После выхода Нантского эдикта в 1598 году, касающегося вероисповедания, среди не принявших его оказались и кальвинисты из старинного пикардийского рода Фабри. Они осели в Шведте на Одере. Фабри, изучая незнакомый язык, принимая культуру и навыки этого места, меняют свою фамилию на Фабергер, возможно, усечённо — Фабер. В конце 18-го, в самом начале 19-го века семья Петера Карла Фаберга с мечтой о лучшей жизни перебрались в Лифляндскую губернию Российской империи. Они осели в небольшом городке Пернау. В этом городе, женившись на дочери кожевенного мастера, по национальности латышке, решил осесть основательно. Звали его молодую жену Мария Луиза Эльснер. В 1814 году у супругов родился сын Петер Густав. В 16 лет через Ригу Петер Густав отправляется в столицу Российской империи, Петербург.
Кто надоумил юношу заняться златокузнечным делом, мы не знаем, но только азы он изучал одиннадцать лет. В 1841 году его уже можно было назвать мастер и ювелир. Не теряя времени даром, Густав вступил в общество "Русский цех". Густав, благодаря членству в этом обществе, 22 октября 1842 года открывает мастерскую и маленький магазинчик при нём под собственным именем. Уроки Андреаса Фердинанда Шпигеля не прошли даром. Он был в подмастерьях у самого Иоганна Вильгельма Кейбеля, придворного ювелира Русского двора. Густав Фаберже оказался превосходным ювелиром, в его магазине клиентов всегда было много. В Петербурге он создал и семью с датчанкой Шарлоттой Юнгштедт, она была дочерью художника. Молодые жили на Большой Морской улице. 30 мая 1846 года супруги стали родителями, сына назвали Петер Карл.
Карл пошёл в частную немецкую школу Святой Анны. Затем его образование разрослось до европейских масштабов, и академический курс был сильным. Он учился в Дрездене и Париже. Карл изучал венецианских стеклорезов, французских эмальеров и саксонских камнерезов. Огромная заслуга Карла в том, что ещё юношей он не только постигал премудрости ювелирного искусства, но и формировал себя благодаря расширенным познаниям как учёного. Помимо исследований, Карл занимался реставрацией. Долгие годы он трудился реставратором в Эрмитаже, восстанавливая ювелирные изделия разных эпох. Во время своего пребывания в Европе Карл не только учился и работал бок о бок с европейскими мастерами, но он знакомился с людьми и, вернувшись в Петербург, многих пригласил к себе в мастерскую. Где какая европейская выставка Карл уже там, так он выискивал людские самородки.
Благодаря прагматическому подходу к делу мастерская людьми разрасталась, специалистов набралось больше сотни. Карл возглавил фирму отца, когда ему было всего двадцать шесть лет. Молодой руководитель был грамотен и успешен. Первое, что он сделал, перевёл мастерскую в более крупное здание. Он не просто переманивал и уговаривал, но и создавал все условия, чтобы лучшие мастера не уезжали обратно. Отец Карла Густав оставил многочисленные мастерские, сын объединил их все и поставил над ними руководителей. Это были талантливые люди. На пятьсот рабочих приходилось четыре руководителя: Ю. А. Раппопорт, Э. А. Коллин, А. Ф. Холлминг, М. Перхин. Главное условие работы в мастерских Дома Фаберже — изделие должно быть авторским, а не безымянным, от задумки проекта до полного завершения с личным именем ювелира.
Видные ювелиры, работавшие в фирме "Фаберже" возродили использование прозрачных цветных эмалей и многоцветного золота.Гильошированная эмаль Дома Фаберже до сих пор хранит в себе ещё много тайн. Казалось бы, что проще. "Guilloche" - узор из волнистых линий. Гравировка выполняется с помощью специального станка. Впервые применил мастер Бреге на корпусе своих часов. Хитрый приём для того, чтобы скрыть царапины от повреждений на крышке из дорогих металлов. Позднее гильош стали делать и на циферблатах. Я не буду раскрывать уникальные технические приёмы ювелиров Дома Фаберже их много. Применив этот приём к знаменитым коллекционным "яйцам", фирма Карла Фаберже стала знаменита на весь мир.
В немецком Нюрнберге в 1885 году Дом Фаберже получил международное признание, произведя фурор на выставке "Изящных Искусств". С этого года все работы Фаберже получали на выставках только золотые медали. После такого громкого признания Дом Карла Фаберже получает разрешение вставлять двуглавого орла в свой товарный знак. Карл был обласкан Александром 3. Он получает звание "Ювелир Его Императорского Величества и ювелир Императорского Эрмитажа". В этом же году в фирму пришёл его брат Агафон в качестве главного художника.
Как родилась идея пасхальных яиц Карла Феберже.
Это очень добрая, но грустная история. Александр 3 женился на невесте своего умершего старшего брата. Трагическая история окрашена добрым светом. Принцесса Дагмар (домашнее прозвище Минни) известная всем как воспитанная, искренняя и очень деликатная девушка. В 17 лет она оказалась невеста-вдовой. 21 апреля 1864 года в 0:50 минут Николай Александрович, наследник престола, скончался. Через два года Дагмар станет супругой наследника престола Дома Романовых Александра Александровича. 24 марта 1885 года император Александр 3 подарил жене Марии Фёдоровне пасхальное яйцо работы фирмы К. Фаберже. Эта курочка, оказавшаяся в золотом яйце, положила традицию пасхальных подарков в виде яйца для семьи царского дома Романовых. Яйцо было выполнено копией того, что Минни видела в детстве в Дании. Мария Фёдоровна часто писала сестре в Англию, и в одном из писем она упомянула Карла Фаберже: "он несравненный гений нашего времени.".
Александр 3 почти за 10 лет подарил жене 10 пасхальных яиц. Николай 2 с 1894 года по 1917 год подарил матери и жене 44 пасхальных яйца. Первое пасхальное яйцо изготовил Михаил Перхин в 1885 году. Мастер из Петрозаводска в 26 лет становится ведущим мастером фирмы Фаберже. На всех яйцах-сюрпризах стоят его инициалы.
Семья Карла разрасталась, к 1890 году у него было уже четыре сына, какую ювелирную империю можно было бы создать! И Карл её создал. Евгений, Агафон, Александр и Николай, дети Карла возглавят свои отделения. 1890 год закрепляет триумф Карла Фаберже. Он получает два очень значимых звания, подтверждающие его уникальные заслуги перед страной и в профессии. Петер Карл становится оценщиком Кабинета Его Императорского Величества, а также Потомственным Почётным гражданином города Санкт-Петербург. Пятьдесят четыре пасхальных яиц было создано для царской семьи. У каждого яйца была тема из жизни Романовых. Яйцо к 300-сот летию царского Дома Романовых — это галерея миниатюрных портретов в алмазных рамках всей династии. Внутри яйца вращается глобус.
Дом Фаберже умело пользовался драгоценными и полудрагоценными камнями своего отечества. Резчики вырезали миниатюрные скульптурки из этих камней. Для английской королевы было изготовлено 170 статуэток. Сколько разошлось таких миниатюр в нашей стране, не поддается счёту. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году К. Фаберже становится "Мастером Парижской гильдии ювелиров" и ему вручили орден "Почётного легиона". Гильдия мастеров признала его Мэтром. Сын Евгений получил "пальмовую ветвь". Мастера Дома Фаберже на этой выставке получили золотые и серебряные медали. К 1914 году сыновья руководили отделениями фирмы в Петербурге, Москве и в Лондоне.
В 1916 году Дом Фаберже преподнёс императору последнее яйцо под названием "железное". Неудивительно, ведь шла мировая война, в которую Россия вступила 1 августа 1914 года. Мастеров фирмы отправили на фронт, и работать стало некому. В 1918 году Фаберже всей семьёй уехали в Швейцарию. В Советской России остался только сын Агафон. Он присоединится к семье позже. Через два года в Швейцарии найдёт свой покой Великий Карл. Последнее время он всё повторял: "Так жить нет смысла.". Он умер 24 сентября 1920 году в Лозанне, позже прах перезахоронят в Каннах. За всё время, что существовал Дом Фаберже, в Российской империи было изготовлено более 150 000 изделий.