Найти тему

Постэкзаменационное/—концертное «выгорание» музыканта. Практик о том, как можно этого избежать

Оглавление

Весна – начало лета, с ученических лет было очень насыщенным экзаменами и концертами временем.

В детском/юношеском жизненном опыте, в первые несколько дней после того, как понимаешь, что вот она – «свобода», ощущается облегчение, чувство удовлетворённости от завершения очередного академического года.

А что бывает потом?

К чему теперь стремиться? Выученная программа сыграна. Новая, возможно, ещё не определена. Усталость, может даже опустошение, и вопрос:

Какой смысл в этом, если каждый раз всё «обнуляется», и нужно начинать сначала?

В этом кроется суть проблемы. Точнее её определённой части, отчего и возникает ощущение: «Я иду в никуда»?

Что чувствует рояль? Зависит от того, как посмотреть...
Что чувствует рояль? Зависит от того, как посмотреть...

Как сохраняется исполнительская энергия

Для того, чтобы сохранять энергию, она должна быть в движении. Не застаиваться, но и не утекать, как песок сквозь пальцы.

Это больше касается не зрелых исполнителей, а чаще тех, кто ещё находится в образовательной фазе музыкальной исполнительский жизни.

Как часто, выучивая программу для очередного концерта или экзамена, юный музыкант задумывается о том, что он учил её для того, чтобы сохранить?

Чаще ученик только и думает о том, как бы скорее «спихнуть» с себя этот груз. В итоге, во что превращается образовательный процесс? В футбольную игру: «вратарь»-ученик то и дело отбивает мячи – учительские попытки привить умение сохранять музыку в себе (иногда и такое бывает).

Сейчас не буду отвлекаться на проблему сохранения репертуара, но...

Для того, чтобы не испытывать депрессивного состояния по окончании работы над определённым произведением либо программой – необходимо точно для себя определить, что это очередная ступенька в наращивании мастерства, а не односезонный труд!

Важно понимать перспективу, ощущать сам процесс своей работы.

Для учащихся, как и для зрелых исполнителей, после сдачи экзаменов/концертной деятельности очень важно дать себе возможность отдохнуть, разрядив график занятий. Но при этом уже наметить для себя будущий план работы, чтобы не оставаться в небытии. Чтобы не упустить эту ниточку искры потенциала, а ухватить её и подтянуться повыше. Поближе к высокому мастерству, что есть абсолютная ясность и понимание своего дела.

-2

Каждое сценическое выступление, как и любая работа в принципе – это и есть развитие, накопление опыта и, следовательно, – движущая сила процесса.

В моменты отдыха или просто когда нет возможности работать за инструментом, можно хотя бы занимать свою голову мыслями о музыке. Продумывать свои занятия в голове, что, конечно, навык более опытных музыкантов.

Помнить, нельзя забыть

Специфика профессии музыканта-исполнителя заключается в том, что ему необходимо постоянно поддерживать форму. Не только рук, но и памяти.

Для того, чтобы не «обнулиться» после сдачи экзамена, то есть напрочь не забыть программу, необходимо прежде её как следует учить. Качественно. Не пробегом. Прочно. Осознанно. Чтобы иметь возможность к ней вернуться. Но, желательно, надолго её не оставлять. Периодически проучивать произведение заново.

Что интересно: те места, что так и не были схвачены тогда, окажутся слабыми и потом. Даже если вернуться к ним через год. Вывод прост – не оставлять слабых мест. Всё разобрать, собрать и «укрепить». Работа с музыкой это своего рода строительство.

Истина в том, что качественная работа над произведением всегда благодарна, она сослужит добрым делом для исполнителя. На личном опыте знаю, что в репертуаре могут быть произведения, которые исполняются более десяти лет, держатся в руках и в голове. А некоторые из них возможно исполнить даже без особой предварительной подготовки.

Александр Борисович Гольденвейзер [русский и советский пианист, композитор, педагог, публицист, музыкальный критик, общественный деятель] о домашней работе пианиста:

Из стенограммы беседы с А. Б. Гольденвейзером во втором выпуске сборника «Пианисты рассказывают», Москва «Музыка» 1984
Из стенограммы беседы с А. Б. Гольденвейзером во втором выпуске сборника «Пианисты рассказывают», Москва «Музыка» 1984

Опытным, состоявшимся музыкантом это проще понимается нежели учеником-ребёнком. Зрелость исполнителя, как профессиональная, так и психологическая, приходит со временем, уже к сформированному сознанию.

Поэтому, чем старше, тем проще. У музыкантов в этом смысле «выгодная» профессия. Если здоровье позволит, можно и 90 выходить на сцену и играть. Главное, как-то до инструмента добраться…

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!

Анастасия Шляховая

Также статьи: