Довольно удачный проект бронепалубного крейсера «Богатырь» немецкой постройки был поставлен в серию на отечественных верфях. По два корабля заложили на Балтике и на Черном море. Из двух балтийских достроен был один-«Олег», второй- «Витязь» сгорел на стапеле. Черноморские крейсера получили имена в честь побед русского оружия над турками-«Очаков» и «Кагул», были благополучно достроены и вошли в состав Черноморского флота. Судьба «Очакова» более известна и на нем можно остановиться в отдельной статье, а вот "долгожителем" из всех крейсеров этого типа стал тот, что был наречен «Кагулом», хотя потом сменил несколько названий.
4 мая 1901 года крейсер был зачислен в списки судов Черноморского флота и 5 сентября 1901 года заложен на эллинге Николаевского адмиралтейства, спущен на воду 2 мая 1902 года, вступил в строй в 1905 году.
Сражение при Кагуле — одна из ключевых битв русско-турецкой войны 1768—1774, состоявшаяся 21 июля (1 августа) 1770 года на реке Кагул, на юге современной Молдавии (между городом Вулканешты и селом Гречень). В ней русская армия числом не более 17 тысяч пехотинцев и нескольких тысяч кавалеристов разгромила османское войско численностью 150 тысяч человек.
Впрочем «Кагулом» крейсер был недолго. 25 марта (7 апреля) 1907 года он был переименован в «Память Меркурия», в честь подвига брига «Мерку́рий».
«Мерку́рий» — 18-пушечный военный бриг русского флота. Был заложен в Севастополе 28 января (9 февраля) 1819 года и спущен на воду 7 (19) мая 1820 года. В мае 1829 года, во время Русско-турецкой войны (1828—1829 гг.) бриг под командованием капитан-лейтенанта Александра Ивановича Казарского одержал победу в неравном бою с двумя турецкими линейными кораблями, чем увековечил своё имя и за что был награждён кормовым Георгиевским флагом.
Крейсер активно воевал в Первую мировую войну, после Октября 1917 года в течение месяца щеголял флагом УНР, потом одумался и поднял красный флаг. В 1918-1920 годах пошел по рукам, не покидая Севастополя. Немцы, петлюровцы, англо-французы, красные, белые... Первыми взорвали мащины британцы, покидая негостеприимный Севастополь, подгадили напоследок белые, корабль был небоеспособен. Увести его в Стамбул Врангель не смог.
22 ноября 1920 года после бегства врангелевской армии из Крыма крейсер был захвачен частями РККА.
В 1921 году после постановки на ремонт его включили в состав Морских сил Чёрного и Азовского морей (МСЧиАМ) РККФ Советской России в качестве флагманского корабля. Восстановление крупных кораблей Черноморского флота началось в сентябре 1922 года с капитального ремонта крейсера «Память Меркурия» на Севастопольском морском заводе.
В 1922 году он был переклассифицирован в учебный крейсер, начиная с лета этого года на нём стала дислоцироваться школа младшего начсостава Морских сил Чёрного моря (МСЧМ) РККФ.
В процессе ремонта, 31 декабря 1922 года переименован в «Коминте́рн» (сокращение от «Коммунистический интернационал»).
Коммунисти́ческий интернациона́л (Коминте́рн, III Интернациона́л) — международная организация, объединявшая коммунистические партии различных стран в 1919—1943 годах. По формулировке Ленина — «союз рабочих всего мира, стремящихся к установлению Советской власти во всех странах».
Белогвардейцы и иностранные интервенты при бегстве из Севастополя взорвали машины корабля, утопили затворы артиллерийских орудий, были затоплены отсеки дна, из них вода проникла в котельные и машинные отделения, была нарушена изоляция электрооборудования.
