Продолжение, которое превращает оригинал в ненужную бета-версию
Перед разработчиками The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom из Nintendo стояла невероятно трудная задача: превзойти Breath of the Wild — последнюю до недавнего времени часть франшизы, которая по мнению многих игроков и игровых разработчиков является лучшей игрой всех времен. Даже самые преданные фанаты сомневались, что такое возможно. И то, что в итоге получилось у авторов, кроме как настоящим чудом никак не назовешь.
Еще до выхода игры многие считали, что из Tears of the Kingdom получится DLC, которое почему-то продают за $70. Главным источником тревоги была та же самая карта, что и в Breath of the Wild, а также вовсе не изменившаяся за 6 лет графика. Однако интересных механик здесь хватит на 5-10 современных ААА-проектов, а Breath of the Wild теперь ощущается как ненужная бета-версия. А речь, на секундочку, идет об одной из лучших игр в истории. Просто без всех новых геймплейных элементов возможности предшественницы кажутся невероятно ограниченными.
Tears of the Kingdom начинается спустя некоторое время после финала Breath of the Wild. В рамках небольшого пролога Линк и Зельда в попытках изучить останки древней цивилизации случайно пробуждают таинственную мумию. Опытные игроки быстро узнают в негодяе Ганондорфа — злейшего врага главного героя и принцессы. В завязавшейся схватке Линк теряет руку, способности, меч и впадает в кому, а Зельда пропадает.
Оправившись от травм, протагонист приходит в себя на воздушном острове, которые теперь летают над всем королевством. Герой отправляется в четыре святилища, чтобы обучиться новым способностям, которые полностью заменили старые. Все навыки открываются в рамках первого же острова, который выступает в качестве обучающего этапа. В изучении функционала за ручку никто не ведет, и осваивать его придется не с помощью подсказок на экране (хотя и они тут есть в минимальных количествах), а с помощью самостоятельных экспериментов, когда появляется необходимость решить ту или иную проблему. Но и совсем уж на произвол судьбы вас не бросят — Nintendo просто находит способы подтолкнуть игрока к решению, ничего не говоря прямым текстом. И это чертовски приятно.
Самая первая способность называется «Комбикинез» и позволяет перемещать предметы. В отличие от Breath of the Wild, где Линк использовал магнит, речь идет не только о металлических объектах, но и о деревянных и каменных. Кроме того, навык дает возможность склеивать вещи между собой и собирать различные конструкции. Например, можно нарубить деревьев и построить из них мост, чтобы преодолеть особо протяженные пропасти. А можно построить катапульту и перелететь через обрыв. Да, на реализацию такого решения уйдет больше времени, но, как правило, именно сработавшие нестандартные идеи приносят больше всего удовольствия. Возникает приятное ощущение, что не разработчики подтолкнули тебя к решению, а ты показал всем, как на самом деле нужно было действовать в сложившейся ситуации.
С помощью «Чаромонтажа» можно прикреплять все что плохо лежит к своему оружию, усиливая его. При этом, в зависимости от комбинации, мечи, топоры и копья наделяются разными свойствами. Например, прикрепив к палке сосульку вы сможете не только наносить урон, но и замораживать врагов. «Чаромонтаж» также применим к щитам и стрелам, а эксперименты с этой способностью порой приводят к абсолютно неожиданным результатам. Кто бы мог подумать, что тележка, приклеенная к щиту, может оказаться одним из самых полезных изобретений в игре. С ее помощью можно не только серфить по любым поверхностям, но и цепляться за рельсы, превращая Линка в скоростной поезд.
«Чаропортал» позволяет Линку проходить сквозь любые потолки, оказываясь прямиком на вершине. С помощью навыка можно не только быстро переместиться с первого этажа здания на второй, но и, например, покинуть исследуемую пещеру в любое время. Это, пожалуй, самая удобная способность, потому что с ней практически нереально где-то застрять или потеряться.
Последняя способность носит название «Автореверс» и дает возможность поворачивать время вспять, но не для всего окружения, а для одного конкретного объекта. Плывущее по реке бревно можно заставить течь обратно по течению. Так, например, можно взобраться на водопад, с которого падают различные предметы. Но веселее всего, пожалуй, возвращать во врагов брошенные ими булыжники.
