Найти тему

Как помочь ребёнку заниматься музыкой с интересом? Доступные рекомендации учителя-фантазёра

Оглавление

На своих уроках я никогда не ограничиваюсь банальным исправлением ошибок учеников и штудированием «правильной» игры на фортепиано. Для любого взрослого, а тем более для ребёнка, подобное принимается за тяжкую рутину. Более того, в чистом виде она бывает бесполезна.

Борис Яковлевич Землянский – советский пианист и выдающийся педагог, постоянно говорил о том, что педагогика, это творчество!

А значит – неограниченное пространство для развития и формирования не только музыкальных способностей человека, но и его личности.

Почему ребёнок «не хочет музыку»?

Разве такое возможно? Скорее всего, он с ней не знаком, ему о ней не рассказали. И сейчас я говорю именно о музыке, больше не о её технологической стороне – а о смысловой, неосязаемой.

Когда маленького человека с порога начинают загружать фантастическими для ребёнка задачами, при чём всеми в одновременности, как это бывает, он просто пугается этой «музыки» от того, что ничего не может понять. У него ничего не получается сделать. Он разочаровывается и хочет уйти. Подобно начинающему автору дзен-статей. Но не стоит отчаиваться. А нужно просто погрузиться в творческий процесс.

Глядя на обложки моих статей, можно подумать, что этот канал принадлежит самовлюблённой личности с нарциссическими наклонностями. Повсюду - одни мои фото! Но так происходит по практической причине. Поиск и редакция чужих иллюстраций, это большое время. Лучше за него я напишу статью...
Глядя на обложки моих статей, можно подумать, что этот канал принадлежит самовлюблённой личности с нарциссическими наклонностями. Повсюду - одни мои фото! Но так происходит по практической причине. Поиск и редакция чужих иллюстраций, это большое время. Лучше за него я напишу статью...

А где она, музыка? Где она живёт?

«Везде. Давай послушаем? – Вот машины гудят на дороге. Громко? Значит – форте [f].

А там, в сквере, в тенистых аллеях тихонько поёт какая-то птичка. Пиано, дольче кантабиле! – [p dolce cantabile] тихо, нежно и певуче.

Приложи руку к сердцу. Чувствуешь? – Аллегро джусто. Быстро и точно. [Allegro giusto]».

Эти примеры бесконечны...

Первое, что нужно помнить – музыку нужно слышать. А для этого, ещё нужно научить её слушать...

На простом, даже наивном примере выходит практическое пособие как минимум по нескольким пунктам:

  • Развитие слуховой концентрации внимания и воображения
  • Обучение музыкальным терминам
  • Как вариант – знакомство с итальянским языком (все термины в музыке на итальянском, подобно медицинским на латыни).

Всё вместе выглядит как развивающий комплекс. Это даже взрослому интересно, как мне кажется.

И никаких: «это f – играй громко. Это p – играй тихо». Детям как правило легче даётся усвоение любого материала через образные ассоциации. При чём, лучше выяснять у самого ученика, как ему больше нравится. Что бы он придумал? Именно так он может как можно быстрее запомнить элементарную музыкальную грамоту.

Музыка – это путешествие

Путешествуйте вместе со своими учениками. Путешествуете со своими детьми. Расскажите им о том, что музыка – как сердце мира, всё в нём.

В наше время доступ к информации не проблема. Было бы желание. Покажите ребёнку самые красивые иллюстрации страны, в которой возник жанр пьесы, которую он играет. Может это страна композитора. Желательно, чтобы фото, или даже кино, соответствовали времени написания музыки. Погрузитесь в атмосферу другого времени, другой эстетики, новых эмоций.

Позвольте ребёнку соприкоснуться с другой культурой. Но сначала – покажите ему русское поле, чтобы он имел представление о том, что есть русская протяжная. Он запомнит это на всю жизнь и будет благодарен.

Заинтригуйте юного исследователя, будьте сказочниками, творите чудеса вместе!

Таким образом, познавательная игра знакомит ученика с историей не только музыки и искусства, но и в целом.

Музыка, это невероятно образовательно полезная сфера. В ней смыкаются все «столпы творения». Она ведает обо всём.

И как так вышло, что музыка сошлась лишь на пугающем понятии «аппликатуры»?

Вывод

Прежде чем работать над «ремесленными» задачами за инструментом, нужно мотивировать ученика, познакомить его с самой музыкой, помочь ему найти то интересное, нужное ему в ней. Только так он сможет понимать, для чего ему проходить элементарные трудности процесса обучения. Что это не просто «наказание», а напротив – возможность воспринять всю полноту жизни посредством труда и работы над собой. Ведь там, впереди – целый мир…

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!

Анастасия Шляховая

Также статьи: