C Кондратенко Мухожором Полиактовичем, потомственным оборотнем, случилась беда. Его покусал человек. Теперь каждый раз, когда на небо всходило полное солнце (то есть каждый божий день), Кондратенко Мухожор испытывал непреодолимое желание хлопнуть пивка, взять семиместный Ларгус в кредит и посмотреть Венсдей, хоть ему и неинтересно, но на работе посмотрели уже все. Как только не пытался Мухожор искоренить в себе все людское - перебрал и нацизм и буддизм. и вегетарианство и молоканство. Пробовал даже заниматься авиамоделированием - бесполезно. Пришлось обратиться к старому товарищу, вампиру Кроветвору Перепелко-Заболоцкому, который посоветовал для избавления от человечности всего то стать зоозащитником, кормить кабысдохов сосисочками и отстаивать в интернете их право кусать людей. Действительно.
Оказывается, Сергей Белошников, человек и пароход, после участия сценаристом в съемках Полнолуния 1993 года, написал книжку Ужас приходит в полнолуние и потом снял мини-сериал под названием внезапно Полнолуние с лучшими людьми из российских сериалов с телеканала Россия. Так что все нижеследующее советую воспринимать со здравой долей скептицизма, ибо это Полнолуние меня очаровало за счет чувства дешевой ностальгии по временам, по которым никто в здравом уме скучать не будет.
Полнолуние - это редкая возможность посмотреть на начало 00-х в сыром, первозданном виде, который вряд ли кто захочет воспроизвести, а если захочет - у него и не выйдет. Если так пошуршать по интернетам, то обнаружится, что для большинства эстетика 00-х ограничивается журнальными сканами, SATRipами серий Папиных дочек, линейкой телефонов Sony Ericsson и скриншотами одних и тех же игр. Причина тому проста, но неочевидна - иной эстетики в материальном виде банально не было. Полнолуние же в силу своей малобюджетности не имел иного выхода, кроме как кристаллизироваться в капсулу времени и сохранить в себе непередаваемую атмосферу нечто принципиально нового, пробивающегося через безнадежно мертвое старое - деревянные покосившиеся заборы вместо вездесущего теперь профнастила, заброшенные здания совхозов, переделанные в частные коровники и расписанные неонацистскими лозунгами склады, обитые дешевым кафелем кухни с советскими газовыми плитами, китайскими разделочными досками и эмалевыми тазиками со сколами, которые до сих пор делает бывший торпедостроительный завод. Действующие печки голландки, чепыжник растущий из щелей в асфальте, осыпающиеся кирпичные дома начала 20 века с чистым фасадом без реклам и граффити, наклейки в виде капель на девятку, рейсовые междугородние икарусы, прибывающие к автовокзалу в виде дешевой шашлычной, казенные коридоры, крашенные болотной краской с белыми, в оплывах рамами. Перечислять можно до бесконечности, и Полнолуние вызывает в памяти воспоминания, о которых даже не догадывался.
Если оставить атмосферу Полнолуния в стороне, то это аналогично штука, которая могла быть снята только в 2000е - абсурдно экспериментальный фьюжен на стыке неудержимой фантазии автора и отрезвляющих реалий. Сериал - олдскульный готический триллер, обернутый в фишки модернового на тот момент еджи тинейджер хоррора, и в который бухнули ушат потного ментовского кинематографа ака "Пистолет лейтенанта по прозвищу Майор. Дело о пропуканном кожаном диване". То есть с одной стороны в окололафкрафтовый, обсыпанный скелетами в шкафах городок приезжает пораженный родовым проклятьем протагонист, чтобы столкнуться с своим прошлым, с другой стороны небритый и перегарный перестроечно-нуарный оперуполномоченный хекает, моет затылок минералкой, комично ругается в стиле Штопаный Экибастуз и куколдствует шлюховатой жене Ларисе, с третьей стороны Епифанцев глагольствует интонациями зазнавшегося пионера 80х и харассит Марию Порошину, и где-то посреди всего этого всратая 3D моделька бабайки разбрызгивает струи кепчука. Найс.
Сергей Белошников решил видимо снять свой ответ Голливуду - в Полнолунии явно прослеживаются влияния Сонной Лощины Бертона, какого-нибудь психологического ужастика типа Куб с слэшером а-ля Джиперс Криперс, внезапно Хищника 1987 года, Молчание ягнят и бог знает чего еще, что мне не удалось идентифицировать. Припухшие от такого постмодернового пиршества продюсеры явно принудили режиссера убавить тон и добавить близкие целевой аудитории темы улицы разбитых фонарей, от чего Полнолуние еще больше стал напоминать булькающую радужную жижу на полу лаборатории, провалившей создание своей кибербиохимеры. Несмотря на это, Полнолуние сохраняет некое подобие идейной ценности - в лице монстра Белошников нам задвигает какие-то ницшеанские щщи, улавливая растущие неовайтпава настроения в обществе, и противопоставляет этим сверхчеловеческим идеям Станиславу Ошуркову, бой-бабу, которая утирает нос шовинистским свиньям и является по сути главным героем и при этом метафорой на традиционные ценности русской глубинки.
Эффектная концовка наверняка что да символизирует в глазах страдающих от синдрома поиска глубинного смысла, но относится к Полнолунию стоит как он того заслуживает - как к дикому кринжу, застрявшему в расколбасе на границе кардинально отличных эпох, и подарившему нам замечательные самоироничные архетипы. Несмотря на свою общую всратость российского единоразового, вряд ли изданного на дибиди, сериала, в нем есть своя выдумка, и отважившийся зритель обнаружит неожиданно умные моменты, например, про убито три коровы, не считая собаки. Полнолуние позволило мне пересмотреть свое отношение к отечественному кинематографу 2000х, и быть может нас ждут новые изыскания на этих полях. Так что смотрите - не пожалеете.
IMDb - 5/10
Бимувиметр - 9/10