В итоге Линку заменили почти все инструменты для решения проблем, заставив игрока адаптироваться под новые условия. Из-за этого любая ситуация, которая может показаться вам знакомой, потребует совершенно других действий. А то, что казалось в Breath of the Wild попросту невозможным, теперь может быть исполнено в Tears of the Kingdom сразу несколькими способами.
После прохождения первого небесного острова игроку открывается полная свобода. Как только Линк приземлится на основной карте, можно отправиться на все четыре стороны — никаких заблокированных регионов или обязательных активностей, которые никак нельзя пропустить. К спасению Зельды можно будет вернуться в любой момент, как только вы сможете оторваться от всех тех интересных вещей, которые таятся за каждым углом. Хотите сразу же отправиться на поиски короков, заглядывая под каждый камень, чтобы расширить свой инвентарь? Пожалуйста! Вам больше нравится охотиться на бокоблинов, выкрадывая из их лагерей ценный лут? Никто вас не останавливает. Здесь нет правильного варианта, а заниматься можно тем, что приносит вам больше удовольствия. Никто не станет преграждать вам путь только потому, что вы пока выполнили недостаточно квестов.
Опасения фанатов из-за использования той же карты, что и в Breath of the Wild, оказались напрасными, потому что после произошедшего по сюжету катаклизма карта сильно изменилась. На поверхности образовались огромные пропасти, появилось большое количество пещер, которые можно исследовать, поля завалило различными древними сооружениями, выросли новые деревни, а часть поселений и вовсе была уничтожена монстрами. А те локации, что поначалу кажутся теми же самыми, таят в себе много новых секретов. К тому же подобные места пробуждают теплые ностальгические воспоминания о былых приключениях.
То там, то тут с неба на землю падают огромные камни, отколовшиеся от небесных островов. Взобравшись на них, можно воспользоваться «Автореверсом» и подняться на этот самый остров — они варьируются от совсем крохотных до огромных. Исследование карты заиграло совершенно новыми красками, когда каждый раз смотришь на небо и пытаешься понять, как же забраться на парящую над тобой локацию, если в округе нет ни одного приземлившегося с небес булыжника.
Но вертикальные изменения карты не ограничиваются только воздушными островами. Спрыгнув в одну из уже упомянутых пропастей, Линк может оказаться в подземном мире. Однако там царит кромешная темнота, поэтому чтобы свободно перемещаться по подземельям, игроку придется найти способ чем-то осветить себе путь. Подземелья эти столь же огромны, как и весь Хайрул. В итоге и без того масштабный мир увеличился в несколько раз, получив сразу три слоя карты. Язык после этого не повернется назвать игру «дополнением».
Поначалу подземные локации кажутся страшными, и оттуда хочется убраться как можно скорее. Некоторые места вовсе нельзя пройти без основательной подготовки: то воздух раскален настолько, что нужна специальная броня или зелья, то проход заблокирован миазмами, которые высасывают жизни из Линка одним лишь прикосновением. Из-за этого каверны ощущаются как контент для более опытных игроков — враги здесь жестче, а испытания сложнее. При этом всю игру можно пройти практически без вылазок в подземелья. Однако именно тут можно найти самое мощное снаряжение и предметы экипировки, которые отсылают к предыдущим частям The Legend of Zelda. Поэтому, немного прокачавшись, начинаешь все чаще наведываться в подземелья в поисках какой-нибудь уникальной брони и в итоге быстро входишь во вкус.
На поверхности награды за нахождение какого-нибудь секрета, как правило, чуть попроще. Конечно, порой они не соответствуют твоим ожиданиям. За это нередко ругают любую часть The Legend of Zelda. Но и совсем уж бесполезной ерунды теперь не выдают — всему можно найти применение. Как минимум, создать новое оружие. Да и особо сильные предметы теряют свою ценность, если лежат в каждом третьем сундуке. Чаще всего ты все равно не расстраиваешься, потому что самой большой наградой оказывается масса удовольствия, которую ты получил в процессе прохождения головоломки.
