, лучше всех знают, как надо управлять государством.
При этом доброта и бесхитростность Насуха обманчива. Он долгое время притворялся сообщником дервешей, замысливших бунт против Ибрагима. Он сумел обмануть опытных служителей обители и лицемерил на благо великого визиря.
При этом он продолжает помогать Нигяр, но чисто по- человечски почему бы и нет, один диагноз же...
В Европе было феодальное право, когда вассалы феодалов короля подчинялись именно феодалу, и король не мог командовать вассалами феодалов, только лично феодалами "вассал моего вассала не мой вассал". В Османской империи была деспотия, то есть все рабы обязаны были в первую очередь служить султану, а лишь потом личному хозяину. А вот Насух избирает совершенно нового хозяина и прислуживает именно Ибрагиму. А тот по сути формирует армию лично преданных слуг, которые готовы пойти против султана. И если гаремные интриги султану не опасны, то здесь уже вопрос государственной измены... прикажи Ибрагим Насуху убить султана, полагаю, тот бы не колеблясь, сделал бы все возможное, чтобы исполнить волю хозяина.
Когда Ибрагим толкает речи в стиле льва и дрессировщика перед Насухом (эта речь выглядит апофеозом хамства по отношению к султану, верхом снобизма и просто каким- то скотсвтом, что показанные не очень умными в сериале европейские послы прифигели, с сумасшедшим решили не спорить, но принялись делать ставки на имя нового великого визиря), Насух слушает это с влажными от счастья за покровителя глазами, внимая каждому его слову, не задумываясь ни на секунду, что государство в государстве, уравнение в правах визиря и султана попахивает изменой, например... У Насуха напрочь отключается критическое мышление.
Ибрагима казнили потому, что он обнаглел. Конечно, Сулейману следовало реально одергивать визиря раньше, но тем не менее, никто не должен был подрывать авторитет султана так, как это делал Ибрагим. Насух был более-менее в курсе планов паши и если рассуждать логичкески, то во- первых, любое решение Сулеймана должно было быть для него правильным, решения султана обсуждать нельзя. Во- вторых, если чуть- чуть порассуждать, речи про львов и дрессировщиков, измена сестре султана, попытка устроить государтсво в государстве, применение титула султана для визиря без согласования с султаном, истерики с бросанием печати, требование написать книгу подвигов про него, а не про султана - каждый из этих проступков заслуживал казни. Но Насух... начинает ненавидеть султана, не пытаясь даже подумать о возможной правильности решения о казни.
Султан же видя ненавидящий взгляд слуги, это тепит, не боясь выйти с ним на бой и размазал любителя матраков. Последней каплей, переполнившей чашу терпения Сулеймана, стало фактическое предательство Насуха. Его попросили сгонять по санджакам и узнать как дела у шехзаде. Обычный шпионаж без каких- то сложностей. Походить по рынкам, послушать сплетни. Это не слишком сложная работа, посколько рынки там были просто сборищем свободомыслия и демократии и торговцы "чесали языками" обо всем подряд, с охотой рассказывая самые крамольные сплетни желающим.
Насух в наглую врет про Селима, искажая правду. Со слов Насуха, это не торгаш начал оскорблять шехзаде, а, получив за это по лицу (нормальная практика, еще гуманно, кадий мог бы казнить по закону), кинулся с ножом в спину безоружному шехзаде, а скотина- Селим злодейски приказал охранникам зарезать невинного торговца просто так на главном базаре, еще и сам начал скандал. И обеляет любимчика- Мустафу и Баязета, скрывая никах и другие проступки. Человек, который ничего не смыслит в политике, решил, что может нарушить приказ султана и решать, кто достоин трона, и это почему- то не Селим, которого считает достойным трона сам Сулейман, а Мустафа, потому что... того считал достойным трона Ибрагим ну и Баязет как подпевала Мустафы (по мнению Насуха).
При этом Сулейман опять не казнит Насуха, а просто выгоняет. Пражает милосердие и терпение султана. Но Насух уезжает с ненавистью в сердце, так и не поняв, какую ошибку он совершил. Наверно, все- таки Ибрагим слишком сильно приложил его и критическое мышление было заменено фанатичной преданностью без остатка.
Мне Насух в сериале неприятен. Из честного, прямого и преданного (хоть и не гениального) персонажа он предвращается в глупого интригана ради интриг, предавшего султана, его по сути как и Нигяр растоптала преданность к Ибрагиму. Что такого было в великом визире, что он ломал жизни всех, кто находился с ним рядом, а те лишь жалели о том, что утратили возможность быть рядом с Ибрагимом?