Найти в Дзене
Особое мнение

Все версии фильма "От заката до рассвета" (From Dusk Till Dawn, 1996)

Вопреки распространённому мнению, первоначальная идея этого фильма принадлежит не Квентину Тарантино и не Роберту Родригезу, а известному голливудскому специалисту по спецэффектам Роберту Куртцману, одному из основателей компании по производству специальных эффектов KNB EFX, которую он основал с двумя другими легендарными мастерами - Грегом Никотеро и Говардом Бергером.

Куртцман задумал снять какой-нибудь фильм, своего рода рекламный ролик, который бы в полной мере продемонстрировал все возможности их компании. Для этого он придумал сюжет, который умещался на 24 страницах, где была кратко изложена история и описаны главные действующие лица. Куртцман хотел сделать фильм с небольшим бюджетом и с ограниченным числом персонажей, оказавшихся в западне, что-то вроде карпентеровского "Нападения на 13-й участок" (Assault on Precinct 13, 1976).

Роберт Родригес
Роберт Родригес

Изначально превратить идеи Куртцмана в сценарий должен был его приятель и один из продюсеров будущего фильма Джон Эспозито. Однако в это же время как раз была запущена в производство экранизация Стивена Кинга "Ночная смена" (Graveyard Shift, 1990), к которой Эспозито написал сценарий, так что ему пришлось на долгое время уехать в штат Мэн, где проходили съёмки. И тут на помощь Куртцману пришел его давний приятель и продюсер Дэвид М. Гудман ("Человек с кричащим мозгом", 2005), который познакомил его с многообещающим начинающим сценаристом по имени Квентин Тарантино, который в то время ещё работал в кинопрокате и писал сценарий своего дебютного фильма "Бешеные псы" (Reservoir Dogs, 1992).

Тарантино показал свои ранние наброски и два готовых сценария, которые впоследствии превратятся в фильмы "Настоящая любовь" (True Romance, 1993) и "Прирожденные убийцы" (Natural Born Killers, 1994). Куртцману очень понравились работы Тарантино и он предложил ему написать сценарий к его фильму. Денег он предложить много не мог, но они с Квентином сошлись на сумме в $1500 и обещании, что компания KNB EFX сделает необходимые спецэффекты для его будущих "Бешеных псов".

Полученной за работу суммы Тарантино хватило для того, чтобы уволиться из видеопроката и приступить к работе над сценарием. Закончив, он сдал его Куртцману, который остался очень доволен результатом, а сам приступил к работе над своим первым фильмом.

Роберт Родригес и Квентин Тарантино
Роберт Родригес и Квентин Тарантино

Прошло уже прилично времени, в течение которого Тарантино снял популярных "Бешеных псов", по его сценариям были поставлены культовые "Настоящая любовь" и "Прирожденные убийцы", а его второй фильм "Криминальное чтиво" (Pulp Fiction, 1994) сделал из него настоящую суперзвезду. А Куртцман всё никак не мог найти студию, которая бы согласилась запустить в производство его фильм, поскольку все считали написанный Тарантино сценарий слишком вульгарным и жестоким.

Одно время рассматривалась возможность сделать "От заката до рассвета" второй частью кинотрилогии "Байки из склепа", вышедшей бы через год после первого фильма "Байки из склепа: Демон ночи" (Tales from the Crypt: Demon Knight, 1995), для которого KNB EFX делали спецэффекты. Но вместо него было решено снимать "Байки из склепа: Кровавый бордель" (Bordello of Blood, 1996), провалом которого эта "трилогия" и завершилась.

Квентин Тарантино, Томми Белиссиммо (мастер по спецэффектам) и Джордж Клуни
Квентин Тарантино, Томми Белиссиммо (мастер по спецэффектам) и Джордж Клуни

Но всё изменилось после грандиозного успеха "Криминального чтиво", когда все студии захотели экранизировать "сценарий Тарантино", каким бы он ни был, да и сам Квентин решил уже запустить в производство своё творение. На ранних этапах предполагалось, что он займёт и режиссёрское кресло, однако в последствии он решил, что сосредоточится на исполнении роли Ричи Гекко и работой над сценарием, который он, набравшись за прошедшие годы опыта, решил немного подправить. Также Тарантино выступил и в роли одного из исполнительных продюсеров, напару с Лоуренсом Бендером, с которым он сделал и "Бешеных псов" с "Криминальным чтивом".

Первыми, кто выразил заинтересованность в постановке этого фильма были Ренни Харлин ("Скалолаз", 1993) и Тонни Скотт ("Настоящая любовь", 1993), но оба в итоге решили отказаться. Одно время в режиссёрское кресло планировал сесть и сам автор оригинальной идеи Роберт Куртцман, однако студия посчитала, что у него не достаточно опыта для такого крупного проекта. Так что Тарантино обратился с предложением к своему хорошему приятелю Роберту Родригесу. Они познакомились ещё в сентябре 1992 года на кинофестивале в Торонто, где Квентин представлял своих "Бешеных псов", а Роберт привёз "Музыканта" (El mariachi, 1992). Два начинающих режиссёра быстро нашли общий язык и стали близкими друзьями на долгие годы. К тому же они вместе уже успели поработать и над киноантологией "Четыре комнаты" (Four Rooms, 1995). Родригесу сценарий понравился, и он недолго думая дал своё согласие, взяв на себя и функции одного из исполнительных продюсеров проекта.

Идея сделать своему персонажу татуировку во всю руку полностью принадлежит Клуни, он очень вдохновился татуировками героев новозеландского фильма "Когда-то были воинами" (Once Were Warriors, 1994)
Идея сделать своему персонажу татуировку во всю руку полностью принадлежит Клуни, он очень вдохновился татуировками героев новозеландского фильма "Когда-то были воинами" (Once Were Warriors, 1994)

После того, как за проектом закрепились эти две культовые личности, его бюджет, который изначально планировался в районе $1,5 млн., вырос сразу более чем в 10 раз. Производством фильма занялась студия Miramax, для которой Тарантино сделал и все свои предыдущие фильмы. Она предоставила создателям полную творческую свободу, которая ограничивалась только рамками выделенных на производство денежных средств.

Первым актёром, утверждённым на роль в этом фильме, стал сам Тарантино, решивший сыграть одного из братьев Гекко. Поговаривают, что сцену, в которой он в баре пьёт виски с ноги героини Сальмы Хайек, он специально написал, чтобы удовлетворить свой известный всем фетиш. Вторым актёром, которого Родригес и Тарантино оба хотели увидеть в роли потерявшего веру священника, был Харви Кейтель, которого очень необычно было увидеть в этом совсем не свойственном ему образе. Также из снятых по сценарию Тарантино "Прирождённых убийц" сюда перекочевала Джульетт Льюис.

С Джорджем Клуни Тарантино познакомился на съёмках первого сезона "Скорая помощь" (ER, 1994–2009), для которого он поставил эпизод № 24 под названием "Материнство" (Motherhood). Квентин предложил ему сняться в этом фильме и Клуни сразу же согласился, увидев прекрасную возможность покончить со своим телевизионным прошлым и выйти на новый уровень, поскольку в то время роли на телевидении ещё не были такими престижными как сейчас. Гонорар Клуни за эту роль составил $250 тыс.

Но первым, кому Тарантино предложил роль Сета Гекко, был Джон Траволта. Это было ещё до начала работ над "Криминальным чтивом". Квентин предложил ему на выбор две роли - эту и Винсента Веги из "... чтива", Траволта не имел никакого желания сниматься в фильме о вампирах, так что он выбрал второй вариант. Также на эту роль рассматривались Антонио Бандерас, Стив Бушеми, Майкл Мэдсен, Тим Рот, Кристофер Уокен, Джефф Голдблюм, Джеймс Вудс и Роберт Де Ниро. Все они проявили заинтересованность в проекте, но не смогли согласовать свои съёмочные графики.

А Родригес из своего "Отчаянного" (Desperado, 1995) перетащил с собой в этот проект мексиканских актёров Сальму Хайек, Чича Марино и Дэнни Трехо, которые все после этого фильма стали очень востребованными в Голливуде.

Героиня Сантанико Пандемониум в первоначальном варианте сценария была европейкой и звали её Blond Death (Белокурая смерть). Но позже она была переписана специально под Хайек, поскольку Тарантино и Родригесу очень понравилось, как она сыграла телевизионную стриптизёршу в "Четырёх комнатах" в новелле "The Misbehavers", поставленной Родригесом. А своё экстравагантное имя она получила от старенького эксплуатационного мексиканского фильма "Кромешный ад Сатаны" (1975), который в оригинале назывался "Satanico Pandemonium: La Sexorcista".

Том Савини
Том Савини

Очень запоминающиеся роли исполнили легендарный мастер по спецэффектам Том Савини, появившийся в одном из самых ярких образов в фильме - байкера по прозвищу Секс Машина, а также звезда блэксплуатационных фильмов 70-х Фред Уильямсон, сыгравший ветерана вьетнамской войны по имени Фрост.

Кстати забавный факт, монолог в котором Фрост рассказывает, как в одиночку перерезал целый взвод вьетконговцев, изначально должен был произносить Савини, который на самом деле принимал участия в этих боевых действиях в качестве фотографа, что во многом определило выбор его профессии в последующем. "Когда я был во Вьетнаме, я был боевым фотографом."- рассказывал Савини. "Моя работа состояла в том, чтобы снимать повреждения техники и людей. Через свой объектив я насмотрелся всяких ужасов. Думаю, чтобы справиться с этим, я старался думать об этом как о спецэффектах."

Съёмки фильма прошли с 13 июня по 20 августа 1995 года практически полностью на локациях штата Калифорния. Особых сложностей на съёмочной площадке не возникло всё прошло более или менее гладко. Были проблемы с экстерьером бара Titty Twister, который в один прекрасный момент неожиданно для всех сгорел дотла, и на его восстановление пришлось потратить дополнительные время и средства, также периодически съёмочной группе докучали нередкие в тех краях песчаные бури.

Также неожиданной проблемой оказалось принятое продюсерами решение использовать на съёмках специалистов, не входящих в профсоюзы, которые устанавливают чёткую оплату для своих членов и требуют от работодателей соблюдения их гарантий и прав. Это было вполне нормальной практикой для недорогих фильмов, но для проекта стоимостью более $15 млн. это было несколько необычно и среди съёмочной группы сложилось мнение, что студия хочет их обмануть и сэкономить на их зарплатах. Это едва не привело к забастовке, так что студии Miramax пришлось оформить медицинские страховки всем участникам съёмок.

Савини и Клуни
Савини и Клуни

В фильме было огромное количество спецэффектов как практических так и цифровых и относительно скромный бюджет для их воплощения, так что все сцены с их применением был заранее продуманы и поставлены так, чтобы не вызывать негодование комиссии MPAA, присваивающей картинам возрастные рейтинги, и кадры с особо жёсткими спецэффектами не пришлось вырезать. Так, например, заранее было решено, что кровь вампиров будет зелёного цвета, чтобы вся вампирская расчленёнка не выглядела излишне натуралистично. Также в фильме было использовано всего 6 оригинальных вампирских костюмов, а остальные были добавлены в кадр при помощи их клонирования на компьютере.

Но некоторые кадры из "театральной" версии всё-таки пришлось исключить, часть по требованию MPAA, а часть для поддержания необходимого темпа повествования. Их оказалось немного и позже они были добавлены в раздел дополнительных материалов, сначала на лицензионных LaserDisc, потом на DVD, а позже они перекочевали и на Blu-Ray.

Обложка от винила с саундтреком к фильму
Обложка от винила с саундтреком к фильму

Отдельного упоминания заслуживает и саундтрек к этому фильму. Всю оригинальную музыку к нему сочинил довольно известный композитор Грэм Ревелл, в резюме которого к тому времени были такие фильмы как "Ворон" (The Crow, 1994), "Трудная мишень" (Hard Target, 1993), "Странные дни" (Strange Days, 1995) и многие другие. Но больше всего фанатам запомнились прозвучавшие в фильме композиции различных популярных и не очень рок-групп.

Основатель группы Tito & Tarantula Тито Ларрива познакомился с Родригесом во время съёмок фильма "Отчаянный", в саундтреке к которому были использованы три их композиции. Во время работы над фильмом Тито в перерыве наигрывал одну из своих композиций, которая привлекла внимание Родригеса, песня была о вампирах. Родригес сказал Тито, что его следующий фильм тоже будет о вампирах, и попросил записать акустическую версию этой песни на видеокассету. Неделю спустя Тито сообщили, что он и его группа задействованы в предстоящем фильме, главным образом для того, чтобы актриса Сальма Хайек станцевала в одной из сцен под ранее услышанную песню. Всего в фильме были использованы три их песни - "After Dark", "Angry Cockroaches" и "Opening Boxes", последняя правда не вошла в официальный саундтрек, а сами музыканты появились в небольшой роли в фильме.

Ещё одной знаковой композицией стала песня "She's Just Killing Me" легендарной группы ZZ Top. Роберт Родригес решил обратиться к культовому рок-трио, поскольку он, также, как и рокеры, был уроженцем Техаса и он почувствовал, что их музыка отлично подходит для его фильма. ZZ Top были рады поучаствовать в этом проекте и записали эту песню специально для фильма. Квентин Тарантино изначально этого не знал и думал, Родригес получил права на одну из существующих песен группы. Понял он, что песня была сочинена и записана специально для фильма, когда услышал, как фронтмен ZZ Top Билли Гиббонс поёт имя героини Сальмы Хайек “Мисс Сантанико Пандемониум”. Также в саундтрек была включена и песня "Mexican Blackbird" из их четвёртого альбома Fandango! (1975).

В начальных титрах была использована композиция "Dark Night" ещё одной культовой рок-группы The Blasters. Также в фильме можно услышать песни и музыку таких исполнителей как Стиви Рэй Вон, The Mavericks, Jon Wayne и Jimmie Vaughan.

Премьера фильма состоялась 19 января 1996 года. Фильм не стал большим хитом у себя на родине, собрав всего чуть менее $26 млн., что при его окончательном официальном бюджете $19 млн. было довольно скромно, но помог международный прокат, который принёс создателям ещё $33,5 млн. Не особо жаловали его и критики - на Rotten Tomatoes у него 63% свежести на основании 51 рецензии, что стало самым низким показателем из всех фильмов снятых по сценариям Тарантино.

Но всё это не помешало фильму практически сразу стать культовым и любимым среди фанатов по всему земному шару. Через два года было выпущено и его продолжение "От заката до рассвета 2: Кровавые деньги из Техаса" (From Dusk Till Dawn 2: Texas Blood Money, 1998), правда уже с гораздо меньшим бюджетом $5 млн. и сразу на домашнем видео, а ещё через год вышла и его предыстория "От заката до рассвета 3: Дочь палача" (From Dusk Till Dawn 3: The Hangman's Daughter, 1999) с таким же бюджетом и тоже сразу на домашнем видео. Единственным персонажем, появившимся во всех трёх фильмах, стал бармен Бритва Чарли в исполнении Дэнни Трехо.

