Рубрика "Случайный фильм из прошлого"
Сюжет. Пятеро грабителей собираются в небольшом мотеле, чтобы ограбить банк в Мексике. Один из них по дороге попадает в аварию и обращается за помощью в близлежащий бар под названием Titty Twister...
Кассовые сборы первого "От заката до рассвета" были не особо впечатляющими и поначалу компания Miramax не планировала снимать его продолжение, однако неожиданно для всех фильм стал настоящим хитом на домашнем видео и в первый год после своего релиза принёс создателям ещё около $20 млн. Также в то время Miramax вошла во вкус производства относительно недорогих продолжений популярных фильмов, которые она выпускала сразу на домашнем видео минуя кинотеатральный прокат. Производство таких фильмов обходилось в сумму порядка $4-5 млн., не нужно было тратиться на дорогостоящую рекламу и отдавать часть прибыли кинотеатрам, так что деньги они приносили очень даже неплохие. Особенно компанию вдохновил успех недавно выпущенного таким образом фильма "Пророчество 2" (The Prophecy II, 1998), очень успешно продававшегося на видеокассетах.
Так что было принято решение таким же путём выпустить и продолжение "От заката до рассвета", при чём Miramax была настолько уверена в успехе, что запустила в производство сразу два фильма - продолжение под названием "От заката до рассвета 2: Кровавые деньги из Техаса" и предысторию "От заката до рассвета 3: Дочь палача", выделив на съёмки каждого из них по $5 млн. Тарантино и Родригес ограничились на этих проектах функциями исполнительных продюсеров, причём, хотя они и были оба упомянуты в титрах каждого из них, по факту Тарантино вместе со своим постоянным продюсером Лоуренсом Бендером занимался производством только "Кровавых денег Техаса", а Родригес - "Дочери палача", и друг другу они практически не "мешали".
Когда руководитель студии Miramax спросил у Тарантино, кого бы он порекомендовал взять на пост режиссёра сиквела, тот сходу назвал имя Скотта Шпигеля, с которым их связывали давние дружеские отношения. Шпигель был очень известным человеком в среде фанатов фильмов ужасов. Он был другом детства режиссёра Сэма Рэйми и актёра Брюса Кэмпбелла, с которыми они вместе работали над своим первыми короткометражными фильмами, включая и положенную в основу культовых "Зловещих мертвецов" короткометражку "В лесах" (Within the Woods, 1978). На съёмках первых "Зловещих мертвецов" он большой роли не сыграл, только появился в кадре как замена некоторых персонажей в кадрах, снятых после основного съёмочного периода, зато во второй части он уже был полноценным соавтором сценария на пару с Рэйми.
Шпигель познакомился с Тарантино, когда тот ещё работал в видеопрокате и именному благодаря его рекомендации Квентин получил возможность написать сценарий к первому "От заката до рассвета", что буквально положило старт его кинокарьере. В благодарность за это Тарантино адресовал Шпигелю благодарственную надпись в финальных титрах первого фильма:
Вайнштейну предложенная Тарантино кандидатура пришлась по душе, тем более он уже успел познакомиться с ним лично - Шпигель незадолго до этого работал над одним из отвергнутых вариантов сценария для продюсируемого Miramax шестого фильма о Майкле Майерсе "Хэллоуин 6: Проклятие Майкла Майерса" (Halloween: The Curse of Michael Myers, 1995).
Шпигель уже довольно долго сидел без дела, от работы над его последним на тот момент фильмом "Безумный" (The Nutt House, 1992) он был отстранён продюсерами и с тех пор перебивался только небольшими ролями в проектах своих приятелей, таких как, например, "Быстрый и мертвый" (The Quick and the Dead, 1995) Сэма Рэйми, где он сыграл эпизодическую роль Человека с золотыми зубами. Так что подвернувшейся возможности он был несказанно рад, тем более что Тарантино дал ему возможность самому написать сценарий к будущему фильму, ничем, кроме бюджета и некоторых основных моментов, его не ограничивая, и оказывал всяческую помощь и на последующих этапах производства.
В первом варианте сценария, написанном Шпигелем совместно со своим приятелем известным режиссёром и сценаристом Боазом Якином, с которым они в начале 90-х работали и вместе над фильмом Клинта Иствуда "Новичок" (The Rookie, 1990), в самом начале фильма герой Джорджа Клуни погибал в перестрелке с полицией. Узнав об этом, его подельники, которым были нужны деньги, находившиеся у него, для организации более крупного дела в Мексике, отправляются в последнее место, где его с братом до этого видели живым - бар Titty Twister, в надежде найти Ричи и выяснить, где сейчас находятся их деньги. Прибыв на место, они обнаруживают, что Ричи стал новым главой вампирского притона. Вскоре, когда герои понимают, что творится что-то неладное, начинается перестрелка, в которой гангстеры, чудом оставшись в живых, убивают Ричи и всех вампиров и сжигают бар дотла. Позже, оказывается, что одного из гангстеров всё-таки успел перед смертью укусить Риччи, и это позже становится большой проблемой при ограблении того самого большого банка в Мексике.
