Найти в Дзене
ИСТОРИКИ РУЛЯТ

РАДУНИЦА – ДЕНЬ ПЕЧАЛИ ИЛИ РАДОСТИ?

Оглавление

Радуница – это традиционный день поминовения усопших на Руси. Он признаётся Православной церковью и отмечается во вторник после Фомина воскресенья (первого воскресенья, следующего за Пасхой).

Это и другие изображения взяты из открытого источника "Яндекс-картинки"
Это и другие изображения взяты из открытого источника "Яндекс-картинки"

Радуница возникла ещё до крещения. После окончания зимы славяне сначала вспоминали ушедших предков. С этого начинался новый год, вернее, как говорили на Руси, НОВОЕ ЛЕТО.

Отдав дань памяти родственникам, окончившим жизненный путь, славяне радовались наступившему теплу. За Радуницей следовала Красная горка – день молодёжных гуляний и сватовства.

П.И. Мельников-Печерский в романе «В лесах» ярко описал смысл Радуницы. Прежде всего, он отметил, что
«
в русском народе, особенно по захолустьям, рядом с христианскими верованьями и строгими обрядами церкви твердо держатся обряды стародавние, заботно берегутся обломки верований в веселых старорусских богов».

-2

Далее писатель дал своё толкование древних обрядов:

«Верит народ, что Велик Гром Гремучий каждую весну поднимается от долгого сна и, сев на кóней своих – сизые тучи, – хлещет золотой вожжой – палючей молоньей – Мать-Сыру-Землю... Мать-Земля от того просыпается, молодеет, красит лицо цветами и злаками, пышет силой, здоровьем – жизнь по жилам ее разливается... Все оживает: и поля, и луга, и темные рощи, и дремучие леса... Животворящая небесная стрела будит и мертвых в могиле... Встают они из гробов и, незримые земным очам, носятся середь остающихся в живых милых людей... Слышат гробные жильцы всё, видят всё – чтó люди на земле делают, слова только молвить не могут...
Как не встретить, как не угостить дорогих гостей?.. Как не помянуть сродников, вышедших из сырых, темных жáльников на свет поднебесный?.. Услышат “окличку” родных, придут на зов, разделят с ними поминальную тризну...
».

И далее: «Встают мертвецы в радости; выйдя из жáльников, любуются светлым небом, красным солнышком, серебряным месяцем, частыми мелкими звездочками... Радуется и живое племя, расставляя снеди по могилам для совершения тризны... Оттого и день тот зовется Рáдуницей».

Итак, для Мельникова-Печерского название этого праздника происходит от слова «радость». Вслед за ним и выдающийся языковед Макс Фасмер считал наиболее приемлемым понимание Радуницы как праздника радостного, пасхального поминовения мёртвых и тоже выводил её от корня рад- («радование», радость). Кстати в Полесье указанный праздник именуют ДЕДЫ РАДОСТНЫЕ. В некоторых великорусских губерниях употреблялось название РАДОСТНОЕ или РАДУШНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ.

Другие авторы наиболее близким к смыслу Радуницы считают понятия «рыдание» и «радение». Они в этой связи обращают внимание на литовские слова raudine («молитва за умерших, с плачем и причитанием»), rauda («плач с причитанием»). На печальный характер праздника указывает такие её названия как: ПРОВОДЫ, НАВЬИ ПРОВОДЫ («навьи» – мертвецы), НАВИЙ ДЕНЬ, МОГИЛКИ, ГРОБКИ, УСОПШАЯ РАДОВАНИЦА, РАДОВАНСКИЕ ПОМИНКИ, МЕРТВЕЦЬКИЙ ВЕЛИКДЕН, ВЯЛИКДЗЕНЬ МЕРТВЫХ, НЕБОЖЧИЦКИЙ ВЕЛИКДЕНЬ

Третьи авторы возводят Радуницу к слову «рада», понимая её как совет, собрание живых и мертвых.

Нужно также отметить, что в некоторых диалектах название этого праздника звучит как «Родоница». А здесь явно слышен корень «род». Это уже четвертая версия. Её подтверждают такие обозначения Радуницы как РОДИТЕЛЬСКАЯ.

Исходя из того, какие названия праздника наиболее распространены, можно сделать вывод о том, что изначально РАДУНИЦА была днем поминовения усопших и, следовательно, ДНЕМ ПЕЧАЛИ. После принятия христианства к чувству скорби добавляется радость от мысли о ВОСКРЕСЕНИИ ХРИСТА и надежды на грядущее воскресение всех ушедших от нас.

Поминали предков богатой трапезой.

Особую роль в ней играли яйца.

Вареные вкрутую яйца красили с помощью луковой шелухи.

Также жарили яичницу.

При посещении кладбища с собой брали вареные красные яйца и ДРОЧЕНУ.

Для её приготовления яйца смешивали с пшеничной мукой, добавляли сметану, разбавляли тёплым молоком и процеживали через сито. Полученную смесь выливали на смазанную маслом сковороду и запекали в печи.

На столе обязательно присутствовали кисель и кутья (каша из цельных зерен пшеницы или ячменя, с добавлением мёда).

Считается, что в дохристианский период Радуница отмечалась 1 (14) мая. Её предшествовали ОКЛИЧКИ или ОКЛИКАНИЕ предков. Начинались ОКЛИЧКИ 20 апреля (3 мая). В христианский период этот день был посвящён памяти святого Федора Власяничника (Неводника).