Найти тему

Как сцена становится «местом страха» для исполнителя, и как получать удовольствие от публичных выступлений

Эта тема на три тома. Сейчас хочется выделить главное. Ведь концертная деятельность музыканта по идее должна быть самой желанной частью профессиональной жизни, а на деле выходит не совсем так.

С чего начинается эта привычка «бояться»?

С привычки всё делать в последний момент. «Боюсь, потому что не знаю. Не знаю, потому что не учил так, чтобы не бояться».

Или же с неудачного сценического опыта, каких-то психологических потрясений на сцене связанных по большей части с пунктом описанным выше.

Если рассмотреть наиболее неопытную категорию исполнителей – детей (не слишком маленьких) или даже студентов, то можно предположить, что их значительная часть из вариантов: «играть» на сцене или «не играть» (если можно, конечно, не играть), – предпочтёт второй из них.

Почему?

Стресс, это не то, чем захочется «наслаждаться».

А почему так выходит, что иногда выход на сцену становится тяжело выносимым стрессом?

Волнение и страх не всегда одно и то же для музыканта. Волнение в этой ситуации, как ощущение пребывания в энергетически трудоёмком процессе, как в эмоциональном плане, так и в интеллектуальном – в процессе игры, воспроизведения музыки в акустическом пространстве. Согласитесь, безразличная игра на сцене будет свидетельствовать о неадекватности исполнителя.

Отчего же возникает страх?

Чего обычно боится исполнитель?

Страх ошибиться, страх забыть и страх последствий этих ошибок: низкие оценки, если речь об экзамене, недовольство преподавателя, родителя и т.д. У детей обычно так.

У более взрослых музыкантов уже возникает страх за наработанную репутацию как свою, так и репутацию учителя. Страх чувствовать себя недостойным или слабым музыкантом, учеником, даже не посредством чужого мнения, а своего собственного отношения к своим ошибкам/достижениям.

Также очень неприятным бывает страх неудовлетворённости от своей игры, страх опустошённого послевкусия от выступления.

Ведь уходя со сцены, важно испытать этот внутренний праздник. Ликование души от точного попадания в состояние музыки, её художественную, техническую часть. От новых исполнительских открытий, глубинного познания себя, возможном только в практике игры на сцене.

Уйти со сцены с позором – самый жуткий страх.

Для того, чтобы максимально исключить неприятные неожиданности на сцене, есть только одно средство.

Что делать, чтобы не бояться?

Систематически и качественно заниматься, тем самым накапливая прочность знания, слышания музыки и т.д.

А перед самим концертом/экзаменом слишком много заниматься вредно. От этого можно вообще всё забыть и выйти на сцену обессиленным настолько, что даже бояться сил не хватит.

Есть ещё один интересный «страх» не сделать всего, что «должен». Ну не сделаешь, и что? Зачем бояться?

Как часто любят учителя ободрить своего ученика перед самым выступлением или в лучшем случае на репетиции: «здесь громче»; «там убери звук»; «а здесь вообще текст не тот – выучи!»; «здесь легато, тут стаккато – всё наоборот!»; «а почему так медленно? – играй в 2 раза быстрей». Всё понятно? Понятно.

Особенно удивительно наблюдать, как учитель стоит в коридоре, перед дверьми в зал с нотами и показывает ученику где, что и как играть за 5 минут до выхода на сцену (такое возможно в музыкальных школах). Это уже учительский невроз. А кто виноват? Никто.

Такая ситуация просто свидетельствует о том, что ученик элементарно не готов. Иначе не было бы навалено столько задач перед самым взлётом… Какая там высота, какой полёт? Когда тут бы перья не растерять.

Поэтому, я лично предпочитаю тот случай, когда перед выступлением, на репетиции в зале в особенности, идёт работа крупного плана. Обо всей той рутине говорить уже поздно. Тут уже как повезёт. А реанимировать ценность исполнения можно поставив другие задачи.

Необходимо сконцентрироваться на цельности, на качестве звучания в целом. На эмоциональных состояниях. То есть – работать на сцене, собственно, в качестве музыканта, выходя за рамки ученического образа: всё сделал, всё выучил – какой молодец. Или же обратное.

Для этого ли выходить на сцену?

Рекомендация от Высшей школы музыки

Мой учитель фортепиано, профессор Сусанна Арабкерцева всегда говорила мне накануне любого выступления следующее:

«Сейчас уже всё. Ты всё знаешь. Играй. Кушай шоколад, питайся, отдыхай. Грей руки и прокручивай всё в голове».

С таким напутствием я играла удачно даже тогда, когда знала, что ничего не знаю.

А вообще, нужно знать всё на 200% перед сценой, потому что 100 из них растеряешь от волнения.

Партия оркестра - Заслуженная артистка Российской Федерации, профессор Сусанна Борисовна Арабкерцева. Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова, 2007.

  • Работать нужно качественно задолго до выхода на сцену.
  • В момент занятий каждый раз думать о том, что и как ты делаешь. Чтобы потом на сцене думать исключительно о музыке. Или не думать вовсе, а просто жить.
  • Запоминать, работать не только пальцами, но и ушами, и глазами. Головой и сердцем. Ничего не учить в последний момент.
  • При этом к себе нужно относиться проще, а к музыке – с более интенсивным интересом.

А о музыке как раз частенько забывают и «дрожат» за себя.

Исполнительская зрелость

В ней приходит другое понимание и восприятие и своей работы, и сцены, и прочего. Всё становится гораздо интереснее, и, если всё правильно выстраивается – на сцену хочется. Когда ты хозяин своей ситуации. Всё равно боишься, но хочешь! Желание становится выше страха и тогда, он становится ненужным и перестаёт мешать.

Как только я забуду о себе, растворяясь в музыки потоке – я стану музыкой самой, возрождаясь из неё вновь и вновь…

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!

Анастасия Шляховая

Также статья: