Найти в Дзене
«Больше» чем йога

Пранамайя коша: праническое тело

Оглавление

Понятие праны в йоге носит абсолютно научный характер. Когда мы говорим о пране, то не имеем в виду дыхание, воздух, или кислород. Если говорить точно и научно, то прана — это изначальная жизненная сила. Санскритское слово прана состоит из двух слогов — «пра» и «ан». Ан означает движение, а пра — это приставка, означающая «постоянное». Следовательно, прана означает «постоянное движение». Это постоянное движение начинается с самого нашего зачатия в утробе матери.

В физическом теле есть два вида энергии. Один из них известен как прана шакти, а другой — как манас или читта шакти. Прана шакти представляет жизненную энергию, или активность, а манас шакти представляет ментальную (умственную) энергию*.
* Соответственно, читта шакти представляет ментальную энергию как энергию мысли. В этом определении заключается различие с системой буддизма, где манас (ум) не эквивалентен читте (мысли), а вторичен по отношению к ней. (пер.)
Это означает, что в каждом органе тела должно быть два канала снабжения энергией. Современная физиология, вдобавок к симпатической и парасимпатической нервным системам, описывает два типа нервных систем - сенсорную или информационную систему, и моторную, или двигательную систему*.
* На самом деле, столь жесткого деления на сенсорную и моторную нервные системы не существует; правильнее говорить об афферентных нервных путях, идущих к мозгу, и эфферентных нервных путях, идущих от мозга. И если по первым из них действительно передаются данные от всевозможных рецепторов или сенсоров (чувствительных датчиков), имеющихся не только в специализированных органах чувств, но и во всех органах и тканях тела, то по вторым передаются не только моторные (двигательные) сигналы к мышцам, но и управляющие команды, не связанные с движением, а также некоторая другая информация, (пер.)
В каждом органе тела эти две системы взаимосвязаны. Точно так же каждый орган снабжается ментальной энергией и пранической энергией.

Энергетическая сеть

Проводящие пути пранической энергии, которая течет во всем теле, называются нади. Следует правильно понимать термин «нади». Нади — это не нервы, а нечто совсем иное. Нервы относятся к физическому телу, тогда как нади относятся к праническому, витальному телу и к более тонким кошам. Нади следует рассматривать как событие, процесс, нечто, находящееся в постоянном движении. Нади доставляют энергию и действуют в огромной коммуникационной сети волокноподобных связей, переносящих прану во всех направлениях.
Согласно текстам йоги, имеется 72000 или больше нади, по которым прана и сознание распределяются по всему телу. Из этих 72000 есть десять главных нади, из которых важнее всего три. Эти три нади — ида, пингала и сушумна. Ида нади представляет собой канал для ментальной энергии, пингала нади — канал для жизненной энергии, а сушумна нади — канал для духовной энергии.
Эти три нади начинаются в муладхара чакре, которая располагается в промежности или в шейке матки. В практике пранаямы мы учимся различными способами манипулировать течениями в этих нади. В практике прана видьи, пробуждение или подъем праны происходит от муладхары через пингала нади. Пингала нади сперва идет из муладхары направо, и на всем пути к аджне пересекает ида нади в каждой чакре. Ида нади сперва идет из муладхары налево.
После муладхары нади проходят через пять чакр. Первая из них — свадхистхана, расположенная на копчике или в копчиковом сплетении; здесь пингала переходит на левую сторону. Вторая чакра - манипура, которая находится за пупком на внутренней стенке позвоночника. Здесь, в области солнечного сплетения, пингала переходит на правую сторону.
Третья чакра — анахата, расположенная на внутренней стенке позвоночника прямо позади сердца. Здесь, в области сердечного сплетения, пингала переходит на левую сторону. Четвертая чакра — вишуддхи, которая находится Муладхара позади надключичной ямки, в области шейного сплетения; тут пингала переходит на правую сторону. Пингала нади заканчивается в пятой чакре - аджне, которая находится в продолговатом мозге. Сходным образом, ида нади тоже переходит в каждой чакре на противоположную сторону. Сушумна нади не переходит с одной стороны на другую, а идет прямо вверх через центры всех чакр. Сушумна — управляющий нади, который в настоящее время находится в состоянии полного бездействия. Ида и пингала активны наполовину: иногда действует один из них, иногда другой. Это обусловлено базовым дисбалансом в пранической системе. На физиологическом уровне функции этих нади отражаются в течении дыхания в ноздрях.
Если вы понаблюдаете за своим дыханием, то обнаружите, что порой поток воздуха проходит в большей степени через правую ноздрю, чем через левую, или что левая ноздря может быть даже полностью заложена, что указывает на повышенную активность пингала нади. Спустя какое-то время ритм меняется: левая ноздря открывается, а поток воздуха через правую уменьшается или прекращается, так что вдох и выдох осуществляются через левую ноздрю, что указывает на активность ида нади. Иногда бывают открыты и действуют обе ноздри — это свидетельствует об активности сушумна нади.
Когда преобладает дыхание через правую ноздрю, мы говорим, что активность пингалы больше, чем активность иды. Пингала нади считается проводником прана шакти — витальной или солнечной энергии. Когда этот канал активен возможны ощущения живости, физической энергии, или экстраверсии. Когда работает левая ноздря мы говорим о преобладании активности ида нади. Ида нади — проводник манас шакти, ментальной или лунной энергии. В период активности иды возможны чувства внутренней безмятежности, мечтательности и деятельности ума. Это более пассивная энергия, и в такие периоды человек, как правило, бывает более интровертным.

