(продолжаем смотреть выставку "Веер с историей в Центре им. Грабаря)
Родиной вееров считается Восток, в частности Китай. Восточным веерам посвящена примерно треть выставки. Внимание в первую очередь привлекают яркие веера в стиле «шинуазри» (а-ля китай, многие его называют "китайщиной", но мне это кажется грубоватым).
Веер «мандаринский», «кантонский» или «тысяча лиц», сделан в конце XIX в. Первое название появилось, потому что подобные веера использовали чиновники Китая – мандарины. Второе название по порту Кантон (Гуаньчжоу), откуда продукция поступала на экспорт. И последнее название одновременно приоткрывает завесу над тайнами веера. В оформлении его экрана очень много (тысяча?) фигурок людей, но их лица не нарисованы, а сделаны из тончайших чешуек слоновой кости и раскрашены, а одежда из кусочков шёлковой ткани. Добавьте сюда резьбу по слоновой кости гарды и станка. Работа почти ювелирная!
Однако китайские мастера и хитрили: не делали резьбу там, где пластины заходят одна на другую (и их никто не видит), а некоторые «одевали» слоновую кость в маскарадные одежды, которые имитировали более дорогую технику – резьбу по дереву и последующую лакировку красным лаком.
Конечно, резные веера из кости - это тоже работа китайских мастеров. В Музее Востока есть и более удивительные изделия.
А вот через сто лет китайские веера выглядели примерно так. Это большие веера типа «кокарда», яркие, но недолговечные: ими пользовались во время праздников или фестивалей и потом просто выкидывали. (1970-е гг., Китай).
Про приключения веера в Европе читайте в следующих статьях.
PS. Выставка идёт до 18.06.2023 в Центре им. Грабаря (Москва)