«На кораблях были взорваны главные машины, котлы и водонепроницаемые переборки. Все вспомогательные механизмы полуразрушены и покрыты ржавчиной. Прежде чем восстановить крейсер, нужно было вынести сотни тонн взорванного металла и тысячи тонн застоявшейся вонючей жижи».Капитан 1-го ранга П.И. Петров
Крейсер ввели в сухой док и начали работы по очистке корпуса и механизмов. Лозунгом корабелов в 1922-23 годах стал «Даёшь „Коминтерн“!».
При ремонте использовались на запчасти механизмы со старых линейных кораблей «Евстафий» и «Иоанн Златоуст»; цилиндры главных паровых машин были сняты со списанного однотипного крейсера «Богатырь», их доставил с Балтики старший механик крейсера Д. П. Вдовиченко.
Наши берега Чёрного моря являются рубежом с капиталистическими соседями, которым доверять в миролюбии не приходится. Ибо наша Революция. Наша рабоче-крестьянская Республика для капиталистических стран есть мозоль, бельмо на глазу, которое они всяческим образом и действиями стараются удалить. Поэтому наш боевой красный черноморский флот необходим для защиты наших берегов от нападения. Общими усилиями. Своим героическим революционным энтузиазмом даём обещание — выпустить «Коминтерн» из ремонта в 1 мая 1923 г.- резолюции одного из собраний коллектива завода
На крейсер установили новое вооружение (шестнадцать бывших в употреблении 130-мм орудий, в том числе шесть орудий с разоруженных канонерских лодок Азовской флотилии, шесть с затонувшего в Севастополе линкора «Императрица Мария» и четыре с крейсера «Богатырь»; три 76-мм зенитных орудия Лендера, две 47-мм пушки и четыре пулемета Максим ) и оборудование для минных постановок, демонтировали торпедные аппараты.
Были восстановлены 10 из 16-и котлов, крейсер мог развивать скорость до 17-19 узлов, а дальность плавания достигала 1 050 миль на полном ходу и 3000 миль при скорости 12 узлов.
«Коминтерн» был сдан к намеченной дате. В мае 1923 года крейсер «Коминтерн» вышел в море на ходовые испытания. В июне 1923 года крейсер поднял военно-морской флаг, вступив в состав Морских сил Чёрного моря. 7 ноября 1923 года крейсер был вновь введён в строй.
После увода Врангелем основных сил Черноморского флота в Стамбул, оставшиеся в распоряжении Советской России корабли -это бронепалубный крейсер с паровыми машинами и несколько эсминцев типа «Новик». Этого было очень мало для защиты побережья Черного моря.
В Черноморском флоте СССР «Коминтерн» числился как крейсер, учебный крейсер, минный заградитель или крейсер-минный заградитель.
"Докоминтерновский" период истории крейсера будет в отдельной статье.
«Коминтерн» ( до 31.12.1922 «Кагул», до 7.04.1907- «Память Меркурия» ). Заложен на эллинге Николаевского адмиралтейства 5 сентября 1901 года. Спущен на воду 2 мая 1902 года. Зачислен в списки судов Черноморского флота 4 мая 1901 года. Вступил в строй в 1905 году. Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов с 19 января 1913 года по 14 мая 1914 года в Севастопольском порту.
В составе РККФ с 12 ноября 1917 года. Окончательно- с 1920 года. Введен в эксплуатацию Июнь 1923 года. Списан 17 июля 1942 года. Затонул как волнорез в конце 1942 года.
Как построен- Водоизмещение 6 645 длинных тонн (6 752 тонн). Длина 134 м (439 футов 8 дюймов). Ширина 16,6 м (54 фута 6 дюймов). Осадка 6,3 м (20 футов 8 дюймов)
Броня- палуба: 80 мм (3,1 дюйма). Башни: 127 мм (5,0 дюйма). Казематы: 80 мм (3,1 дюйма). Боевая рубка: 140 мм (5,5 дюйма)
Движитель- 2 вала; 2 паровые машины тройного расширения, 16 Котлов "Норман", 23,000л.с. Скорость 23 узла. Экипаж 589 человек
Вооружение-2 × 2, 8 × 1 6 дюймов (152 мм) орудий, 12 × 1 75-мм (3,0 дюйма) орудий, 8 ×1 47-мм (1,9 дюйма) орудий, 2 × 1 37-мм (1,5 дюйма) орудия, 2 × 15 дюймов (380 мм) торпедные аппараты
Водоизмещение: 6340 длинных тонн (6440 тонн); 7070 тонн (1905); 7838 тонн( 1941). Длина 134,1/134,9 м. Ширина 16,4/ 16,61 м. Осадка 6,81 м.
