Найти в Дзене
Женское счастье

Спички детям не игрушка (начало)

—Это что у тебя в руках?—спросил Семен у брата.—Спички? Положи быстро. Ты знаешь как папа ругаться будет!

—Папа не узнает! Мы тихонечко. Ты ему не “говоли” и я не буду. “Смотли” как “квассно”!—шепотом говорил Пашка.

Пламя от спички красивым огоньком двигалось по спичке. Глазки младшего брата тоже горели двумя огоньками. Завораживающе он смотрел на огонек, бегущий по спичке. Грязный, перепачканный в рваной футболке. Замер, будто заколдованный. Под носом сопля, он даже не замечает. Но вдруг вскрикнул. Огонек на спичке дошел до пальчиков Пашки. Обжигая пальчики, бросил горящую спичку на пол.

—Блин. Больно!—заплакал Пашка.

Семен подбежал к Пашке, посмотреть, что у него с пальцем. Потому что Пашка громко взвыл и начал трясти рукой.

—Где, покажи!—Семен пытался схватить руку брата и наконец-то посмотреть, что там у него.—Ну не плачь. Дай подую!—Пытался он его успокоить.

Наконец-то Семену удалось поймать руку Пашки. Он развернул ладошкой кверху и увидел два больших надувшихся волдыря на обоих пальцах.

Семену было семь лет и нынче осенью он собирался в школу. Серьезный не по годам. Он старший в семье. Он уже умел следить за собой сам в отличие от трехлетнего брата. Семья у них была неблагополучная. И поэтому детям приходилось самим занимать свой досуг. Так как родителям было некогда.

Вот и сегодня вечером папа с мамой ушли к соседям, потому что они пригласили их на день рождения. Дети часто оставались одни дома. А если папа с мамой были дома, то они домой приглашали гостей и все вместе пили. Папа зарабатывал шабашками. И вот сейчас началась весна и его стали приглашать на работу в огороде. Но платили очень мало, либо рассчитывались по старинке спиртным.

За шалости младшего брата всегда отвечал старший. Родители не разбирались кто виноват. В их понимании во всех провинностях виноват был Семен. А отец разбираться не будет, берет ремень и воспитывает. Приговаривая:” Ты старший, значит ты виноват. Ты не досмотрел за братом”.

Пашка со временем понял эту ситуацию и чтобы не натворил пальчиком показывал на Семена, мол он виноват. Семен, как не старался, не мог доглядеть за всеми шалостями брата. Как он не старался, но он все равно был еще мал и брат был маленький. Поэтому Семен часто ходил с синяками от ремня, которым отец его воспитывал. У Семена даже друзей не было. Он все время находился дома и приглядывал за братом. Глядя в грязное немытое окно он видел как мальчишки ровесники носятся по улице то на самокатах, то на велосипедах. Он завидовал им. У него не было ни того ни другого. Он пытался не раз попросить у матери самокат, но она каждый раз говорила, что еду на на что купать, а ты с самокатом привязался. Хотя они с отцом находили денег на выпивку и сигареты.

С завистью в глазах смотрел Семен на сверстников. И думал, вот вырасту большой, заработаю и куплю себе самокат. Детские мечты большим комом накапливались в его голове и он с нетерпением ждал, когда он наконец-то вырастет.

Каждую субботу мать топила печку и грела воду, чтобы вымыть братьев. Сначала в воде мыли младшего, потом очередь доходила до старшего. Перед этим Семен ходил на колонку и носил по полведра воды. Воду он наливал в бак у порога. Это была его обязанность носить воду в дом. На счастье Семена вода в доме расходовалась редко. Мать практически ничего не готовила, не мыла и не убирала. Вода в основном использовалась для того, чтобы помыться.

Мать их мыла. А в воскресенье они ходили в гости к маминому брату Михаилу. Семену нравилось ходить к дяде Мише. И он с радостью в душе всегда ждал выходных. Дочка дяди Миши была взрослая и она уже не жила с ними. Она уехала в город, там она вышла замуж и устроилась на работу. В отличии от матери дядя Миша выпивал только по праздникам.

Дом дяди Михаила стоял на другом конце села. И надо было пройти по всему селу, чтобы дойти до дома дяди Миши. Поэтому мать мыла и одевала их с братом, что бы хоть в какой то мере оправдать себя перед людьми. Что дети у нее чистые и ухоженные. Дом видно было за квартал. Он был во первых двухэтажный, а во вторых он был желтый, яркий. На фоне домов селян он выглядел очень богато.

Жена дяди Миши добрая немолодая женщина, жалела Семена с Пашкой. Каждое воскресенье она готовила вкусный обед. И Семен с Пашкой наедались “от пуза”. Еще она с собой они получали конфеты и печенье.

Каждый раз дядя Миша ругал мать за пьянство, она обещала ему не пить и взяться за ум. Старший брат ей верил и давал денег. За этим они и ходили, как потом понял Семен. Но он очень был благодарен дяде Мише и его жене тете Поле за их гостеприимство.

Когда Семен был помладше он мечтал жить у дяди Миши. Но мать его не пускала.

—Расскажем все опеке, вызовем ее к вам, допьете, ироды.—Хотела и в этот раз, как обычно, урезонить мать в пьянстве, тетя Поля.—На себя наплевать, хоть подумай о детях. Смотри какие красавцы они у тебя. Им ведь твое тепло нужно, забота твоя. Семен какой вырос, в первый класс нынче собирать.

—Ой да, ладно тебе Поля, запричитала опять. Соберем в школу. Вот детские придут и соберем.—отмахивалась мать Семена.

Отец с ними никогда не ходил. Стыдно было. “А чего мне идти? Что я не видал старшего брата жены, что ли?,— говорил он всегда,—А денег ты и одна попросишь.”

Мать с ребятами как на работу продолжали ходить к дяде Мише. Денег он им давал, жалко ему ребят было. Он, наверное, и не подозревал, что деньги мать с отцом на водку спускают. Хотя каждый раз мать клялась, что пить завязывает.

—Брату моему Мише ничего не говорить.—предупреждала каждый раз мать. Показывала на рот и как бы закрывала его на замок, а ключик выбрасывала.—Тш-ш-ш!

Семен и молчал, ничего не говорил дяде. Если он перестанет давать деньги матери, то они совсем не будут ходить к дяде в гости.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Часть 2 читайте здесь

Часть 3 читайте здесь

Часть 4 читайте здесь

Часть 5 читайте здесь

Часть 6 читайте здесь

Заключение читайте здесь