Найти тему
39,4K подписчиков

«Я теперь точно новый человек стал»

4,3K прочитали
(Трилогия о Бальзаминове) Так будет восклицать Мишенька, узнав, что, хоть и «много он маху давал, а теперь попал» в цель, и добавит ещё: «Маменька, я теперь не Бальзаминов, а кто-нибудь другой!

(Трилогия о Бальзаминове)

Так будет восклицать Мишенька, узнав, что, хоть и «много он маху давал, а теперь попал» в цель, и добавит ещё: «Маменька, я теперь не Бальзаминов, а кто-нибудь другой!»

Итак, давайте снова посмотрим, каковы же перспективы семейной жизни для него. Здесь я, пожалуй, соглашусь с теми, что считает исчерпывающим название комедии «За чем пойдёшь, то и найдёшь».

«Вдруг вижу я, маменька, будто иду я по саду; навстречу мне идёт дама красоты необыкновенной и говорит: "Господин Бальзаминов, я вас люблю и обожаю!"» Об этом сне расскажет он в самом начале комедии. Когда мать спросит: «Да ты помнишь ли в лицо ту даму, которую видел во сне-то?» - ответит: «Помню, маменька; как сейчас гляжу: лицо такое, знаете, снисходительное...» Заметим: говорит не о чертах лица (они, как мы помним, для него, как для другого киногероя, «второстепенная подробность», если есть богатство), а о выражении его: «Это, маменька, для нас первое дело. У кого в лице строгость, я ведь с тем человеком разговаривать не могу, маменька».

Как же смотрит на него Белотелова (ещё раз подчеркну: не в фильме, а в пьесе)?

Для начала спрашивает: «Зачем же вы?»- и, вполне удовлетворившись ответом «Влюблён-с», предлагает: «Лучше сядем». А затем последует очень краткий диалог (вспомним, что вдовушка долгих разговоров не любит, одна из причин, почему не ездит по гостям, - «а приедешь - разговаривать нужно»), в ходе которого она ещё раз выяснит, что Мишенька попал к ней «через забор-с» «от любви-с». И ответит на вопрос «Вы не сердитесь на меня-с?»: «Нет, я никогда не сержусь. Я добрая». По-моему, совершенно ясно, что выражение лица именно «снисходительное», а потому и доволен «жених», и на предложение вместе ничего не делать откликнется: «Даже за счастие почту-с», - и обращение «Вы меня любите, и я вас буду...» понимает абсолютно правильно: «Со мной наяву то было, что никому ни в жизнь не приснится».

И не ошибается! После его ухода повеселевшая («Вот мне теперь гораздо веселей») Домна Евстигнеевна не только приказывает: «Ты мне его!.. Свадьба долго; а он чтоб и прежде каждый день... ко мне...» - но и подарок посылает. Сваха будет рассказывать, думается, достаточно точно: «Да что тут сумлеваться-то! Хоть завтра же свадьба! Так он ей понравился, что говорит: "Сейчас подавай его сюда!" Ну сейчас, говорю, нехорошо, а завтра я тебе его предоставлю. "А чтоб он не сумлевался, так вот снеси ему, говорит, часы золотые!" Вот они! Отличные, после мужа остались». Итак, вдова довольна: получает мужа, с которым можно вдвоём ничего не делать. То, что он, по определению свахи, «порядочно дурашен», роли не играет.

Не раз я встречала вопросы, кто управляет её капиталом, явно немалым. У неё есть «лавки» (небольшие магазины), одна из которых - в Китай-городе. В XIX веке Китай-город - центр московской торговли, поэтому смею предположить, что коммерция у Белотеловой ведётся весьма успешно, хотя автор нигде не указывает, кто именно всё ведёт. Явно же не не в меру ленивая вдовушка! Очевидно, ещё при жизни мужа дело было поставлено на достаточно прочную основу, которую трудно поколебать. И, скорее всего, новоявленному супругу свои «деловые качества» здесь применять не придётся, так что растранжирить состояние он вряд ли сумеет.

Конечно же, взять «с собой денег пятьдесят тысяч» он вряд ли сможет. Да он, собственно говоря, и не очень-то истинную цену деньгам знает: то мечтает проживать по тысяче в год, то огромную сумму с собой хочет взять, то свахе, которой обещал: «Я тебя золотом осыплю», - «щедро» прибавляет («Ну, так вот ты знай же, какой я человек!») пятьдесят рублей к обещанным двум тысячам... Сразу вспоминается его диалог с Неуеденовым: «Я за большим, пожалуй, не погонюсь: мне хоть бы что-нибудь дали». - «Ведь у тебя ни гроша нет, так тебе все барыш, что ни дай». А вот размышлять, кому деньги «отдать на сбережение, пока мы на гулянье-то ездим», уже не придётся — всё давно устроено.

Но в то же время не думаю, чтобы ему пришлось испытывать нужду в чём-либо. Помимо золотых часов наверняка получит он и другие подарки от жены. Вспомним его мечты и надежды («Теперь, маменька, и дрожки беговые, и лошадь серая, и всё...», «У меня теперь в голове, маменька, лошади, экипажи, а главное - одежда чтобы к лицу»). Думаю, что всё это у него появится, также как и пресловутый «голубой плащ на чёрной бархатной подкладке».

И то, что супруга «уж оченно полна», полагаю, долго смущать его не будет. Главное — что он «подстрелил лебедь белую», «попал - под самое под правое крылышко». Будет он с ней, как мечтает, и нежно разговаривать, и целоваться.

Конечно, вряд ли сбудется другая его мечта - «Вот будто я сижу в зале у окошка, в бархатном халате; вдруг подходит жена... "Поедем, говорит, душенька, на гулянье!"... Я говорю: "Поди, душенька, одеваться, и я сейчас оденусь"». То есть, конечно, сидеть в бархатном халате у окошка он будет, только вот очень сомневаюсь, что Белотелова (ох, извините, уже Бальзаминова!) станет разъезжать по гуляньям, для неё же одеванье — непосильный труд. А потому вряд ли будет и вот это - «Вот едем мы дорогой, все нам кланяются. Приезжаем в Эрмитаж, и там все кланяются; я держу себя гордо... Вот, маменька, выхожу я из саду, жандарм кричит: "Коляску Бальзаминову!"»

Очень ли это его расстроит? Можно предполагать всякое, но мне кажется, что, получив возможность не «ходить в должность», а сидеть возле благоверной (и непременно «в бархатном халате»!) и вместе с ней ничего не делать для него - уже причина быть довольным жизнью.

Вспомним, как сваха ему говорила: «Ты глупый человек, значит тебе умней себя искать невесту нельзя... Значит, тебе нужно искать глупей себя. Вот такую-то я тебе теперь...» Конечно же, она совершенно права. И, думается, получится вполне гармоничная пара.

И остаётся ещё один вопрос — о маменьке. Тут, конечно, может быть по-всякому. Возможно, найдётся ей в богатом доме уютное местечко, где она сможет по-старому пытаться разгадать свои сны. Возможно, не захочет богатая невестка поселить её у себя в доме, но, думается, и в этом случае в нужде не оставит (она же добрая!), поселив в каком-нибудь «домике-крошечке», где можно будет безбедно жить.

И, думаю, рядом с ней будет и Матрёна, которая, как верно заметили мои читатели, стала уже даже не прислугой, а своим человеком в бальзаминовском доме:

(Трилогия о Бальзаминове) Так будет восклицать Мишенька, узнав, что, хоть и «много он маху давал, а теперь попал» в цель, и добавит ещё: «Маменька, я теперь не Бальзаминов, а кто-нибудь другой!-2

И, наверное, не раз и не два заглянет «на огонёк» Акулина Гавриловна. Я думаю, что она по-прежнему будет вхожа в купеческий дом, а так как умнее она обоих супругов, вместе взятых, в несколько раз, то и посоветует, и развлечение придумает... И с маменькой потом за рюмочкой о происходящем посплетничает:

(Трилогия о Бальзаминове) Так будет восклицать Мишенька, узнав, что, хоть и «много он маху давал, а теперь попал» в цель, и добавит ещё: «Маменька, я теперь не Бальзаминов, а кто-нибудь другой!-3

Вот и покатятся мирные дни...

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь

"Путеводитель" по пьесам Островского здесь