Художников АХП пригласил в Вологодскую область краевед Николай Сайкин. Он родился и живёт в селе Куркино, все последние годы занимается возрождением старинной усадьбы дворян Резановых-Андреевых. Добывает пожертвования, выигрывает гранты, и сам своими руками делает множество работ - от изготовления беседок до сбора мусора.
Уже восстановлены дорожки и беседки старого парка, мостик и площадки над каскадом прудов. В главном доме начались реставрационные работы внутри и снаружи. В прекрасном обширном здании планируется создать туристический комплекс, культурный центр и творческую базу для художников.
Рядом с трёхэтажным барским домом, который активно восстанавливается, стоит неприглядная деревянная заброшка в два этажа. Оказывается, это тоже часть усадьбы, домик построен чуть ли не в конце 18 века, и когда-то в нём проживало до 40 человек музыкантов из крепостного оркестра. Резановы были одной из самых богатых семей Вологодского края и жили на широкую ногу. Хозяйство при этом являлось доходным, в нём было несколько разных производств, в том числе сыроварня, двухэтажное здание которой потихоньку разрушается на задворках Дома Культуры Куркино. Кстати, ДК - очень любопытный памятник позднего советского модернизма, и просто отлично, что его не снесли и не перестроили.
Недалеко от сыроварни есть ещё и здание богадельни, которую также содержали хозяева усадьбы. Они многое делали для своих работников, и добрая память о бывших господах - одна из причин, почему усадьба уцелела в Революцию и не была разрушена позже. Роскошные интерьеры, правда, не сохранились - в советские времена в здании находилась сельскохозяйственная контора. Однако стены, двери, часть лепнины, большая часть окон со старинными волнистыми стёклами - всё это осталось и ждёт реставрации. Сохранился также каменный флигель с колоннами - в нём сейчас жилой дом, и может быть, это неплохо, дом будет целее, хотя внутри, конечно, тоже всё переделано. Но аналогичный флигель, стоявший напротив закрытым и заброшенным, в итоге, увы, сгорел несколько лет назад. Очень хотелось бы увидеть, как разрушающиеся остатки усадьбы снова собираются в единый ансамбль, и контуры этой гармонии уже просматриваются.
Мария Крылова, художник, член Ассоциации Художников-Пленэристов