Найти тему
МиМ

Шекспир, который жизнь

Меня можно поздравить: с этого года у нас в семье театралами являются ровно все. Начиная с бабушки, которая когда-то заразила театром меня саму, и закачивая любимым детем (ему сейчас 18 лет).

Любимый деть в театральном кафе ) Обработка нейросети + фильтр
Любимый деть в театральном кафе ) Обработка нейросети + фильтр

Еще два года назад ситуация была слегка иной. И, надо сказать, я даже ничего с ней не пыталась делать.
Вернее, мы с мужем как ходили на спектакли на спектакли до рождения мелкого, так и продолжали ходить и после. И как обсуждали их дома с кучей эмоций, так и продолжали обсуждать. И я как работала раз в год на театральном фестивале, громко о том дома рассказывая, так и продолжала это делать.
Но самого детя мы силком в театр не тащили. Пару раз он там был за дошкольное детство, и раз пять за школьное. Как-то невезло. Увы, найти хороший детский спектакль задача не простая . А к пяти годам мелкого и на любимейший мой фестиваль везли уже, в основном, «розовую водичку». За редчайшим исключением, на которое он, по закону подлости, не попадал... Доверие к театру было потеряно. И я очень о том жалела.

Ну вот какому подростку тут будет скучно? )
Ну вот какому подростку тут будет скучно? )

Жалела тем более сильно, что отлично знала по своим ученикам, как могут любить театр подростки, если их «подсадить» на хорошие спектакли. И как им это интересно. И как интересно с ними эти спектакли обсуждать. С чужими детьми у меня такой опыт был. Со своим - увы, нет.
И вдруг этой осенью мой «современный подросток» (конечно 18 - это не подростковый возраст уже, но восприятие жизни еще почти такое же) заявляет: «Мама, папа, наш театр в этом сезоне ставит «Пигмалиона», «Онегина» и «Гамлета». Мы обязаны пойти! Вы же сами меня этому учили!». Наехал, типа.
И мы, конечно, пошли. Ну, раз обязаны. ) Правда, на «Онегина» не попали, ибо с билетами тяжко... но сходим еще. Зато были еще на «Чайке» (лучше бы не были, честно говоря, ушли после первого акта... отличный пример того, как не надо ставить спектакли). И деть еще на «Вечно живые» с друзьями ходил. Ему понравилось, я не видела. О «Пигмалионе» писала
здесь.
Итог: из 4х спектаклей, на которых он побывал за этот сезон, два хороших, один полная нудятина, и один просто прекрасный... Это «Гамлет».

Правда, брутальный занавес? ) А с каким скрипом он поднимается..
Правда, брутальный занавес? ) А с каким скрипом он поднимается..

Спектакль бешенной энергетики. Спектакль, в котором продумано и отработано все: от первого выхода актеров до их последнего поклона, от прекрасных декораций и костюмов до каждого движения и изменения голоса. Играло все. Каждая мелочь. И любая мелочь была необходима - не выкинешь. Отличный, просто превосходный спектакль. Ну, кто смотрел отрывок из него в предыдущем посте, поймет мои восторги.

-4

Теперь я знаю: мой ребенок точно полюбил театр. Хороший театр. И это - на всю жизнь.
А еще он открыл для себя, что не только Цой - жив, но и Шекспир «живее всех живых»: «Это о жизни! Это - правда. Это так, словно мои мысли и чувства подслушали, поняли и показали на сцене. Это живое, это то, что может быть и сейчас.»
И, знаете, я просто уверена: классику с подростками надо начинать изучать не за партами, а в театре. На вот таких немного сумасшедших и абсолютно живых спектаклях, волшебная энергетика которых заставлят напряженно следить за каждым словом и каждым жестом актеров. Вживаться в их игру, переставать воспринимать ее игрой... Жить с героями их проблемами, симпатизировать им, а не «изучать классику».
И вот тогда будет так, как в прекраснейшем стихотворении Владимира Рецептера. Оно большое, и я приведу лишь отрывок из него:

Десятиклассники
знать не желают классики…
Как научить их?.. Кто их разберёт?..
И вот сегодня для десятиклассников
устроили дежурный культпоход.
И занавес потёртый раздвигается,
и сцена освещается, и тут
выходит парень, с королём ругается,
а парня принцем Гамлетом зовут.
Он от предательств мечется и мучится…
Он думает и трёт рукою лоб…
Хохочет… Плачет… Собирает мужество…
А на коленке морщится чулок…
И ложь вокруг… И никуда не денешься.
Ответственен за всех и одинок,
как сорок тысяч братьев,
любит девушку,
давая им классический урок.
И постепенно тает декорация,
а сцена надвигается на зал.
Вот парень обнял верного Горация,
и вот он их в свидетели призвал
что злому веку не желает кланяться,
идёт на смерть и в страхе не дрожит...
…И кончился Шекспир,
который классика,
и начался Шекспир,
который — жизнь.