Бронирование- палуба — 35-76 мм, каземат 35-79 мм, башни 125 мм, рубка 140-152 мм.
Двигатели - 2 вертикальные 4-цилиндровые паровые машины тройного расширения системы Шлика, 16 котлов Нормана (1905); 10 котлов Нормана + 6 неисправных (1923); 6 котлов Нормана + 6 неисправных (1931), 19 500 л. с. Движитель 2 валопровода, 2 винта. Скорость хода 24,75 узлов (1905); 10-14 узлов (1941). Дальность плавания 5320 морских миль или 2100 миль со скоростью 12 узлов. Экипаж 576-730 человек
Вооружение- 1905:2 × 2 + 8 × 1 — 152-мм/45, 12 × 1 — 75-мм/50, 8 × 1 — 47-мм, 2 × 1 — 37-мм; 1914:2 × 2 + 12 × 1 — 152-мм/45, 2[2] × 1 — 75-мм/50, 8 × 1 — 47-мм, 2 × 1 — 37-мм; 1923:2 × 2 + 12 × 1 — 130-мм/55, 2 × 1 — 47-мм; 1931: 8 × 1 — 130-мм/55 (10 × 1 – 130 мм), 4 × 1 — 75-мм/50, 2 × 1 — 47-мм; осень 1941:8 × 1 — 130-мм/55 (6 × 1 – 130 мм).
Зенитная артиллерия 1916: 2 × 1 — 76,2-мм; 1923: 3 × 1 — 76,2-мм, 4 × 1 — 7,62-мм; 1931: 3 × 1 — 76,2-мм, 2 × 1 — 37-мм, 4 × 1 — 7,62-мм; 1941: 3 × 1 — 76,2-мм, 3 × 1 — 45-мм, 2 × 1 — 37-мм, 2 × 4 — 7,62-мм или 4 × 1 – 76,2 мм (3,00 дюйма), 3 × 1 - 25 мм (0,98 дюйма); 1942 :3 × 1 — 76,2-мм, 3 × 1 — 45-мм, 3 × 1 — 25-мм, 4 × 1 — 12,7-мм. Противолодочное вооружение 1941: 2 × 1 бомбомёта БМБ-1 (40 бомб ББ-1). Минно-торпедное вооружение 1905—1922: 2 × 3 торпедных аппарата– 457 мм или 2 × 1 — 381-мм подводных ТА (торпеды Уайтхеда); 1923: 195-200 мин обр. 1908/12 гг.; 1941: 120 мин типа КБ или 160 мин обр. 1926 г.
1912- сняты - 8 х 1 - 47мм/40, 2 х 5 - 37мм/17
1914- сняты 12 х 1 - 75мм/48; установлены 4 х 1 - 152 мм/44 Кане, 2 х 1 - 75мм/48 Кане зенитные
1923-сняты 2 х 2 - 152 мм/44, 12 х 1 - 152мм/44, 2 х 1 - 75мм/48; установлены 16 х 1 — 130 мм/53, 2 х 1 — 47мм/40 Гочкис
1931-снято 4 котла; максимальная скорость - 12 узлов; сняты 6 х 1 - 130 мм/53, 2 х 1 - 47мм/40; установлены 4 х 1 - 76 мм/28 8К
начало 1941- носовая труба снята; сняты 2 х 1 – 130 мм/53, 1 х 1 – 76 мм/28; установлены 3 х 1 – 45 мм/43 21К, 5 х 1 – 12,7мм/79; 195 мин.
