Когда Андрей Мягков сыграл в "Служебном романе" очередного недотепу, критики упрекали Рязанова в том, что он просто перенес Женю Лукашина из "Иронии судьбы" в статистическое учреждение, приклеив ему мерзкие усики. Однако Эльдар Александрович имел на это право, ведь это были его герои. Но иногда режиссеры без всякого стеснения забирали себе находки других творцов ради собственного успеха.
И далеко за примерами ходить не надо - вспомним того же Эльдара Александровича. Когда он начал снимать комедию "Дайте жалобную книгу" в 1964 году, то уже изначально чувствовал, что особого успеха с этим фильмом у зрителей не добьется - слишком уж слабоват и конъюнктурен сценарий о превращении отсталой забегаловки в молодежное кафе силами комсомольцев. Кстати, сочинили его Александр Галич и Борис Ласкин. Как же заставить зрителей идти на фильм? А очень просто - позаимствовать у Гайдая созданную им троицу. Так в ленте Рязанова за столом в ресторане появились Евгений Моргунов, Юрий Никулин и Георгий Вицин. Правда, фильму это не помогло, и с тех пор Рязанов чужих героев не отнимал, да и все прочие фильмы снимал почти исключительно по собственным сценариям в соавторстве с Эмилем Брагинским. Чуть позже Труса, Балбеса и Бывалого "одолжат еще раз" - Евгений Карелов снимет их в комедии "Семь стариков и одна девушка". Троица играла здесь грабителей. Юрий Никулин позднее очень жалел, что согласился сниматься и утверждал, что он с товарищами смотрелся в этом фильме, как инородное тело.
Впрочем, "грабили" и самого Рязанова. Оглушительную славу принес молодой Людмиле Гурченко фильм "Карнавальная ночь", песенки из которого распевала вся страна. Успех был неожиданным и для коллег молодого режиссера, уверенных в том, что его ждет неминуемый провал. Вдруг все увидели, что вот именно эта тема теперь интересует зрителей, не понимая, что дело не в сценарии (довольно слабеньком, если откровенно), а в новизне – Рязанов снял первый фильм в таком стиле, и поэтому пожинал плоды. Сценаристы "Карнавальной ночи" Борис Ласкин и Владимир Поляков тут же написали специально под Гурченко еще один сценарий, который реализовал режиссер Александр Файнциммер. Правда, создатель "Котовского", "Константина Заслонова" и "Овода" никогда до этого комедий не снимал, но что же он - хуже какого-то дебютанта Рязанова?
Разве сложно слепить музыкальный фильм? Оказалось, что невероятно сложно - "Девушка с гитарой" такой славы и народной любви не обрела. А вот критики об этом фильме писали: "Людмила Гурченко пела с экрана о любви. Она доверчиво делала все то же самое, что делала в "Карнавальной ночи". Ни сценарий, ни режиссер и не пытались предложить ей что-то новое. Торопились закрепить, повторить волшебный миг всеобщего признания...". Зато в этом фильме свою первую роль сыграл Юрий Никулин. Ну а Файнциммер снял потом еще одну малоудачную комедию "Спящий лев" - единственная по-настоящему главная роль замечательного Константина Сорокина.
Другие режиссеры не могли не поэксплуатировать успех легендарного советского телесериала "Семнадцать мгновений весны" Татьяны Лиозновой, слишком уж он был всеподавляющим - ведь даже до анекдотов дошло. Первым на небольшое заимствование решился Вениамин Дорман, снимавший сагу о приключения резидента Тульева. В первых двух черно-белых фильмах руководители разведки из неназванного иностранного государства разговаривали на немецком и выглядели бледновато. Зато в цветных продолжениях ("Возвращение резидента" и "Конец операции "Резидент") враги уже перестали мучить зрителей и стали говорить на русском. А шефом иностранной разведки оказался... Леонид Броневой. Причем играл он полностью в рисунке роли "папаши Мюллера". У некоторых зрителей даже закралась мысль о том, что исчезнувший без следа в майские дни 1945 года Генрих Мюллер, вероятно, объявился таким вот образом на своей новой родине и снова занялся любимым делом.
К слову, и Исаев-Штирлиц никуда не пропал. Он вернулся в Москву и тоже возглавил разведку, начав бороться с иностранными шпионами. Только уже под именем Константина Константинова, которого можно лицезреть в ленте "ТАСС уполномочен заявить". То ли Юлиан Семенов захотел снова сделать Вячеслава Тихонова разведчиком, то ли таково было желание режиссера Владимира Фокина, но артист в значительной степени повторил свою роль из легендарного сериала, только уже в новом времени и в новых обстоятельствах. Правда, враги ему достались какие-то блеклые - герой Бориса Химичева на Мюллера не тянул. Да и Вахтанг Кикабидзе странно смотрелся в образе агента ЦРУ, отправляющего кокаин из Гонконга в США в трупиках купленных у родителей и "выпотрошенных младенцев из Непала".
Мне нередко попадались кинозрители, которые во всех красках вспоминали "фильм про убийство Анискина". И хотя я точно знал, что такого фильма не существует, они настаивали: "Ну как же нет? Он там еще ребенку выстругивал деревянный пистолет, который сунул в кобуру. А потом на железнодорожном мосту его за этот пистолет и убили". В реальности, люди вспоминали телеспектакль "Самый последний день" Бориса Равенских, поставленный по одноименной пьесе Бориса Васильева. Он рассказывает про участкового инспектора из Москвы Семена Ковалева, который решил выйти на пенсию и уехать из города в деревню. В последний день дежурства милиционер навестил некоторых своих "клиентов" и угодил на бандитский нож. Ну кого же было звать на эту роль в Малом театре, если не Михаила Жарова, уже ставшего главным советским участковым? Он играл Ковалева и на сцене, и на телеэкране. Возможно, в той же самой форме, в которой снимался в фильмах об Анискине. Кто знает, если бы Равенских позвал на роль Ковалева какого-нибудь другого актера Малого театра, может, получилось бы что-то более оригинальное. А так - "очередной Анискин". Впрочем, в кинофильме "Самый последний день" роль Ковалева сыграл Михаил Ульянов (он же и режиссер картины). Увы, эта лента не получилась совсем, и Ульянов больше кино не снимал.
Ленинградский режиссер Александр Белинский был известен тем, что первым экранизировал многие литературные произведения. включая "12 стульев". Очень запоминающуюся роль старой возлюбленной Кисы Воробьянинова импозантной Елены Станиславны Боур сыграла блистательная характерная ленинградская актриса Гликерия Богданова-Чеснокова. Сыграла так восхитительно, что Леонид Гайдай решил ее "позаимствовать" у Белинского и позвать на ту же самую роль уже в свою комедию. В конце 1950-х в московском Театре Сатиры состоялась первая постановка "12 стульев", где Бендера сыграл Евгений Весник, а Воробьянинова - Анатолий Папанов. Режиссер Эраст Гарин придумал для Папанова весь образ, манеру поведения и даже речи. Каково же было возмущение Гарина и Весника, когда Папанов все это перенес в ленту "12 стульев" Марка Захарова. Вплоть до мельчайших голосовых интонаций - все мучительно придуманные узоры роли в спектакле Гарина артист унес к Захарову. Весник на встречах со зрителями говорил, что Анатолий Дмитриевич поступил непорядочно - он должен был искать новую трактовку образа, а не красть уже созданную другими людьми. Тот Воробьянинов принадлежал спектаклю Гарина.
Примерно то же самое произошло и в кинокомедии Владимира Меньшова "Любовь и голуби". Он решился ее ставить, когда увидел замечательный спектакль Валерия Фокина в театре "Современник" и значительную часть подсмотренных там режиссерских находок спокойно перенес в свой фильм. А еще забрал в свою ленту и актрису Нину Дорошину, игравшую в спектакле роль Надежды - жены Васи Кузякина. Кстати, роль принесла ей первую премию на Всесоюзном театральном фестивале в 1983 году. Этот же образ и почти в том же самом ключе Дорошина сыграла и в кино. Наверное, это единственный случай, когда заимствование чужого успеха привело к еще большему результату.