Из-за огромных масштабов открытого мира иной раз дойти до какой-то точки интереса пешком либо очень долго, либо попросту невозможно. Здесь и приходит на помощь умение создавать собственные изобретения, в том числе транспортные средства. Для этого Линк использует разбросанные по всему миру механизмы вроде колес, вентиляторов, ракет, воздушных шаров и многого другого. Из них можно собрать машину, самолет, вездеход, лодку, мопед, да что угодно! Игрок ограничивается исключительно собственной фантазией.
Разработчики предусмотрели большое количество устройств, которое порой находит применение в самых непредсказуемых ситуациях. Да, сейчас есть уже множество игр, в которых крафт выходит на первое место и игрокам позволяют собирать все, что душе угодно. Но именно Tears of the Kingdom задает совершенно новую планку дозволенного. Собрать что-то полезное и очень результативное получится даже из пары устройств. Что тут говорить обо всем арсенале! На YouTube уже можно найти разнообразные ролики, где игроки создают огромных механических роботов или самолеты-бомбардировщики, которые способны стереть в порошок любого, даже самого сильного, противника за считанные секунды. Уверен, спустя несколько лет игроки все еще будут находить возможность построить что-то уникальное, удивляя всех остальных. Слишком уж хороша эта система.
Однако чем сложнее изобретение, тем больше уйдет времени и ресурсов на его постройку. К тому же придется неплохо поломать голову, чтобы заставить все это работать. Сразу бросаться на постройку собственного меха не стоит — устройства пропадают, когда вы отходите от них на дальние расстояния или куда-то перемещаетесь, поэтому каждый раз придется строить все заново. Но и эта проблема решится по мере продвижения по игре, когда Линку позволят сохранять свои изобретения, каждый раз воссоздавая их автоматически с помощью переработки ресурсов.
Экспериментировать с механиками чаще всего придется во время прохождения загадок. В Breath of the Wild тоже можно было иногда прийти к какому-то креативному решению головоломки, но, как правило, задания все же имели одно конкретное решение. А вот в Tears of the Kingdom из-за огромного количества применений способностей и собранных устройств можно прийти к множеству решений. Нет одного единственно верного пути. Порой ты понимаешь, как сделать проще, но тебе просто очень хочется проверить собственный вариант со словами: «А так можно?». Да, можно. Например, загадку в одном из святилищ получится целиком пропустить, если вовремя вспомнить о возможности прикреплять к стрелам любые предметы. Запущенная в кнопку бомба сработает также прекрасно, как и огромная сфера, которую вам необходимо протащить через всю локацию. Ощущение того, что ты обманул разработчиков, не покидает на протяжении всей игры, что еще дальше подталкивает к самым творческим решениям, а не самым прагматичным, принося массу удовольствия и от процесса, и от результата.
Может показаться, что из-за столь внушительного количества игровых механик в игре должно быть довольно сложно разобраться. Но это не так. Чтобы игроки не запутались, Nintendo уделила больше внимания обучению, на которое теперь отведены некоторые святилища или даже целые второстепенные квесты. В Breath of the Wild с этим были небольшие проблемы, потому что многие игроки даже не догадывались о части возможностей, ведь о них попросту никто не рассказал. Но чаще всего обучение происходит более естественным путем. Например, нередко на просторах Хайрула можно найти уже функционирующие и собранные из механизмов устройства, которые дадут представление о том, как техника работает в тандеме. Наткнувшись на врага, перемещающегося на танке, ты изучаешь его функционал, а затем пытаешься не только воспроизвести такой же, но и улучшить его, чтобы одержать победу. Когда никто не подсказывает прямым текстом, возникает ощущение, что до всего ты додумался самостоятельно, отчего чувствуешь себя самым настоящим гением. В этом проявляется мастерство Nintendo без лишних слов рассказывать просто о каких-то сложных вещах.
