Весна – начало лета, с ученических лет было очень насыщенным экзаменами и концертами временем.
В детском/юношеском жизненном опыте, в первые несколько дней после того, как понимаешь, что вот она – «свобода», ощущается облегчение, чувство удовлетворённости от завершения очередного академического года.
А что бывает потом?
К чему теперь стремиться? Выученная программа сыграна. Новая, возможно, ещё не определена. Усталость, может даже опустошение, и вопрос:
Какой смысл в этом, если каждый раз всё «обнуляется», и нужно начинать сначала?
В этом кроется суть проблемы. Точнее её определённой части, отчего и возникает ощущение: «Я иду в никуда»?
Как сохраняется исполнительская энергия
Для того, чтобы сохранять энергию, она должна быть в движении. Не застаиваться, но и не утекать, как песок сквозь пальцы.
Это больше касается не зрелых исполнителей, а чаще тех, кто ещё находится в образовательной фазе музыкальной исполнительский жизни.
Как часто, выучивая программу для очередного концерта или экзамена, юный музыкант задумывается о том, что он учил её для того, чтобы сохранить?
Чаще ученик только и думает о том, как бы скорее «спихнуть» с себя этот груз. В итоге, во что превращается образовательный процесс? В футбольную игру: «вратарь»-ученик то и дело отбивает мячи – учительские попытки привить умение сохранять музыку в себе (иногда и такое бывает).
Сейчас не буду отвлекаться на проблему сохранения репертуара, но...
Для того, чтобы не испытывать депрессивного состояния по окончании работы над определённым произведением либо программой – необходимо точно для себя определить, что это очередная ступенька в наращивании мастерства, а не односезонный труд!
Важно понимать перспективу, ощущать сам процесс своей работы.
Для учащихся, как и для зрелых исполнителей, после сдачи экзаменов/концертной деятельности очень важно дать себе возможность отдохнуть, разрядив график занятий. Но при этом уже наметить для себя будущий план работы, чтобы не оставаться в небытии. Чтобы не упустить эту ниточку искры потенциала, а ухватить её и подтянуться повыше. Поближе к высокому мастерству, что есть абсолютная ясность и понимание своего дела.
Каждое сценическое выступление, как и любая работа в принципе – это и есть развитие, накопление опыта и, следовательно, – движущая сила процесса.
В моменты отдыха или просто когда нет возможности работать за инструментом, можно хотя бы занимать свою голову мыслями о музыке. Продумывать свои занятия в голове, что, конечно, навык более опытных музыкантов.
Помнить, нельзя забыть
Специфика профессии музыканта-исполнителя заключается в том, что ему необходимо постоянно поддерживать форму. Не только рук, но и памяти.
Для того, чтобы не «обнулиться» после сдачи экзамена, то есть напрочь не забыть программу, необходимо прежде её как следует учить. Качественно. Не пробегом. Прочно. Осознанно. Чтобы иметь возможность к ней вернуться. Но, желательно, надолго её не оставлять. Периодически проучивать произведение заново.
Что интересно: те места, что так и не были схвачены тогда, окажутся слабыми и потом. Даже если вернуться к ним через год. Вывод прост – не оставлять слабых мест. Всё разобрать, собрать и «укрепить». Работа с музыкой это своего рода строительство.
Истина в том, что качественная работа над произведением всегда благодарна, она сослужит добрым делом для исполнителя. На личном опыте знаю, что в репертуаре могут быть произведения, которые исполняются более десяти лет, держатся в руках и в голове. А некоторые из них возможно исполнить даже без особой предварительной подготовки.
Александр Борисович Гольденвейзер [русский и советский пианист, композитор, педагог, публицист, музыкальный критик, общественный деятель] о домашней работе пианиста:
Опытным, состоявшимся музыкантом это проще понимается нежели учеником-ребёнком. Зрелость исполнителя, как профессиональная, так и психологическая, приходит со временем, уже к сформированному сознанию.
Поэтому, чем старше, тем проще. У музыкантов в этом смысле «выгодная» профессия. Если здоровье позволит, можно и 90 выходить на сцену и играть. Главное, как-то до инструмента добраться…
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!
Анастасия Шляховая
Также статьи: