Найти в Дзене

"Сарă" - поясное украшение чувашей

Поясное украшение сарă. Чуваши. Вторая половина XIX в. Из собрания Этнографического музея Казанского университета.
Поясное украшение сарă. Чуваши. Вторая половина XIX в. Из собрания Этнографического музея Казанского университета.

Сегодня мы расскажем про поясные украшения у чувашей.

Обязательным элементом женского и девичьего костюма у чувашей были поясные украшения «сарă». Они представляли собой подвески в виде парных прямоугольников холста с двухсторонним вышитым узором, чёрной или красной бахромой по нижнему краю, небольшими кистями по сторонам.

Сарă повязывались поверх рубахи или кафтана. Предшественники сарă – свисающие до подола концы белых или синих поясов, расшитые сложным орнаментом. Сарă имели общие черты с поясной одеждой многих народов Поволжья. В чувашском свадебном костюме носились две пары сарă в комплекте с аналогичными по форме боковыми подвесками яркăч, передником, кошельком енчĕк.

Поясное украшение сарă. Фрагмент. Чуваши. Вторая половина XIX в. Из собрания Этнографического музея Казанского университета.
Поясное украшение сарă. Фрагмент. Чуваши. Вторая половина XIX в. Из собрания Этнографического музея Казанского университета.

Такие подвески различались у этнотерриториальных групп чувашей по форме, способу декорирования и манере ношения. У верховых чувашей (вирьялов) сарă были парными и подвешивались к поясу раздельно сзади и по бокам. У низовых чувашей (анатри) вышитые части сарă были соединены и носились позади. Как знаковые атрибуты традиционного костюма сарă использовались до 1960-х гг.

Поясные украшения, как и другие, имели функциональное, эстетическое и сакральное значение. Вышитые и украшенные сакральным узором куски материи были особым покровом, оберегом женщины.