-2

Когда обе ноздри действуют вместе, мы говорим об активности сушумна нади. Сушумна — проводник махапраны, духовной энергии кундалини. При активности сушумны возможны чувства невозмутимости и стабильности. Могут спонтанно возникать медитативные состояния - где бы вы при этом не находились, даже если вы ведете машину посреди транспортной пробки. Период активности сушумны считается наиболее благоприятным временем для любой садханы — личной практики йоги, будь то сосредоточение или медитация, пробуждение праны, чакр, или кундалини.

Пять пран

Согласно учению йоги, праническое тело, состоящее из индивидуальной праны и сети нади, которые переносят эту прану, разделяется на пять основных областей или суб-пран. Все вместе они известны как панча прана: прана, апана, самана, удана и вьяна. Эти пять пран функционируют во взаимосвязи с пятью нижними чакрами и различными нади. Их следует понимать не как отдельные проявления праны, а как разные функции или области функционирования одной праны или махапраны.

В данном случае термин прана означает не общую прану, а суб-прану, Которая относится к конкретной части тела между гортанью и верхом диафрагмы. Она управляет функционированием сердца и легких и всей деятельностью, которая происходит в области груди, в том числе, дыханием, глотанием и кровообращением. Это проявление праны переживается в форме частиц света, движущихся вверх.

Второе проявление праны — это апана, которая находится в области таза, между пупком и промежностью. Апана управляет функциями почек, мочевого пузыря, кишечника, половых органов и органов выделения. Она отвечает за выброс кишечных газов, кала, мочи и выталкивание ребенка во время родов. Апана переживается в форме световых частиц, движущихся вниз.

Третье проявление праны — самана. Термин самана проис­ходит от слова саман, которое означает «равный» или «уравновешенный». Самана располагается между пупком и грудной клеткой, между двумя противоположными силами праны и апаны, и потому в ее функции входит определенное уравновешивание или выравнивание этих сил. Она отвечает за пищеварение и усвоение питательных веществ. Самана переживается как движение света из стороны в сторону, подобное быстрому раскачиванию маятника справа налево и слева направо.

Четвертое проявление праны — удана. Эта прана находится в конечностях — ногах, руках и голове. Удана ответственна за все органы чувств и органы действия. Она контролирует симпатическую и парасимпатическую нервные системы. Удана переживается как круговое течение света вниз по рукам и ногам, и вверх через голову.

Пятое проявление праны — вьяна. Эта жизненная сила пронизывает все тело и действует как резервная энергия. Она помогает всем другим пранам, которым требуется дополнительная поддержка. Она контролирует и координирует все мышечные движения и другие праны.

Наряду с пятью главными пранами, есть пять второстепенных — так называемые упа праны. Надо ответственна за отрыжку и икоту. Курма открывает глаза. Крикара вызывает голод и жажду. Девадатта ответственна за зевание. Дхананджайя ответственна за разложение тела после смерти.

-3