На русском только-только вышел роман Ричарда Моргана «Разреженный воздух» (2018). Это первая часть самостоятельной истории, однако разворачивается она во вселенной, которая ранее уже была представлена писателем в романе «Чёрный человек» (ещё одно название «Тринадцатый», 2007).
Поэтому предлагаю сперва ознакомиться именно с ним.
Спасибо за «лайк» и подписку — дальше будет ещё интереснее! А в Telegram-канале «Сай-фай ревью» ещё больше вкусностей, новостей и халявы!
События «Чёрного человека» стартуют в начале XXII века. Как и положено в киберпанке, так горячо ожидаемый научно-технологический прогресс всеобщего счастья не принёс, да ещё и, кажется, только ухудшил качество жизни значительного числа людей.
Главный герой книги Карл Марсалис — мутант, так называемый «тринадцатый», созданный для участия в кровопролитных сражениях, развернувшихся на Земле на рубеже веков.
После войн Карл, как и множество его «братьев по оружию», стал ненужным, даже опасным. Всех мутантов постепенно выкорчевали из послевоенного общества: кого-то просто ликвидировали, часть завербовали для «грязной работы», а остальных отправили в колонию на Марсе.
В один прекрасный день в океан приводняется падает космический корабль. Поднятые по тревоге силовики находят на нём останки марсианских колонистов, тела которых были жестоко изувечены и... частично съедены.
Учитывая не самую добрую славу, доставшуюся «тринадцатым» в послевоенное время, именно беглый мутант, засветившийся на паре корабельных камер и сбежавший после крушения, становится главным подозреваемым.
Спецслужбы решают, что лучшим охотником на этого убийцу станет, конечно же, такой же «тринадцатый», и привлекают к расследованию Карла. Марсалис вместе с напарницей, которая когда-то состояла в отношениях с похожим мутантом, вместе идут по кровавому следу, оставленному беглецом.
Чёрный человек
«Чёрный человек» — это история о том, что все мы заперты в своих телах и что форма если и не определяет содержание, то оказывает значительное влияние. Речь о долгом пути, который проделала эволюция. Все наши характеристики, разрушительные или созидательные качества, всё это имеет биологическую основу, на которой базируется подчас шаткое здание человеческой цивилизации.
Карл пытается найти выход, способ не быть тем, кем его создали, сорвать ярлык генетического уродца. За увлекательным детективным сюжетом Морган прячет историю о поисках корней человеческой жестокости, корысти, сексуальности и проч., пытаясь навести читателя на мысль о том, как формируется его отношение к себе и окружающим.
На самом деле Карл получился очень похожим по типажу на Такеши Ковача (ссылку ищите внизу). Однако в мире «Видоизменённого углерода» проблема тела ставится не в том ключе, в котором это представлено в «Чёрном человеке».
Ковач и многие другие вольны просто поменять тело, смерть обратима, пока не уничтожен стэк. Карл же сталкивается с окончательной и бесповоротной смертью всю свою жизнь — жизнь озлобленного и презираемого представителя генетического меньшинства. Его сила и возможности пугают и интересуют людей, однако ничто из этого не дарует ему морального удовлетворения. И он, вопреки устремлениям, подчиняется ситуации, так или иначе играя ту роль, которую ему навязывает общество.
К слову, сам роман структурно и стилистически похож на самую известную работу Моргана. Как и в «Видоизменённом углероде» главного героя втягивают в «расследование», напрямую его не касающееся. Он также получает в напарники сильную и обаятельную девушку, которая оказывается с ним так или иначе связана. Бывший вояка, помимо ответов на главный вопрос «расследования», видит последствия внедрения главного фантастического допущения в общество, сталкивается с несправедливостью, дискриминацией по тому или иному признаку, но, завершив «расследование», уходит в закат, так и не поменяв правила игры.
Киберпанк как жанр испытал значительное влияние нуара — ряда криминальных драм с тягучей атмосферой пессимизма и цинизма вкупе с «круто сваренным» детективом. В киберпанке Моргана черты нуара становятся доминирующими, создавая специфическое впечатление.
Однако книга прекрасно, на мой вкус, сбалансирована, автор умеренно сочетает динамичные сцены, уделяет достаточно времени характерам персонажей, а также бытописательным моментам, картинам несправедливого мироустройства в будущем и проч., без перегибов и примитивной чернухи (насколько это возможно).
При этом «Чёрный человек» — объёмный роман с тягучей атмосферой, но благодаря динамичной подаче истории, закрученной интриге и бодрому языку книга читается запоем.
Предупреждения и последствия
В интервью Grimdark Magazine в 2020 году писатель заявил, что считает, что «недостатки нашего вида продолжают проявляться снова и снова». И в ходе «неравной борьбы», чтобы победить «наши собственные худшие импульсы», мы, по мнению Моргана, на генетическом уровне «всё ещё остаемся неуверенными в себе жестокими обезьянами, смотрящими в дуло короткой, жестокой продолжительности жизни».
В интервью Your Mom's Basement писатель уточнял, что в «Чёрном человеке» попробует описать «последствия ряда опрометчивых экспериментов и столетие неосторожного развития генных биотехнологий». В романе мы сталкиваемся с новой разновидностью ксенофобии, которая является, конечно же, частью большей проблемы нетерпимости вообще.
При этом Морган не докучает читателям нравоучениями, не даёт готовых ответов. Его материал жесток и порой даже циничен, герои — несимпатичны (хотя к некоторым ты всё равно привязываешься, узнав их чуть-чуть поближе).
Главное — не поддаваться унынию, не опускать руки и не думать, что нет смысла пытаться перебороть себя, чтобы стать чуточку лучше. Важно понять вот что: «Чёрный человек» — не инструкция, не неизбежное будущее. Как и любой хороший киберпанк или антиутопия вообще, «Чёрный человек» — это предупреждение, тревожный звоночек, который должен разбудить дремлющую подчас сознательность. И действовать книга должна отрезвляюще.
Именно так и предлагаю вам воспринимать эту книгу и подобные ей. А уже после можно шлифануть чем-то душеспасительным и жизнеутверждающим.
Приглашаю также почитать о самом известном фантастическом романе Моргана (к слову, один из первых материалов на канале «Сай-фай ревью»). А если говорить о самом известном киберпанк-романе, то предлагаю статью о «Нейроманте» Уильяма Гибсона, чьё творчество в значительной степени повлиял на Моргана.