В статье рассматриваются самые известные пилоты Люфтваффе, воевавшие на истребителях-бомбардировщиках Fw-190, и приводятся результаты, которых они добились на этих самолетах и вообще в своей карьере. В списке имеются такие асы, как Отто Китель, Вальтер Новотны, Эрих Рудорфер, Хейнц Бар, Эгон Майер, Зепп Вурмхеллер, Ганс Рудель, Теодор Вейссенбергер, Ханс Филипп, Антон Хафнер, Йозеф Приллер, Вальтер Даль и Альбин Вольф.
Хоть большинство немецких асов воевало на «Мессершмиттах» Bf 109, пилоты «Фокке-Вульфов» FW 190 стоят довольно высоко в списке побед. В статье приводятся цифры этих побед, но прошу моих читателей не сильно их критиковать, потому что взяты они из официальных источников, которым, возможно, и очень мало доверия, так как часто основываются на заявлениях самих асов, но других цифр у меня нет.
1). Otto Kittel (21 февраля 1917 г. ~ 14 февраля 1945 г.).
Итак, первый из таких пилотов – оберлейтенант Отто «Бруно» Киттель, служивший на Востоке в III/JG 54 «Grunhertz» («Зеленое сердце»). Он открыл счет своим победам в 1943 году, будучи ефрейтором. Его учителями были известные немецкие асы Ганс Филипп и Вальтер Новотны. Меньше чем за 2 года дослужился до оберлейтенанта, одержав 267 побед в 583 вылетах. Однажды Киттель был сбит, и 14 дней провел в русском плену, но бежал и присоединился к своей части. 25 ноября 1944 года был награжден «Крестом с Мечами», а через три месяца был сбит огнем советского штурмовика и погиб.
2). Walter Nowotny (7 декабря 1920 г. ~ 8 ноября 1944 г.).
Майор Вальтер «Нови» Новотны – наверное, самый известный из пилотов, воевавших на Fw 190. Его первая победа чуть не стала последней – сбив И-153 над Балтийским морем, он вынужден был сажать свою подбитую машину на воду. На надувной лодке летчик дрейфовал до вечера, пока его не прибило к берегу.
Счет его побед быстро рос. К августу 1942 года Новотны сбил около 50 самых разных советских самолетов. Только в июне 1943-го он сбил 41 самолет, и количество его заявленных побед перевалило за сотню.
К середине октября 1943 года молодой (22 года) командир I/JG 54 Вальтер Новотны совершил 442 вылета и сбил 250 самолетов, став самым результативным пилотом-истребителем Люфтваффе на то время.
В феврале 1944 года, после того, как Новотны сбил еще 5 самолетов, его назначили во Францию командиром учебного крыла Schulegeschwader 101. С этой должности он был переведен на пост командира подразделения, испытавшего в боевых условиях реактивный истребитель Me 262.
Новотны известен тем, что отправил Гитлеру письмо с протестом против расстрела 47 англо-американских летчиков, пытавшихся бежать из фашистского плена. 8 ноября 1944 года во время атаки американских бомбардировщиков в воздухозаборник одного из двигателей его Me 262 попала птица. Новотны стал выходить из боя на одном моторе, и в этот момент был атакован американскими истребителями сопровождения и сбит.
К моменту гибели на счету Вальера Новотны было 258 побед и высшие награды Третьего Рейха – «Рыцарский крест» в полном комплекте - с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами.
3). Erich Rudorffer (1 ноября 1917 г. ~ 8 апреля 2016 г.).
Карьера майора Эриха Рудорфера, наверное, одна из самых пестрых в Люфтваффе. Он принял участие в «Битве за Британию» в составе JG 2 «Рихтгофен», одержал 86 побед на Западе, потом был переброшен на Восток, где сбил 136 самолетов, из них 14 – в один день.
Из побед Рудорфера на Западе 12 были одержаны на Me 262. Он летал на истребителях Fw 190 и Bf 109, его 16 раз сбивали, 9 раз ему приходилось выпрыгивать из горящего самолета с парашютом. 11 апреля 1944 года аса наградили «Крестом с Дубовыми листьями», и он пережил войну.
4). Heinrich Bar (25 мая 1913 г. ~ 28 апреля 1957 г.).
Майор Хейнц Бар, саксонец из Лейпцига, одержал за войну 220 побед. Воевал в JG 51, JG 77, JG 1, JG 3. Многие из своих побед одержал в составе II-й группы JG 1. 22 апреля 1944 года, когда счет его побед достиг 200, Бар был награжден «Рыцарским крестом» с мечами. Последние 16 самолетов союзников он сбил на реактивном истребителе. 96 побед ас одержал на Восточном фронте, 79 – в Западной Европе и 45 – в Северной Африке. Среди этих побед – 21 четырехмоторный бомбардировщик.
Также Хейнц Бар участвовал в «Битве за Британию» (первую свою победу он одержал еще до ее начала – в сентябре 1939 года). Воевал во Франции, Северной Африке, Италии, России, впоследствии защищал Германию.
В 1957-м году Бар разбился на легком самолете во время авиационного шоу.
5). Egon Mayer (19 августа 1917 г. ~ 2 марта 1944 г.).
Еще один ветеран «Битвы за Британию» - Эгон Майер. Почти все свои 102 воздушные победы, включая 25 четырехмоторных бомбардировщиков, он одержал на Fw 109, воюя на Западе в составе JG 2. О награждении «Крестом с Мечами» было объявлено в день гибели Майера – 2 марта 1944 года.
6). Josef Wurmheller (4 мая 1917 г. ~ 18 июня 1944 г.).
Такой же счет побед и у майора Йозефа «Зеппа» Вурмхеллера. Он был командиром группы JG 2 на Западном фронте, когда его направили на Восток в JG 53, где он был сбит 26 июня 1944 года. На его счету было как минимум 13 четырехмоторных бомбардировщиков. О посмертном награждении Вурмхеллера «Мечами» было объявлено в октябре 1944 года.
7). Hans Rudel (2 июля 1916 г. ~ 18 декабря 1982 г.).
Самым известным из бомбардировщиков, летавших на Fw 190, является полковник Ганс Ульрих Рудель, кавалер «Рыцарского креста», и снова в полном «комплекте» - с золотыми дубовыми листьями, мечами и бриллиантами. К концу войны на счету этого ас-бомбера было 2500 боевых вылетов и более 500 уничтоженных танков противника. Большую часть своих побед Рудель одержал на Ju 87, а с середины июня 1944 года летал на бомбардировочной версии Fw 190.
8). Некоторые другие асы.
Среди других удачливых пилотов Fw 190 (которые также летали и на Bf 109) моно обозначить таких асов:
~ Майор Теодор Вейссенбергер (из 208 побед более 30 одержаны на Западе на Fw 190);
~ Оберлейтенант Ханс Филипп (JG 54, 206 побед, погиб в октябре 1943 года);
~ Оберлейтенант Антон Хафнер (204 победы, награжден «Дубовыми листьями» 11 апреля 1944 года, погиб 17 октября того же года);
~ Йозеф («Пипс») Приллер (105 побед);
~ Вальтер Даль (JG 3, JG 300, ф28 побед, из них 36 – четырехмоторные бомбардировщики);
~ Альбин Вольф (JG 54, 105 побед, сбит зенитной артиллерией 2 апреля 1944 года).
Ну, и некоторые другие пилоты, о которых надо писать отдельные исследования.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ОБ АСАХ:
21-летняя Лидия Литвяк - первая в мире женщина-ас, попавшая в книгу рекордов Гиннесса