В Tears of the Kingdom достаточно сложно дойти до какой-то сюжетной точки, не отвлекаясь на что-то еще. Исследуя мир, ты постоянно находишь что-то интересное будь то святилища, пещеры, короки или дополнительные задания. Все активности и геймплейные механики плавно переплетаются между собой, создавая цельное приключение. Вот вы построили функционирующий летательный аппарат, который по вашей задумке должен забросить вас на вершину горы, где как раз виднеется что-то любопытное. В итоге вы неверно рассчитали количество используемых ракет, перелетели через эту гору, а на другой стороне вас уже ждет лагерь врагов. Вы с грохотом влетаете в толпу, сбиваете всех с ног, достаете самодельный огнемет и начинаете выжигать ошеломленных бокоблинов. Внезапно к драке подключается отряд добровольцев из соседнего поселения, которые встают на вашу сторону. Оказывается, что их отправили уничтожить этот лагерь, а вы, ничего не подозревая, им в этом помогли. Боевые товарищи обязательно вас поблагодарят и пригласят погостить в их деревне, где, будьте уверены, вас тоже ждет масса новых приключений и интересных знакомств. И вот, вы уже отправляетесь отдыхать вместе со своими новыми друзьями, напрочь забыв, что искали на вершине той самой горы. Именно о таких историях хочется поскорее рассказать всем своим близким.
Игры, которые способны подарить столько удовольствия от путешествий, можно пересчитать по пальцам одной руки. На ум приходит разве что Red Dead Redemption 2, Morrowind и The Gothic. Tears of the Kingdom не успевает надоесть даже за сотни часов, слишком часто приходится переключаться от одного занятия к другому. Разработчики со всего мира вдохновлялись BotW после ее выхода, потому что она показала, как нужно делать игры в открытом мире. С новой частью серии, будьте уверены, будет точно также.
Монстры, которые встретятся Линку на его пути, стали намного разнообразнее. Появились даже такие существа, которые никогда не фигурировали ни в одной другой части серии. Самыми сильными мини-боссами теперь оказались не Левры (которые, впрочем, тут тоже есть), а огромные трехглавые драконы, способные убить Линка практически с одного удара. Одолеть таких — настоящее испытание, которое порой можно пройти лишь основательно подготовившись.
Все ресурсы, полученные из противников, теперь являются важнейшим геймплейным элементом, потому что из них можно собирать мощнейшее оружие. В то время как в Breath of the Wild они, как правило, попросту пылились в инвентаре.
По этой причине слом оружия, который был одной из немногих вещей, за которые критиковали Breath of the Wild, в Tears of the Kingdom выглядит куда логичнее. Если бы его можно было использовать бесконечно, то игрок, собрав два-три мощных меча, лишился бы насущного повода сражаться с сильными врагами, чтобы выбить из них материалы для создания нового вооружения. Да и желание поэкспериментировать с запчастями побуждает тебя все время пробовать что-то новое. Таким образом Nintendo сумела решить чуть ли не единственную проблему предшественницы.
Если вы никогда не играли в The Legend of Zelda, то не стоит переживать. Даже в Breath of the Wild играть совсем не обязательно, чтобы понять, что происходит в новой части (и, как я уже отметил, совершенно не хочется). Более того, по меркам серии в игре наконец-то появился любопытный сюжет с немалым количеством красиво поставленных кат-сцен. Изучать лор и персонажей было интересно и до этого, но вот сама история чаще всего служила лишь фоном для геймплея, ни на что не претендуя. Почти сразу становится заметно, что и тут Nintendo попыталась продвинуть серию вперед. Например, образ Ганондорфа получился, пожалуй, самым ярким за всю историю франшизы. У авторов вышел жуткий злодей, крадущий каждую сцену, в которой появляется.
Хотя игра вышла в конце жизненного цикла Nintendo Switch, она все равно выглядит красиво. Графически Tears of the Kingdom, конечно, почти ничем не отличается от Breath of the Wild, но недостаток технических новшеств с лихвой компенсируется прекрасной работой художников и дизайнеров.
The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom — настоящий шедевр и идеальный сиквел, который берет все, за что любили оригинал, и выводит на совершенно новый уровень. Кажется, что сейчас серия находится на верхней точке своего развития и совершенно непонятно, чем разработчикам удивлять в следующий раз. Впрочем, шесть лет назад складывалось точно такое же впечатление.
Оценка: 10/10