Итак-с
Мы разобрались с началом Нового царства здесь. Освежитесь, на всякий случай.
Середина Нового царства датируется первой половиной 14 в. до н.э. Период относительно недолгий, но его принято рассматривать отдельно, так как отпечаток в искусстве он оставил очень даже весомый.
К власти пришел новый фараон - Аменхотеп IV, который решил, что отныне солнце будет светить по-новому. Он объявил весь действующий пантеон богов ложным, а истинный бог теперь один - Атон - он же солнечный диск. Его культ существовал начиная с эпохи Среднего царства. Этому солнцу теперь все и должны были поклоняться. А солнце - не человек и не животное, так что появились запреты на персонифицированные изображения божества, что сильно сказалось на искусстве.
В какой-то момент фараон даже переименовал себя из Аменхотепа в Эхнатона, исходя из имени почитаемого божества. А позднее - начал стоить в его честь город - Ахетатон.
Святилища старых богов стали закрывать, их изображения - уничтожать, храмовое имущество - конфисковывать. Новый единый бог Атон изображаться должен был только в виде солнечного диска, а вместо лучей - человеческие руки.
Что же касается изображений царя, то Аменхотеп потребовал, чтобы он сам и его семья изображались максимально реалистично в любом виде искусства. Следовательно и лица и фигуры стали изображаться очень конкретно и правдоподобно, без приукрашиваний.
Что по архитектуре?
Изменилась храмовая архитектура. Упразднились многоколонные залы. Поклоняться надо было солнцу, так что гипостили были заменены на просторные открытые дворы с жертвенниками.
Главный дворец фараона, как полагается, был роскошным. Это был обширный комплекс из двух частей - одна парадная и одна интимная, для частной жизни царя и его семьи. Полы в интимной зоне были покрыты многоцветной росписью, на которой изображались бассейны с лотосами, рыбами, птицами, быками.
Что по скульптуре?
Скульптура была очень конкретная, как уже мы отметили, надо было все передать реалистично. Лица, фигуры, все недостатки и особенности внешнего облика передавались без какой-либо цензуры. При этом сохраняется, но несколько смягчается характерная для всего искусства Древнего Египта определенная угловатость, резкость силуэтов и объемов.
Тут мы видим правдивое, ничем не приукрашенное изображение царя Аменхотепа IV (он же Энатон). Узкая грудь, широкие бедра, слабые руки - все это скорее напоминает о женском образе, а не о фараонском. Тем не менее, именно такого было требование самого царя, и художники исполняли его безукоризненно.
Что по росписям?
В целом канон, конечно, сохраняется, как в рельефах, так и в росписях. Лицо в профиль, глаз - в фас. Фигуры разворачиваются на плоскости, все декоративно и плоско, а масштабы не соответствуют друг другу. Тем не менее, появилось немало сюжетов и деталей, ранее не встречающихся. В этих сюжетах воспевалась любовь, согласие, душевное тепло, домашний уют, платоническая близость царя и царицы между собой и с детьми.
Именно эпохе Аменхотепа IV мы обязаны известнейшему изображению царицы Нефертити, которая была его супругой. Это произведение отличается тонкой проработкой индивидуальных черт лица и образа в целом. При чем изображений было несколько в разные возрасты царицы, и в каждом произведении были подчеркнуты возрастные особенности красавицы.
Что по декоративке?
Художественное ремесло проявилось по полной. Стиль, как полагается, очень декоративный, и при этом очень утонченный. Применялись охристые, зеленые, синие, белые, черные цвета - это по классике. И добавились еще бирюзовые, голубые, желтые разбелы, сине-зеленые, фиолетовые тона.
Украшалось буквально все - кресла и кровати, сундуки, шкатулки, кубки, светильники, опахала, жезлы, обувь и т.д. Материалы - дерево, кость, металл, даже стекловидный сплав. Все шло в дело. Украшения, конечно, поражали красотой - короче говоря, все дорохо-бохато, как и надо в Древнем Египте.
Но вот раз - и Аменхотеп IV умер. И подошла к концу эра Атона - прежние порядки были полностью восстановлены, столицей снова стали Фивы, к власти пришел Тутанхамон.
Но искусство Эхнатона не было забыло, так как действительно принесло много нового, долго еще разливаясь отголосками в последующих эпохах.
Спасибо за ваше внимание и время, увидимся во второй половине Нового царства!