В письме своему другу Джону Форбсу Уайту Йозеф Израэлс однажды напишет: «Мой Исаак так любит животных, что говорит о них и мечтает о них, он истинный художник-анималист».
Исааку, единственному сыну известного голландского художника-жанриста Йозефа Израэлса в то время было всего шесть лет. Естественно, что Йозеф рано начал учить сына принципам живописи.
В 1885 году Исаак Израэлс поступил в Амстердамскую академию искусств вместе со своим лучшим другом Георгом Хендриком Брайтнером. Позже их назовут художниками второго (молодого) поколения Гаагской школы живописи.
Израэлс младший выбрал своей темой повседневную жизнь: мимолетные уличные сценки, кафе и кабаре, жизнь и труд обычных людей. Он восхищался романом Эмиля Золя «Жерминаль», провел год, путешествуя по шахтерским районам.
Когда в 1894 году умерла его мать, Алейда, Исаак уехал за границу. Отец сопровождал его. Путешествие это было, скорее, побегом – от знакомой обстановки, от горя. Яркое солнце и поразительные цвета Северной Африки вдохновили Исаака на долгие годы.
И после возвращения на родину отец и сын часто проводили время вместе – работали в общей мастерской в Гааге, а летом арендовали виллу в курортном местечке Схевенинген.
Йозеф часто бесцельно бродил по пляжам. Он мало работал, лишь присматривался к беспечной, шумной толпе:
«В то летнее время в Схевенингене, во время купания и в жаркую погоду, я.... был занят лишь подсчетом своих этюдов и тем, что предстоит сделать ....сцену на берегу или картину, полностью повторяющую природу, настолько естественную, будто это старая голландская школа 17 века».
Сохранился офорт Макса Либермана, на котором изображен старый художник, который в пальто и шляпе, заложив руки за спину, бродит среди пляжных кабинок:
Йозефа Израэлса издавна интересовала нелегкая жизнь и судьба рыбаков и их семей. В молодости он некоторое время жил в бедной рыбацкой деревушке Зандвоорт, где выздоравливал после болезни.
Возможно, именно сам Йозеф наиболее точно выразил разницу в работах своих и сына, когда написал, что Исаак «изображал солдат, направляющихся на поле боя, в то время как сам он изображал их плачущих вдов».
Композиции Йозефа Израэлса драматичны, эмоциональны, тщательно выверены. Художник всегда, даже когда изображает достаточно мирные сцены (детей на пляже) сосредоточен на том, чтобы взывать к чувствам зрителя. Детство не всегда и не для всех безоблачно – для многих в памяти остаются босые ноги, старая одежда, жалкие игрушки, голод и нищета.
Исаак же, разделяя интерес отца к судьбе человека, видит, прежде всего, свет и цвет жизни, а не горе и нищету. Исаак – художник беззаботного образа жизни, движения. Никакой сентиментальности, лишь запечатленный момент.
Он наслаждается летом, солнцем, бликами на воде, яркой толпой отдыхающих, открывает для себя новое искусство – фотографию. Это новизна и свежесть, о которой Ян Вет, искусствовед и современник, написал:
«Его работы - это искусство, потому что они обладают силой почти оживать, и эта сила не теряется в ярких светловолосых фигурах девушек – она практически прорывается из его мазков яркими и красивыми красками».
Пирс длиной 372 метра был построен в 1901 году. Израэлс изобразил и «Ротонду», восьмиугольное здание в конце пирса, где любили обедать и слушать музыку отдыхающие. Справа от героини картины можно увидеть плетеные кабинки для купальщиков под названием «страндкорвен».
Но больше всего его привлекает незатейливый сюжет, местное развлечение – катание на осликах по пляжу. Тема не нова. Вспоминаются работы художников старшего поколения Гаагской школы, изобразивших своеобразный «пункт проката» осликов:
Исаак Израэлс создал около 35 работ на тему детей или подростков, катающихся на осликах. Но они кажутся, скорее, этюдами, предваряющими главную его картину.
Картина «Верхом на осликах вдоль пляжа» является частью коллекции Государственного музея в Амстердаме. На ней художник изобразил трех маленьких девочек, катающихся на осликах вдоль береговой линии.
Девочки эти – дочери знакомых художника. Сценка похожа на случайный снимок, передающий атмосферу беззаботного солнечного дня – прозрачная вода отмелей, ветерок, воздушные платья, яркие шляпки.
Но правда момента заключается и в фигуре юного погонщика осликов. Привлекают внимание его босые загорелые ноги, рабочая одежда, плотная, призванная, прежде всего, защищать от солнца, которым другие наслаждаются. То, что является развлечением для девочек, для погонщика – нелегкий ежедневный труд.
Случайно, или намеренно, художник изобразил на заднем плане замок из песка, который почти размыл прибой.
Правда жизни, передача которой роднит творчество отца и сына, от которой невозможно отвернуться, мимо которой нельзя пройти.
«Вот как обычно бывает: две картины висят, прямо напротив друг друга, одна внешне красивая, а другая простая и честная. Эти простота и истина являются верными характеристиками искусства. Ну а люди порой не могут этого понять. Именно мишуре они отдают свою благосклонность».
Йозеф Израэлс
Обложка: "Верхом на осликах вдоль пляжа". Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Верхом_на_ослике_вдоль_пляжа#/media/Файл:Isaac_Israels_-_Donkeyride.jpg
Рекомендую вам свои любимые каналы:
Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.