Найти в Дзене

Дьяволёнок в роли святого. История "Иоанна Крестителя" да Винчи

Оглавление

"Лжец, вор, упрямец и обжора" - такую нелестную характеристику Леонардо да Винчи дал своему любимому ученику Джану Джакомо Капротти да Орено по прозвищу Салаи ("дьяволёнок"). Именно с него художник писал пророка Иоанна Крестителя.

Более 25 лет Леонардо и Салаи были вместе - как учитель и ученик, хотя молва приписывает им более личные отношения. По воспоминаниям современников, Салаи был очень изящным и красивым мужчиной, сущим ангелом внешне, благодаря чему ему всегда сходили с рук проделки и мелкие преступления.
Но как вы считаете, допустимо ли приглашать на роль святого человека, который не отличается высокими моральными качествами? Или для искусства это не имеет значения?

Напишите в комментариях своё мнение и читайте другие интересные факты о шедевре да Винчи!

"Иоанн Креститель", 1514-1516
"Иоанн Креститель", 1514-1516

Новое прочтение Иоанна

В руководствах по иконографии, определяющих, как те или иные святые должны выглядеть на иконах, про Иоанна Крестителя пишут:

"Типом еврей, средних лет (то есть 32-х), телом и лицом очень худ, цвет тела бледносмугловатый, борода чёрная, менее чем средней величины, разделённая на пряди или космочки, волосы черны, густы, кудрявы, также разделённые на пряди".

Именно так традиционно изображали Иоанна не только на иконах, но и просто на картинах. Но Леонардо не был бы Леонардо, если бы следовал традициям! С его "Иоанна Крестителя" началась новая эпоха в живописном изображении этого пророка.

Иоанн по версии да Винчи - не худой, не серьёзный, даже не бородатый. Это юноша, пышущий жизненными силами, прекрасный, с мягкой улыбкой. Его черты андрогинны; считается, что картина - один из самых ярких примеров первого проявления маньеризма в западной живописи. Единственный традиционный мотив, сохранённый Леонардо - воздетый вверх палец, метафора предсказания о скором появлении Мессии.

Сфумато

Взгляните на фигуру Иоанна - она кажется невероятно объёмной, окутанной воздухом. Этот эффект называется "сфумато", и его разработал Леонардо.

-2

Техника сфумато заключается в особой плавности тональных переходов, размытости контуров. Тончайшие слои краски накладываются друг на друга, создавая ощущение объёма. Когда исследователи просветили рентгеном "Мону Лизу" - ярчайший пример сфумато в живописи, - они обнаружили, что Леонардо наносил слои краски толщиной всего в несколько микрометров!

А точно ли Иоанн?

Есть теория, что на полотне изображён совсем другой герой - Гермес Трисмегист, пророк и автор древнего оккультного учения, названного по его имени "герметизм". В Изумрудной скрижали, одном из главных текстов герметизма, содержится аксиома: "То, что находится внизу, аналогично тому, что находится наверху". Понимать это следует так: по мнению адептов учения, микромир подобен макромиру, то есть что атом, что тело человека, что вся вселенная имеют одинаковое строение и подчиняются одинаковым законам природы.

"Туринский автопортрет", после 1512 года
"Туринский автопортрет", после 1512 года

Некоторые исследователи жизни Леонардо считают, что он был герметицистом и признался в этом в своей картине. И указующий жест героя символизирует вовсе не приход Иисуса Христа, а главную аксиому герметизма, про которую мы рассказали выше.

К слову, сторонники этой теории считают, что именно благодаря приверженности герметизму и тайным знаниям, которые дарует учение, Леонардо удалось так далеко продвинуться в науке и фактически опередить своё время.

Знаменитый итальянец оставил после себя поистине огромное наследие: это и чертежи различных устройств, и работы по анатомии человека, и богатый литературный материал. А значимость его прекрасных и таинственных картин для всей истории живописи просто огромна!

И мы рады пригласить вас на лекцию в Москве "Леонардо да Винчи.
Опередивший время". Она состоится 16 июня в 19:00.

На лекции вы узнаете, например, в чём именно кроется живописное новаторство да Винчи, какие тайны скрывают некоторые его картины и почему именно его "Спаситель мира" - самое дорогое полотно на земле.
Поговорим и о биографии мастера, а также об итальянской культуре эпохи Возрождения в целом. Будет увлекательно!

Лектор - Ирина Антропова, историк, искусствовед галереи VEKARTA, арт-медиатор Пушкинского музея

Место - Сад имени Баумана, пространство выставки "Клод Моне. Магия воды и света". Посещение выставки - бонус для всех слушателей лекции

Билеты можно приобрести по ссылке: https://vystavkamone.ru/lecture.na.mone/