Сегодня я хочу рассказать про балет «Жизель» который поставил этот английский балетмейстер, танцовщик бангладешского происхождения Акрам Хан. Эта версия одна из самых спорных и обсуждаемых в последнее время во всем балетном музыкальном сообществе мира.
Балет «Жизель» одна из самых главных жемчужин романтического балета, поставлена в 1841 году в Парижской опере. С этого момента исполнялась очень много раз на всех ведущих сценах мира и ни один уважающий себя театр не может считаться полноценным, если в его репертуаре нет классической версии балета «Жизель». Конечно, в каждом театре этот спектакль переделывает каждый балетмейстер по-своему, потому, что все хотят зарабатывать, все хотят свое имя приписать к шедевру и главное – получать с этого прибыль.
Но несколько балетмейстеров за последнее время сделало революционные прорывы именно на эту тему. Первый, конечно, был Матс Эк, балетмейстер, который поставил версию абсолютно оригинальную. Он взял полностью настоящую музыку Адана и на этот замечательный сюжет поставил абсолютно по-другому этот спектакль. Тогда, в 80-е годы ХХ века, это была революция.
Дальше некоторые балетмейстеры пошли этим же путем, один из таких ярких спектаклей был поставлен балериной Сильви Гиллем в Финляндии. Она сделала тоже видоизмененную версию «Жизели». Вроде как и классическую, но перенеся ее в современность. Однако тот спектакль не получил такого большого резонанса.
И вот теперь Акрам Хан, человек, который закончил Английскую академию индийского танца, он считается большим специалистом в области индийского танца Катхак. Он много лет сочетал этот индийский танец с современным танцем, поставил не один спектакль, стал очень известным исполнителем, получил даже орден Британской империи в 2005 году, и вот это его первая такая полноценная работа, поставленная в 2016-м году для Английского национального балета: абсолютно оригинальный спектакль, большой формы, и вот сразу такая большая удача. Удача, конечно, прежде всего в том, что у любого произведения искусства, которое имеет большой резонанс, конечно есть и поклонники, и хулители. В данной ситуации с этой «Жизелью» произошло именно так.
Мне очень нравится именно то, что к этому спектаклю написана абсолютно оригинальная музыка Винченцо-Ломанья, но с использованием тем из классической партитуры Адольфа Адана. И очень интересно еще то, что сама фабула спектакля так и осталась. Есть влюбленная в аристократа девушка, в богатого человека, которая обманывается, потому что у него есть невеста. Но для нее это трагедия, она получает большой «удар» и умирает. И, конечно, второй акт, это души всяких обманутых девушек, которые мстят за предательство, за то, что они потеряли жизнь и надежду на счастье, очень, очень безвременно.
Что очень интересно для меня, что эта версия роднит с самой первой постановкой. Дело в том, что когда этот спектакль ставился в 1841-м году, то вилисы не были вот так преподнесены, как потом в русском балете, в балете Петипа, когда они все стали в одинаковых костюмах, когда они получили такие стройные ряды танцев. Это все уже след русского балета, и этот русский балет разошелся по всему миру. Тогда по описаниям это были девушки разных национальностей, и вот от этой версии как раз остались имена помощниц предводительницы вилис Мирты: Монна и Зюльма. Имена совсем не христианские, потому что тогда была такая версия, что все виллисы были разных национальностей.
В данной версии спектакль перенесен в современность. Происходит он у стены заброшенной фабрики, на этой стене есть очень-очень много отпечатков рук служительниц этой фабрики. Сама Жизель из крестьянки превращается в швею, в работницу этой фабрики, у которой роман с одним из владельцев этой фабрики, Альбертом, и полностью исчезает персонаж матери Жизели из первого акта, но очень большой окрас получает персонаж Илларион, это лесничий в оригинальной версии, а здесь он становится профсоюзным лидером всех работниц. И таким двояким персонажем, который служит и аристократии, и якобы отстаивает интересы работниц, которые потеряли работу и которые вынуждены быть такими выброшенными за эту стену.
Во втором акте стена переворачивается, и мы оказываемся на территории заброшенной фабрики, где как раз эти души загубленных работниц вершат свой суд над Илларионом. Конечно, они хотят погубить и Альберта, который пришел туда в раскаянии. Но любовь вилисы Жизели спасает его от этой трагедии. Стена опять переворачивается – и Альберт оказывается у этой стены снаружи, один, там, где когда-то стояли все эти выброшенные работницы.
Но что интересно: те люди, которые любят индийское кино, индийскую культуру, конечно, не могут не знать о том, что все танцы индийские – прежде всего очень синхронные, очень много есть в разных индийских фильмах сцен, где огромное количество статистов, танцовщиков исполняют одну и ту же комбинацию, это очень красиво. Конечно, это очень напоминает серьезный классический балет. Но вот здесь как раз у Акрам Хана очень интересная идея, он много использует таких перестроений, которые присущи индийскому танцу.
И еще что мне нравится именно в этой постановке, что есть полностью разделение, что и было когда-то в девятнадцатом веке, в настоящем романтическом балете. Что в реальной жизни не может быть никаких пальцевых туфель. Не может быть исполнения на пальцах. На пальцы встают исключительно ирреальные существа, существа потустороннего мира, как это было сделано когда-то в «Сильфиде», как это сделано было в «Жизели». Потому что весь первый акт шел, конечно, не в пальцевой обуви. Вот это у Акрам Хана и сделано, весь первый акт все исполняют либо босиком, либо в характерной обуви.
Очень интересно им придумана аристократия, они выведены как манекены. Судя по всему, у него из детства есть какие-то воспоминания – не самые приятные – о тех людях, которые являются элитой общества. И в одном из своих интервью он рассказывал, что в детстве он увидел, как разрушилась фабрика в Бангладеше, на него это произвело огромное впечатление, почему он захотел вот именно об этом поставить свой спектакль – о том, как люди теряют работу, как они оказываются без средств к существованию и какая трагедия это для простого человека.
Вот с таким необычным спектаклем сегодня я вас хотел познакомить.