Бобу Вайнштайну очень понравилась придуманная Шпигелем история, а вот Тарантино оказался категорически против того, чтобы возвращать на экран Ричи, которого он сыграл в оригинальном фильме. И с его подачи сценарист Дуан Уайтакер, сыгравший в фильме также и одну из главных ролей, полностью переписал начало фильма и некоторые сюжетные линии. Также, ещё до того, как как Шпигель начал работы над сценарием, Тарантино предложил ему пару идей, которые он мог бы на своё усмотрение использовать в фильме. Так, например, Квентин придумал историю о разъярённом парне с пистолетом, который врывается на съёмочную площадку порно фильма с его сестрой в главной роли, отшвыривает её в сторону и расстреливает всех присутствующих и даже парня, который принёс пончики. Также ему принадлежат и следующие реплики - "И что произошло у дантиста?" (What happened at the dentist?), "Они перее***ли друг-друга. А ты что думал? Это же порно фильм." (They all fuck each other, what do you think it’s a porno movie.)
Никто из основных персонажей первого фильма в продолжении не появляется, кроме Дэнни Трехо, но играет он другого персонажа - брата-близнеца бармена Titty Twister Бритвы Чарли - Бритву Эдди. А главного героя в сиквеле сыграл знаменитый "жидкий Терминатор" Роберт Патрик, чья карьера к концу 90-х состояла из второстепенных ролей в крупных голливудских фильмах и главных ролей в многочисленных B-movie проектах, которыми он никогда не брезговал.
В открывающей фильм сцене Шпигель уговорил сняться своего школьного приятеля Эша из "Зловещих мертвецов" Брюса Кэмпбелла в компании с популярной в середине 90-х, благодаря сериалу "Беверли-Хиллз 90210" (Beverly Hills, 90210, 1990–2000), актрисе Тиффани-Эмбер Тиссен. Также в фильме снялся и родной сын актёра Майкла Паркса - Джеймс, который сыграл небольшую роль помощника шерифа, сына героя Майкла Паркса из первого фильма. Кстати этот персонаж в исполнении Джеймса Паркса позже появится в камео в фильмах Тарантино "Убить Билла 1,2" и "Доказательство смерти", а также в родригесовском "Мачете".
Студия предоставила Шпигелю два варианта того, как может пройти съёмочный период. Либо он снимает в течение 21 дня в Соединённых штатах, либо едет в Южную Африку, где на те же деньги он сможет себе позволить уже снимать в течение 40 дней. Шпигель выбрал второй вариант и вся съёмочная группа и актёры в середине января 1998 года отправилась в южноафриканский город Кейптаун.
Вот какие впечатления остались у режиссёра о времени, проведённом в Африке: "Каким бы красивым ни был Кейптаун, но у них там такой менталитет, что "жизнь - это ерунда", и для меня это было действительно тяжело. Мы искали локации для съёмок, и какие-то психи в универсале промчались мимо нас со скоростью около 120 миль в час. Я сказал: «Вау, я даю ему шесть месяцев жизни», и буквально через четыре секунды они ударились о бетонное ограждение и перевернулись, а наш парень, снимавший локации, снял всё на видео. Одному человеку удалось спастись, но остальные погибли. Я чувствовал себя кем-то вроде Злой ведьмы Востока, которая только и ждёт, когда мне на голову упадет дом. И хотя во время съёмок в павильоне мы чувствовали себя спокойно, как только мы выходили на дорогу, нам сразу становилось не по себе. Там нигде нет полиции, и это было по-настоящему странным для меня."
Премьера фильма состоялась 16 марта 1999 года на видеокассетах формата VHS, а полгода спустя, 28 сентября он был выпущен и на DVD. Точных данных о прибыли полученной от продаж физических носителей с этим фильмом и сдачи его в прокат, но одна из крупнейших сетей видеопроката в США в то время как-то обмолвилась, что один из её магазинов сдавал в прокат свои пять копий "От заката до рассвета 2" по 15 раз в неделю. И по приблизительным подсчётам за первые пять недель с момента выхода фильма прибыль составила около $4,5 млн. И позже ответственные люди в Miramax заявляли, что был даже побит рекорд, установленный до этого второй частью "Пророчества".
А вот реакция критиков, впрочем, как и отзывы посмотревших фильм зрителей, оказались очень негативными. На Rotten Tomatoes у фильма очень скромные 9% свежести на основании 11 рецензий, и зрительский рейтинг тоже ненамного выше - 20%.
Объективно говоря фильм конечно сложно назвать хорошим, особенно если сравнивать его с неподражаемой первой частью, но если отбросить все предрассудки и попытаться посмотреть его непредвзято, то можно увидеть и положительные моменты. В фильме есть несколько забавных сцен и диалогов, неплохой актёрский состав и относительно неплохие для своего бюджета спецэффекты, за создание которых, как и в первом фильме, отвечала легендарная студия KNB EFX Group. Есть и несколько забавных и необычных кадров, которые Шпигель явно позаимствовал у своего приятеля Сэма Рейми, такие, например, как вид изо рта вампира, вид из поворачивающейся вместе с вентилятором камеры или вид из камеры, вращающейся вместе с кодовой рукояткой банковского сейфа. И в целом, если не выдвигать к фильму непомерно завышенных требований, не учитывающих его происхождение, то можно и получить определённое удовольствие от его просмотра, но тут уж, как говорится, на любителя.
Фильм позже переиздавался и в высоком разрешении в формате Blu-Ray, правда с довольно посредственным качеством картинки. Его копию можно отыскать и на просторах нашего интернета с очень приличным перечнем различных переводов - тут есть и несколько телевизионных многоголосок, и авторские переводы от легенд эпохи видеосалонов Юрия Живова, Адрея Дольского и Андрея Гаврилова, а также от некого Даниса Нурмухаметова, похоже, что представителя нового поколения авторских переводчиков. Тут уж каждый может выбрать то, что ему по вкусу.