Найти тему
Время и Право

Правильно ли называть Основные государственные законы 1906 года первой российской конституцией

Оглавление

После принятия Манифеста 17 октября 1905 года нужно было как-то регламентировать статус учреждаемой в России Государственной думы. Сделано это было в Основных государственных законах 1906 года (ОГЗ 1906 года).

Этот правовой акт фактически стал первой общероссийской конституцией и его принятие ознаменовало начало пути к реальному конституционализму в нашей стране.

Хотя споры о том, являются ли ОГЗ 1906 г. конституцией, ведутся до сих пор.

Действительно ли у Российской Империи появилась конституция

Оценки дореволюционных юристов и исследователей были однозначны — да, это конституция.

Признавал это в первое время и сам Николай II, написав после принятия Манифеста 1905 года в письме своей матери Марии Федоровне про предоставление гражданских прав населедению и проведении всех законов через Государственную думу: «Это, в сущности, и есть конституция». Хотя позднее он отошел от этой позиции и заявил, что не потерпит никакого умаления самодержавия.

В СССР тезис об ОГЗ 1906 года как конституции не был популярен. Лишь немногочисленные исследователи придерживались такой точки зрения и подвергались за это жесткой критике.

Сейчас спор продолжается.

На мой взгляд, ОГЗ 1906 года все же стоит считать первой российской конституцией. На это указывают важнейшие положения этого правового акта о государственном строе.

Изменения в порядке осуществления власти

Главная роль в деле решения важнейших вопросов жизни государства принадлежала российскому императору. Это следует из ст. 4 ОГЗ 1906 г.:

«Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная власть. Повиноваться власти Его не только за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает».

Ранее, в Своде Основных законов Российской империи 1832 г. император провозглашался не только самодержавным, но ещё и неограниченным монархом. Как можно заметить, слово «неограниченный» из ОГЗ 1906 г. разработчики убрали. С неохотного согласия Николая II.

Существенную роль в законотворчестве стал играть двухпалатный парламент: Государственный совет и Государственная дума. Но решающая роль в принятии законов принадлежала императору.

В отношении принятия законов действовал такой порядок: Государственный совет и Государственная дума определяли содержание законов, а император придавал им обязательную силу.

Торжественное открытие Государственной думы и Государственного совета. Зимний дворец. 27 апреля (10 мая) 1906. Фотограф К. Е. фон Ган
Торжественное открытие Государственной думы и Государственного совета. Зимний дворец. 27 апреля (10 мая) 1906. Фотограф К. Е. фон Ган

С одной стороны, у императора было абсолютное право вето, т.е право отвергнуть любой закон. С другой стороны, он не мог изменить содержание закона или издать его без одобрения Государственного совета и Государственной думы. Поэтому нельзя сказать, что воля парламента не имела значения. Так или иначе право императора на издание законов перестало быть неограниченным.

Самое главное свойство конституционной монархии — наличие представительного органа государственной власти и его реальное участие в законодательной деятельности. И закрепление такого народного представительства в ОГЗ 1906 г. говорит в пользу того, что в России была установлена конституционная монархия.

Стала ли Россия конституционной монархией в 1905-1906 годах
Время и Право30 мая 2023

Государственное устройство и права человека по ОГЗ 1906 года

Российская Империя была единым, унитарным государством. Это было закреплено в ОГЗ 1906 г. и выражалось в ст. 1:

«Государство Российское едино и нераздельно».

Эта формула единства и нераздельности использовалась во многих западных конституциях.

Государственное единство России обеспечивало закрепление русского языка как общегосударственного.

Подробно были урегулированы вопросы статуса личности и гражданина. Этим вопросам отведена глава 2, следующая за главой 1 о государственном строе.

Ничего не напоминает?

Также было сделано позднее в Конституции СССР 1977 года и в действующей Конституции РФ 1993 года.

Начинается глава 2 ОГЗ 1906 г. с подданства, порядке его приобретения и утраты. На второе место поставлены обязанности подданных, а уже потом — их права. Это говорит о том, что закреплялся приоритет государственных интересов перед интересами личности.

К обязанностям отнесены: защита престола и Отечества, плата налогов и пошлин, несение установленных законом повинностей.

Из прав и свобод подданных были закреплены: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, печати, собраний и съездов, неприкосновенность собственности и жилища.

В итоге можно сказать, что ОГЗ 1906 г. закрепили важнейшие институты конституционализма. Наибольшее значение имело конечно же создание высшего народного представительства — Государственной думы.

Да, власть императора по-прежнему оставалась очень мощной. Но наряду с ней стало развиваться народное представительство. Наличие и функционирование Государственной думы само по себе создавало для императора ограничения.

Впоследствии он использовал все имеющиеся у него средства для её обуздания и неоднократно её распускал. Однако, до учреждения Государственной думы у императора таких проблем и не было. Теперь же не было возможности принимать любые решения без оглядки на представительный орган.

Российский конституционализм был гораздо менее развитым по сравнению со многими государствами Запада. Но тем не менее начало ему было положено.

Уважаемые читатели! Если вам интересна тема истории российского конституционализма, пожалуйста, поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал. Спасибо за внимание. С уважением, Альберт Садыков (05.06.2023)