В 2001 году по мотивам фильма была создана и видеоигра в жанре шутера от третьего лица для персональных компьютеров от компании Cryo Interactive. В ней по сюжету Сет Гекко, приговорённый за свои преступления к смертной казни, пытается выбраться из плавучей тюрьмы под названием "Восходящее солнце", на которую проникли вампиры и устроили настоящий беспредел.

Обложка диска с одноименной видеоигрой
Обложка диска с одноименной видеоигрой

А в 2014 году Роберт Родригес перезапустил историю в виде одноимённого телесериала "От заката до рассвета" (From Dusk Till Dawn: The Series, 2014 – 2016) уже с новыми актёрами, который в первом сезоне пересказывал события оригинального фильма, а в последующих существенно расширял его мифологию.

Постер к сериалу "От заката до рассвета"
Постер к сериалу "От заката до рассвета"

На домашнем видео фильм впервые был выпущен 20 ноября 1996 года одновременно на VHS и LaserDisc, причём на LaserDisc он был выпущен и в виде коллекционного режиссёрского издания, на котором можно было найти множество различных дополнительных материалов, среди которых были и удалённые сцены. Впервые на DVD он был выпущен компанией Disney 17 июня 1998 года, в виде однодискового издания без каких-либо дополнительных материалов. Чуть позже в 2001 году в Великобритании было выпущено более адекватное статусу фильма коллекционное двухдисковое издание со всеми выходившими ранее на LaserDisc "допами" и с полнометражной документалкой "Буги изо всех сил" (Full Tilt Boogie, 1997) очень подробно рассказывающей о съёмках этого фильма.

В высоком разрешении у себя на родине фильм вышел только 3 мая 2011 года в виде более чем посредственного издания от компании Echo Bridge Entertainment как в виде отдельного издания, так и в составе сборника с другим частями серии, без каких-либо дополнительных материалов. Спустя год, также, как и в случае с DVD, более приличное издание вышло в Великобритании, где фильм был выпущен в виде общего бокс-сета со второй и третьей частью. Там уже были добавлены все выходившие ранее дополнительные материалы и качество видео было получше. Недавно компания Paramount анонсировала и переиздания фильма в ультравысоком разрешении, правда без уточнения каких-либо подробностей содержания будущего релиза и даты его выхода.

Версии, в которых фильм выходил

1. Оригинальная "театральная" версия с рейтингом R и продолжительностью 108 минут. Это пока что единственная официальная версия фильма, выходившая практически во всех странах в кинотеатрах и на домашнем видео.

2. В США для эфирного телевидения была смонтирована специальная "телевизионная" версия, в которой название бара Titty Twister было изменено на Kitty Twister как на самой вывеске, так и в репликах героев. Также были вырезаны особо жестокие кадры.

Кадр из "телевизионной" версии фильма
Кадр из "телевизионной" версии фильма

3. Первоначально на DVD в Германии была выпущена сильно сокращённая версия продолжительностью 87 минут, в которой была полностью вырезана открывающая фильм сцена, в которой братья Гекко убивают шерифа и продавца алкогольного магазина, и вырезаны все жестокие кадры из второй половины.

4. Также в Германии и первое издание фильма на Blu-Ray было немного подредактировано, хотя и не так сильно в предыдущем пункте. Продолжительность 106 минут. Открывающая фильм сцена осталась на месте, но не целиком - все особо кровавые и жестокие кадры были вырезаны, также поступили и со всеми сценами при участии вампиров.

Если кому интересно, в сети нашёл ролик, где собраны все удалённые из фильма сцены с комментариями от Родригеса и Тарантино, которые доступны на DVD и Blu-Ray:

Мне так и не удалось найти ни одну из германских сокращённых версий, так что сравнивать пока что нечего. Есть ещё небольшая надежда, что Paramount в свой новый релиз 4К релиз этого фильма положит версию "без цензуры", хотя никаких официальных заявлений она по этому поводу и не делала.

Рубрика "Случайный фильм из прошлого"
Рекомендации