ПРОДОЛЖЕНИЕ
Со временем кордонная служба с привлечением грузинской милиции под начальством местных князей, получивших все права российского дворянства, была налажена и функционировала с заметным успехом. Вскоре были выстроены и российские укрепления в наиболее опасных местах прорыва набеговых партий из горных ущелий, организована доставка всего необходимого снаряжения с пристаней Астрахани и др. Однако вопреки всем ожиданиям, военная администрация на Кавказе столкнулась с не менее сложной проблемой, о которой никто в высоких сферах Санкт-Петербурга и не подумал после правления Екатерины II Великой, беря на себя вооруженную защиту христианского населения на южной стороне Кавказского хребта. Сложилась на первый взгляд парадоксальная ситуация, при которой чем успешней велась борьба с набегами в Восточной Грузии, тем больше партий горцев из Северо-Восточного Кавказа появлялись вблизи российских поселений на берегах Терека.
В самом начале XIX столетия на европейском континенте разыгралась целая череда наполеоновских войн с навязыванием побежденным “континентальной блокады”, что заметно сократило объемы международной торговли. Одним из товаров, доставка которого почти полностью прекратилась в Россию стала импортная винодельческая продукция из Франции, Испании, Португалии и др. однако на берегах же Терека еще со времен первого императора Петра I приступили в промышленном масштабе к разведение виноградных садов, всячески поощряемое государственными структурами. За границей закупались известные виды виноградных лоз, а венгерский мастер Парабоч (в честь него было названо небольшое поселение у станицы Шелкозаводской) за солидную плату принялся экспериментировать с местными и привезенными сортами. Многолетние опыты прошли довольно успешно и определенный запас знаний сохранился у кавказских виноградарей и со временем приумножились.
В результате под виноградники были отведены тысячи десятин подходящих Притеречных земель, узкой полосой протянувшихся от крепости Кизляр до крепости Моздок через порубежные казачьи станицы. Особенно много виноградных лоз высадили в низовьях Терека, где практически полностью отсутствовала подходящая почва для хлебопашества, поэтому виноделие и спиртокурение стали основными занятиями для большинства местных жителей. Их объемы постоянно увеличивались, что позволяло в самом начале XIX столетия и позже получать стабильные дохода из года в год и обеспечивать многочисленные семьи до следующего сельскохозяйственного сезона.
Регион переживал невиданный ранее экономический бум, т.к. в то время являлся единственным винодельческим районом России с более-менее развитой инфраструктурой и налаженными торговыми путями по Волге во внутренние губернии страны. Изготовленный из местного винограда спирт, названный “Кизляркой” по вкусовым качествам, очень напоминал французский коньяк и стал достаточно популярным у отечественного потребителя. Местные предприниматели из армянских купцов в прямом смысле залили виноградным спиртом всю европейскую часть страны, вплоть до побережья Балтийского моря. Экономический подъем на левом берегу Терека не остался вне зоны внимания горцев Северо-Восточного Кавказа, ставших постоянными посетителями кизлярских торгов и регулярно нанимавшихся для работы на виноградники, количество которых ежегодно увеличивалось.
Представители многих горских народов все чаще стали появляться на левом берегу Терека, причем чеченцы, приступившие к освоению плодородной равнины, занялись и заготовкой леса, которого имели в избытке и самого отличного качества. Со временем они наладили регулярные поставки тысяч таркалов, подставок под плетущуюся лозу виноградных кустов и заготовки для изготовления 20-ведерных бочек, которые ежегодно с товаром внутри отправлялись на нижегородскую Макарьевскую ярмарку. См. статью от 24 ноября 2021 г.:
Однако, если основная масса горцев Северо-Восточного Кавказа стремилась к созидательному труду и получила заработанные деньги от всевозможных контактов с жителями российских поселений, то наиболее активная часть уже примерялась к организации набегов в северном направлении и провела пробные рейды.
Далеко не сразу, но терпя одну неудачу за другой на той стороне Главного Кавказского хребта, предводители партий выступили по следам предшественников, которые и прежде совершали разорительные набеги. Следует учитывать, что на берегах Терека вновь переплелись общие интересы жителей Дагестана и Чечни, которые в некоторой степени оказались нарушены после поражения шейха Мансура. Чеченцы возвратились к практике более мелких партий, а дагестанцы в основном занимались посещением закавказских территорий. Вместе с тем в непосредственной близости от российских поселений уже появились обширные горские селения, которые становились промежуточными пунктами во время набегов на Кавказскую линию.
Несмотря на то, что одно из категорических требований военной администрации при предоставлении горцам земель на равнине в непосредственной близости от установленной границы, являлось условие не пропускать через свои угодья набежчиков, оно не всегда выполнялось. Более того равнинные жители при случае и сами могли совершать вылазки за добычей, а также оказывали необходимую помощь своим единоверцам за соответствующее вознаграждение. Сложные внутри клановые взаимоотношения горских народов не всегда можно было понять не искушенным в местных реалиях администраторам, прибывшим из внутренних губерний России.
На уловки местных старшин попадались многие администраторы вплоть до в одно время главного начальника края генерала Н.Ф.Ртищева, щедро одарившего горцев всевозможными подарками, за одни пустые обещания жить в мире и в полном согласии. Ситуация на обширной территории Северо-Восточного Кавказа накалялась с каждым последующим годом, но император Александр I верный идеям либерального преобразования страны еще был полон иллюзий о местных реалиях, поэтому и отдавал соответствующие распоряжения, во многом продолжая политику своего отца. В Санкт-Петербурге еще не оставляли надежд на привлечение к себе горцев путем торгово-экономических связей и культурного влияния. Прошли годы, прежде чем убедившись в безрезультатности добиться спокойствия в многонациональном регионе российское правительство было вынуждено перейти к силовым методам решения накопившихся проблем с северокавказскими горцами и получить принципиальное согласие от самодержца.
Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.