Лето 1941 - установлены 2 х 1 - 25 мм/70 72К
начало 1942 - сняты - 3 х 1 - 76мм/28; установлены 3 х 1 - 76 мм/52 34К
Крейсер имел водоизмещение 6340 длинных тонн (6440 тонн) при общей длине 134,9 метра (442 фута 7 дюймов), ширине 16,4 метра (53 фута 10 дюймов) и средней осадке около 6,8 метра (22 фута 4 дюйма). Экипаж состоял из 573 офицеров и матросов.
Силовая установка состояла из двух вертикальных паровых двигателей тройного расширения и 16 котлов, каждая работала на один вал, в общей сложности 19 500 лошадиных сил. Максимальная скорость 23 узла.
Во время Первой мировой войны корабль был перевооружен четырнадцатью орудиями 130-мм (5,1 дюйма)/55 B7 образца 1913 года, четыре из которых были расположены в казематах. Его зенитное вооружение состояло из двух 75-миллиметровых (3 дюйма) орудий. На нем также были установлены шесть погруженных 457-миллиметровых (18 дюймов) торпедных аппаратов, по три на каждый борт.
Бронированная палуба 35-мм палуба с 70-76 мм скосами. 4 152-мм орудия размещались в башнях с толщиной брони 127 мм, бортами 89 мм и крышей 30 мм, 4 152-мм орудия были защищены казематами с наружными бортами 76-80 мм и внутренними переборками 25 мм. Еще 4 орудия были защищены всего лишь 25-мм щитами. Все подъемники боекомплекта были защищены 35-30-мм броней. Машины защищали 85-мм гласисы. Толщина брони боевой рубки составляла 140-152 миллиметра (6 дюймов) на стенках и 25 мм для крыши.
В 1930-1931 годах корабль был переоборудован в учебный. Обе башни были сняты (вместо них были установлены одиночные экранированные орудия калибра 130 мм/55), а 4 бортовые орудия калибра 130 мм/55 были заменены 76-мм/30 зенитными орудиями Лендера. Четыре котла из котельной №1 демонтировали, освободившиеся помещения переоборудовали под жилые помещения для курсантов.
В 1924-1925 годах «Коминтерн» принимал участие во всех общефлотских учениях и маневрах, в основном как флагманский корабль начальника Морских сил Черного моря.
В 1925 году на борту «Коминтерна» снимали интерьерные сцены фильма «Броненосец „Потёмкин“» Сергея Эйзенштейна.
В 1927 году в строй вступил крейсер «Червона Украина» и учебный крейсер «Коминтерн» перестал быть флагманом МСЧМ ВМС РККА.
Осенью 1928 года крейсер совершил официальный визит в Стамбул, в тогда дружественную Турцию..
В 1930 году корабль был переоборудован в учебный крейсер. В 1930-1931 годах он прошёл капремонт и модернизацию: в носовом котельном отделении были демонтированы все 4 расположенных там котла — на их месте разместили учебные классы. Носовая дымовая труба № 1 была оставлена на корабле до 1941 года в качестве декоративного элемента. Также был значительно сокращён и изменён состав артиллерийского вооружения: были демонтированы обе орудийные башни — вместо них установлены одноствольные палубные артустановки того же калибра с щитами , а шесть 130-мм орудий на шкафуте заменены на четыре 75-мм пушки Канэ. В качестве дополнительного зенитного вооружения добавлены два 37-мм автомата обр. 1930 г., недавно запущенных в серийное производство.
15 сентября 1931 года после капремонта и модернизации «Коминтерн» переклассифицирован в учебный корабль, стал чисто «учебным» вместо «учебно-боевого».
Пополнение Черноморского флота новыми кораблями повышало роль «Коминтерна» как "учебной парты" флота, на нем прошли обучение тысячи моряков.
В 1932 году «Коминтерн» столкнулся с «Красным Кавказом» и сильно повредил ему полубак.
