Найти в Дзене
Параллели истории

То ли как Тохтамыш, а может и Едигей

Оглавление

Зашла мне тема про осады Москвы. И Ольгердовы, и Тохтамышева, и так далее... 😉

"Добрался" и до Улу-Мухаммедовой.

Если кто-то думает, что между сожжением Москвы Тохтамышем в 1382-ом и Девлет Гиреем при Иване Грозном никаких серьёзных событий, серьёзных для Москвы, как крепости, не происходило, то он несколько заблуждается. Там один Едигей чего стоит, вернее его осада Кремля. Но, как говорится, не Едигеем единым. Были и другие осады. Вот, например, 1439 год. Улу-Мухаммед, чистокровный чингизид, по некоторым предположениям внук Тохтамыша*, хан Золотой Орды**, десять дней осаждает Москву.

Великий Московский князь на то время, Василий II, который Тёмный, внук Дмитрия Донского. Интересная картина получается, под Москвой сошлись внуки персонажей события 1382-го года. Сценарий противостояния правда был немного другой, а вот какой, давайте посмотрим.

Начать стоит с того, что Улу-Мухаммеда из царей "выперли" более зубастые претенденты. Например, внук Урус-хана, Барак Обама-хан. Сплошные внуки...

-2

Ещё и тёзка***, Кичи-Мухаммед, тоже потомок Урус-хана. Пришлось ехать провести отпуск в Крым. Но, через некоторое время, Улу-Мухаммед попытавшись доказать местному эмиру, что он всё такой же хан, как и раньше, равновесие нарушил. Доказательства "ханства" эмир счёл не убедительными и указал Улу-Мухаммеду на дверь. Податься, как в своё время Тохтамыш, в Литву, не представлялось возможным. Свидригайле Ольгердовичу и Сигизмунду Кейстовичу было совершенно не до какого-то бывшего хана, они увлечённо резались между собой. Да и становиться приживалкой Улу-Мухаммед совершенно не желал. Оставался русский улус. Вот где хан мог, прикрикнув на московского князька, обрести новый дом. Ну, мог так думать, по крайней мере. Василий же приезжал к нему несколько лет тому назад, выпрашивая ярлык на Великое княжение против дяди своего, и хан не отказал.

Василий Васильевич, на радостях, приглашает Улу-Мухаммеда в гости
Василий Васильевич, на радостях, приглашает Улу-Мухаммеда в гости

И вот, собрав пожитки и народонаселение, Улу-Мухаммед отправился на Русь. Как человек скромный, для начала он занял Белёв. Пастилу тогда ещё не изобрели, но чем-то для хана там было "намазано сладким". А может немного опасался идти прямо в столицу, поминая поговорку про незваного гостя. Да, скорее всего опасался, так как была построена ледяная крепость. Ну не на празднование же Масленицы снежный городок построили... хотя. Иногда такие бездны открываются, что все скрепы вылетают. Но это я отвлёкся.

Василию Васильевичу было, конечно, лестно такое внимание от бывшего царя, и, собрав и вооружив подданных, он отправил к Улу-Мухаммеду в гости небезызвестного Шемяку с братом, по дороге те правда сообразили, что в гости без приглашения припёрся сам бывший царь. Потому было решено праздничные мероприятия по встрече Улу-Мухаммеда совместить с битвой, которая получила название Белёвщина. Подробности здесь опущу, главное, что Улу-Мухаммед Шемяку с Красным побил, но задерживаться на такой враждебной территории не стал и отправился к Казани, где и осел, собирая людей и обустраивая местность. Два года Мухаммед Джелаледдинович или Ичкиле-Хасанович, тут ясности нет, копил гнев на московского улусника. И, 3 июля 1439 года, подошёл к снаряду Москве. Здесь у меня какое-то дежавю. Великий князь Василий Васильевич, как и его папа Василий I Дмитриевич и дед Дмитрий Иванович Донской, въсхотѣ ити противу ему, но собраться не поспел и видѣ мало своихъ поспешно дёрнул за Волгу, как я понимаю через "сакральную" Кострому.

-4

Мало того, в Кремле, "на княжестве", оставили воеводу, князя Юрия Патрикеевича, правнука Гедимина. Прямо как Остея при Дмитрии Ивановиче Донском. Тот тоже "числился" правнуком того же Гедимина. Вообще-то, между правнуками что-то очень немало лет, Остей - 1382 год, а тут 1439-й, под шесть десятков. А ещё Юрий Патрикеевич успел посидеть в Костроме наместником, а туда кого ни попадя не ставили. Место намоленное важное, меха стекаются, контроль торгового пути по Волге, понимать надо. Да и вообще, мотался по землям, выполняя или не выполняя важные поручения. Ну и для полного осознания важности персонажа, по материнской линии он ещё и Чингизид, и Палеолог! И женат то ли на дочери Василия I, то ли на его сестре, дочери Дмитрия Донского. Улу-Мухаммед всех этих подробностей скорее всего не знал, а потому приступить к Кремлю не убоялся. Или рассчитывал повторить успех деда, если Тохтамыш всё-таки его дед. Но, как и во всех предыдущих случаях взять город не вышло. И, дело скорее всего не в неприступных белокаменных стенах, построенных при Донском (про "стройку века" можно почитать вот тут), а в утрате умения брать серьёзные города, хитрые китайские штучки делать разучились, а таскать с собой осадную артиллерию тяжело и дорого. По крайней мере, в летописях об этом не говорится. А вот в ответ летело. Хоть и здесь молчок. Но летело ещё при Донском, так что с этим, уверен, всё в порядке было. Одним словом, десять дней осады закончились ничем. Если не считать традиционно выгоревшего посада и наловленных пленных, коих, кстати, немало было. В общем, обычная, "рядовая" осада с "привычным" уходом ни с чем. Даже никакого выкупа, как у Едигея, взять не вышло. Да, нужно добавить, что тема с ордынским набегом сменилась на казанский. Улу-Мухаммед у нас теперь царь Казанский, вместо царь Ордынский. Самый первый. Ну и в догонку. Если с Москвой не вышло (хотел было написать не выгорело, но это было бы неверно), подумалось Улу-Мухаммеду, то бросимся стремительным домкратом к Коломне, там получится. И действительно, получилось. Василий же II после осады в столицу возвращаться не спешил.

Бе бо посады пождьжены от татар, и люди посечены, и смрад велик от них.

Заметьте, Дмитрий Донской, когда после набега Тохтамыша вернулся в Москву, носа не воротил, хотя Кремль был взят и потери должны были быть несопоставимы. Что-то тут не так. Может, конечно, внучок оказался чувствительнее деда, а может летописцы Донского приукрашают. Или совсем конспирологическое, не такие огромные потери во время Тохтамышева нашествия в Москве были, вот Великий князь в город и вернулся. А может лично убедиться, что враги, попытавшиеся власть отнять, мертвы. Версий можно много наплодить. В общем, Василий Васильевич переждал в Переславле-Залесском, а Москвой в это время "руководил" двоюродный брат, Дмитрий Красный. Куда подевался Юрий Патрикеевич, новостная лента за 1439 год не сообщает. Летописцы, как воды в рот набрали. Может быть погиб во время осады? Или, любимое конспирологическое, оказался хорош, и как военный, и как гражданский глава города? А любовь народную не к Великому князю терпеть никак не можно. Зачем "всенародно любимому" Василию Васильевичу такой удачливый родственник? Вот после церемонии награждения непричастных, Юрий Патрикеевич споткнулся, условно, упал, потерял сознание и не приходя в него, без гипса отъехал в иные миры.

-5

Это всё, конечно же домыслы, потому, не судите строго. А вот история взаимоотношений Василия Васильевича и Улу-Мухаммеда Джелаледдиновича или Ичкиле-Хасановича на этом не заканчивается. Там, впереди, много интересного!

-Примечания-

* вообще, точных сведений нет, одни предположения)))

** правда его уже с "должности сняли" к тому времени, но всё же, звание солидное.

*** Улу - большой, Кичи - меньший. Это просто прозвища.

Ссылка на другие статьи в том же духе )))

Буду рад комментариям ))) если было интересно ставьте лайк и не забывайте подписаться

Желающие могут посодействовать автору материально 😉

ЮMoney