Следующая модернизация состоялась в конце 30-х годов, была демонтирована носовая дымовая труба, вместо всех 75-мм / 50 орудий установили три одиночных 76,2-мм (3 дюйма) 34-K, три одиночных 45-мм (1,8 дюйма) 21-K, два одиночных 25-мм (0,98 дюйма) и пять 12,7-мм (0,50 дюйма) пулеметов.
В 1941 году крейсер дооборудовали под минный заградитель, он мог нести 195 мин, но скорость к этому времени была лишь 12 узлов.
В начале 1941 года, в ходе очередного текущего ремонта была демонтирована «декоративная» носовая дымовая труба. Убраны устаревшие 75-мм орудия, а две 47-мм пушки Гочкиса заменены тремя 45-мм полуавтоматами 21-К ( неудачные 37-мм автоматы обр. 1930 г. ранее были заменены на 37-мм «Виккерсы» «пом-помы»). Усилено зенитно-пулемётное вооружение: четыре одноствольных 7,62-мм «Максима» заменены двумя счетверёнными установками М4. Установлено противолодочное вооружение, 2 бомбомёта БМБ-1.
Также было усовершенствованно оборудование для минных постановок, после чего в июне 1941 года перед началом Великой Отечественной войны «Коминтерн» переклассифицирован в минзаг (120-160 мин) и оперативно подчинён командующему эскадрой Черноморского флота контр-адмиралу Л. А. Владимирскому. Его штаб отвечал за постановку минных полей на подходах к Севастополю в военное время.
22 июня крейсера «Коминтерн», «Красный Кавказ», «Червона Украина» и несколько эсминцев выставили под Севастополем оборонительное минное заграждение.
8 августа 1941 года «Коминтерн», эсминцы «Незаможник» и «Шаумян» были переведены в Одессу, для поддержки Отдельной Приморской армии. Корабли проводили обстрел румынских позиций и береговых укреплений. «Коминтерн» был флагманом одесского отряда (Северо-западного отряда Черноморского флота). Кроме того крейсер провел несколько конвоев в Одессу и обратно. Стволы орудий главного калибра были в тех боях сильно изношены, за месяц боёв крейсер израсходовал около 2000 снарядов главного калибра. Было выставлено около 5000 мин.
18 августа корабль получил многочисленные осколочные пробоины правого борта от близкого разрыва авиабомбы, приведшего к пожару (6 человек погибли, 46 получили ранения и ожоги).
7 сентября 1941 года «Коминтерн» забрал из осаждённой Одессы 544 раненных и в сопровождении эсминца «Бойкий» ушел в Севастополь, где ему заменили износившиеся стволы орудий. После этого он перебазировался на Новороссийскую ВМБ.
16-17 сентября 1941 года крейсер сопровождал транспорты с войсками из Новороссийска в Ялту для пополнения 51-й отдельной армии.
7 октября 1941 года, после решения об эвакуации Одесского оборонительного района, «Коминтерн» доставил почти 1500 защитников Одессы в Севастополь. Затем крейсер встал на ремонт в Поти.
C ноября 1941 года по март 1942 года крейсер принял участие в битве за Крым и обороне Севастополя.
7 ноября 1941 года, после ремонта, он доставил в Севастополь военные грузы, эвакуировал обратным рейсом около 3000 гражданских лиц, затем до конца года совершил ещё 4 подобных рейса.
С 29 декабря «Коминтерн» участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции, совершил три рейса из кавказских портов в Феодосию, доставляя пополнение и припасы войскам образованного 28 января 1942 года Крымского фронта.
1 января 1942 года он доставил в Феодосию припасы для 44-й армии.
После потери Феодосии, в феврале- марте 1942 года крейсер сделал ещё 4 рейса в осаждённый Севастополь. В четвертый рейс из Новороссийска в Севастополь крейсер отправился с конвоем 9 марта, за день 10 марта моряки отразили 10 атак немецких торпедоносцев. 11 марта конвой прибыл в Севастополь.
11 марта 1942 года при немецком авианалете корабль получил серьезные повреждения (пробита палуба юта, разрушена часть правого борта и кормовых надстроек, потери в составе экипажа), но остался на ходу и сбил два самолета противника.
Поврежденный корабль перевели на менее напряженный транспортный маршрут между Батуми и Новороссийском.
19 апреля 1942 года в ходе налёта немецкой авиации на Новороссийский порт, «Коминтерн» получил ряд осколочных повреждений от близких разрывов бомб, у него отказала левая паровая машина. Через два дня крейсер убыл на ремонт в Батуми. Во время ремонта, кроме устранения повреждений, еще раз усилили зенитное вооружение: 76-мм пушки Лендера заменили на орудия 34-К обр. 1935 г., а два 37-мм «Виккерса» на три 25-мм автомата. Вместо двух 7,62-мм счетверённых зенитных «Максимов» установили четыре 12,7-мм пулемётов ДШК.
С середины мая 1942 года корабль вернулся к воинским перевозкам между портами Кавказа. Ухудшение положения Севастополя заставило командование вернуть старый крейсер в "севастопольский экспресс". 19 июня «Коминтерн», приняв военные грузы и маршевое пополнение, направился в Севастополь. Но из-за прорыва немецких войск к Северной бухте, приём и разгрузка судов стали невозможны, крейсер получил приказ вернуться в Новороссийск.
2 июля 1942 года в ходе очередного налёта налёта немецкой авиации на Новороссийск, «Коминтерн» получил ещё одно прямое попадание авиабомбы, которое привело к тяжёлым повреждениям и вызвало пожар (потери убитыми и ранеными 69 человек). Повреждённый корабль ушёл в Поти.
Однако 2 июля он вновь попал под авианалет I. Gruppe, Kampfgeschwader 76, снова получил сильные повреждения и был переведен в Поти.
Еще одна авиационная атака в Поти 16 июля 1942 года окончательно превратила корабль в не подлежащий восстановлению. Крейсер получил два прямых бомбовых попадания: одна бомба повредила среднюю дымовую трубу (№ 2 до реконструкции 1941 года), вторая пробила трюм, прошла котельное отделение и пробив обшивку ушла на дно, но не взорвалась. Через пробоину вода хлынула в отсек и во избежание взрыва котлов при затоплении, машины были остановлены. Пробоину закрыли пластырем и откачали воду.
Тем не менее, провести необходимый капитальный ремонт уже не было возможности и командование приняло решение о разоружении и затоплении корабля.
17 августа 1942 года «Коминтерн», приняв на борт маршевое пополнение для войск Закавказского фронта, ходом до 8 узлов и едва управляясь, в сопровождении буксира и двух сторожевых катеров дошел до Туапсе и выгрузил войска.
Всего за 14 месяцев войны в тяжелых условиях корабль произвел семь минных постановок ( около 800 мин), перевез 6790 тонн боезапаса, продовольствия и других грузов, вывез из осажденных Одессы, Севастополя, Феодосии 1866 раненых, отконвоировал 17 транспортов и 3 корабля с войсками и воинскими грузами, участвовал в высадке десантов.
«Коминтерн» около 150 раз подвергался бомбовым ударам и торпедным атакам немецкой авиации. При отражении авианалетов зенитчики крейсера сбили четыре вражеских самолета. 14 раз артиллеристы «Коминтерна» вели огонь по немецким береговым позициям и объектам, уничтожили сотни фашистских солдат и офицеров, подавили несколько артиллерийских и минометных батарей.
В Туапсе «Коминтерн» в августе-сентябре 1942 года был разоружен, его орудия укомплектовали батареи береговой обороны Туапсинского оборонительного района. 17 августа 1942 года были сформированы береговые артиллерийские батареи N 743, 744, 746, 747 (по 2 130-мм орудия на каждой), N 173 ( 3 76,2-мм орудия) и N 770 (3 45-мм орудия) на подступах к Туапсе. Разоружённый корабль, приняв на борт около 500 эвакуируемых жителей Туапсе, вернулся в Поти.
10 октября 1942 года корпус корабля отбуксировали к устью реки Хоби, к северу от Поти, и вместе с тремя недостроенными транспортами затопили для создания волнолома. Разумеется, до этого с корабля были сняты все сколь-нибудь ценные механизмы и оборудование.
2 февраля 1943 года крейсер исключен из списков судов ВМФ. 31 марта 1946 года на палубе притопленного корабля была установлена перебазированная из Сочи противокатерная артиллерийская батарея № 626.
Останки корпуса крейсера до настоящего времени находятся в устье Хоби.
Среди командиров крейсера в советский период можно отметить будущих контр-адмиралов: Александр Антонович Ружек (23.04.1924—30.12.1924), Фёдор Васильевич Жиров(12.1941—09.1942), флагмана 1-го ранга Иван Никитич (Никитович) Кадацкий-Руднев (09.1926—10.1930).
Ю́рий Константи́нович Зино́вьев (12.1930—05.1936 и 07.1937—08.1937) в феврале 1947 года был назначен командиром бывшего итальянского линейного корабля «Джулио Чезаре», который был переименован в «Новороссийск». Но 19 января 1949 года скоропостижно скончался от острой сердечной недостаточности в Аугусте.
Кроме того на крейсере служили будущие контр-адмиралы Алексей Матвеевич Гущин и Максюта Юрий Иванович, вице-адмирал Владимир Георгиевич Фадеев.
Еще один след с крейсера ведет в печально известный Сандармох, где усилиями, достойными лучшего применения, поставлен памятный камень с указанием на якобы расстрелянного здесь злобными чекистами капитана 1 ранга и командира крейсера «Коминтерн» Илью Дмитриевича Ковтуновича (2.08.1895- 10.04.1938).
Правды в этой дефиниции очень немного. Не был Ковтунович никогда ни капитаном 1 ранга, ибо в царском флоте на 1916 год он был мичманом, в РККФ это звание появилось в 1935 году, а Ковтунович был уволен с флота в 1927. Также Ковтунович никогда не командовал крейсером «Коминтерн», он был старшим помощником где-то до 1925 года, после чего командовал эсминцами «Ленин» и «Незаможник».
Ковтунович из дворян, родился в Киеве. Хотя пошел после революции на службу Советской власти, но ее явно не любил. А вот Советская власть нянчилась с ним 20 лет. 29.09.1918 он был арестован сотрудниками ВЧК в Петрограде за участие в офицерских заговорах, содержался в тюрьме 5 месяцев, освобожден без суда и возвращен на службу.
23.05.1926 (по др.данным - 24.05.1926) арестован уполномоченным Севастопольского отдела Госполитуправления и сотрудниками Особого отдела Черноморского флота в Севастополе за то, что «в 1925 г. в должности командира эскадренного миноносца «Незаможник», находясь в заграничном плавании в Константинополе, связался с лицами, занимающимися шпионской деятельностью, белоэмигрантами, входил в контрреволюционную монархически настроенную группу командного состава Черноморского флота». Получил 10 лет ИТЛ на Соловках. 22.07.1933 освобожден досрочно.
Потом работал в управлении Беломоро-Балтийского канала на руководящих должностях. Но и здесь продолжал гадить...Вновь арестован 28.02.1938 3 отделом ББК НКВД СССР по обвинению в том, что "был враждебно настроен к Советской власти, имел связи с репрессированными врагами народа, пользуясь служебным положением засорял аппарат бывшими заключенными, систематически срывал план грузоперевозок". На этот раз веревочка виться закончилась и бывший старпом крейсера получил Высшую меру социальной защиты. В 1957 и 1959, разумеется, реабилитирован.
Какое отношение к нему имеет Сандармох, никто не знает. Но камень поставили. Камень, где кроме ФИО (и возможно дат), нет ни слова правды.
➤Теперь и телеграмм-канал !
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам