Найти тему
Rottweiler

Рейд, открывший дорогу Вермахту к советской нефти. Майкоп 1942.

Пока что в обойме патроны.

Пока что гранаты молчат.

Обходишь любые кордоны

И часто не спишь по ночам.

Надавишь на газ до упора,

Вдохнёшь сигаретный дымок.

Отставить пора разговоры

И страх посадить под замок.

Служащие подразделения Бранденбург-800
Служащие подразделения Бранденбург-800

Задумываясь над событиями Второй Мировой, невольно отмечаешь, сколько же выходцев из Российской Империи сражалось на стороне Германии. Необязательно они были русскими по крови – но многие оказались накрепко связаны с Россией, благодаря тому, что родились, жили, получали образование в одном из уголков Империи.

Первым на ум приходит имя Альфреда Розенберга. Потом доктор Гимпель, Николай Александрович, рождённый в Петербурге и ставший в период Второй Мировой одним из организаторов казачьего движения, тесно сотрудничавшим с Петром Николаевичем Красновым.

В числе тех, кто родился в России, и чьи предки служили русскому престолу и русскому государству, был и барон Адриан фон Фёлькерзам.

Немецкий диверсант № 2, как его называли, отдавая пальму первенства Отто Скорцени.

Тот, кто, имея в своём распоряжении отряд их 62-х человек, нахрапом взял Майкоп и обеспечил доступ Вермахту к нефтяным месторождениям.

«Бранденбург» - 800-ый полк особого назначения, ставший к 1943-му дивизией. Его создали в 1940-м году по предложению Теодора фон Хиппеля. Подразделение специализировалось в основном на проведении разведывательно-диверсионных операций в тылу противника.

Теодор фон Хиппель
Теодор фон Хиппель

«Wenn es gilt, deutsches Blut zu sparen, ist jedes Mittel recht»

(Когда речь идёт о спасении немецкой крови, оправдано любое средство)

Таким был девиз формирования особого назначения 800 «Бранденбург».

Впрочем, служили там далеко не только немцы – туда могли зачислить бойца любого происхождения, доказавшего верность Германии. Именно поэтому для данного подразделения практически не было языковых барьеров, и на вражеской территории диверсанты могли выглядеть по-настоящему своими.

Барон фон Фёлькерзам, родившийся в 1914 году в Петрограде, служил в этом подразделении практически с момента его основания, с мая 1940-го года. Под его командованием находилась «Балтийская рота», в которую входили преимущественно фольксдойче и русские эмигранты. Предки Адриана осели в России ещё с петровских времён. Прадедом был Егор Фёдорович фон Фёлькерзам, тайный советник и губернатор Лифляндской губернии. Отцом – Арминий Евгеньевич, искусствовед, заместитель директора Эрмитажа и камергер Его Величества Императора Николая II.

Его родственником являлся и контр-адмирал русского флота Дмитрий Густавович фон Фёлькерзам.

Неудивительно, что после прихода к власти большевиков представителям этой семьи, поколениями служившей нашей стране, пришлось Россию покинуть.

 Адриан Арминиевич фон Фёлькерзам
Адриан Арминиевич фон Фёлькерзам

Итак. 1942-ой. 9-10 августа.

Майкопский рейд.

Он и на сегодняшний момент упоминается в учебниках диверсионно-разведывательных школ.

Задача перед отрядом фон Фёлькерзама стояла практически невыполнимая – попасть в тыл Советской Армии и не дать уничтожить красноармейцам при отступлении нефтедобывающее производство.

Сейчас большинство историков сходятся на том, что действия барона были по большей части импровизацией. И, забегая вперёд, следует отметить – очень удачной импровизацией.

В отряде, состоявшем из служащих полка «Бранденбург-800», было, повторюсь, 62 человека.

62 бойца, прекрасно обученных, владеющих русским языком и одетых в форму НКВД.

У Адриана имелись документы на имя майора Трухина.

Передвигались они на трофейных ЗИСах.

Миновав линию фронта, на подъезде к Майкопу заметили самовольно отступающих красноармейцев. Тогда майор Трухин сделал внушение ребятам и доставил обратно, прямо в штаб обороны. Немцы были уже примерно километрах в двадцати, обстановка в городе сложилась явно непростая. А диверсантам как раз и требовалось обстановку эту выяснить, а затем решить, каким способом можно помешать взрывам нефтяных месторождений.

В результате отряд фон Фёлькерзама разделился на группы примерно по 4-5 человек. Одной из них был захвачен и выведен из строя узел связи, после чего взят под контроль телеграф, передававший с тех пор лишь сообщения о том, что город контролируется частями Вермахта. Несколько групп разъехались по местам нефтяных промыслов, чтобы предать распоряжения об отмене подготовки взрывов. Остальные – в одной из этих групп был и сам Адриан - рассредоточились по Майкопу, распространяя среди советских солдат и местного населения информацию о том, что город в самое ближайшее время будет окружён противником, и сея панику. Поскольку новости сообщали люди в форме НКВД, в правдивости этих новостей ни у кого не возникало сомнений. Затем с помощью взрывов и стрельбы начали имитировать городской бой. Складывалось впечатление, что немцы уже штурмуют пригород.

В результате началось хаотичное отступление. Красноармейцы оставляли позиции, бросали технику и покидали расположение частей.

Паника продолжалась около суток – только спустя это время, подошли части Вермахта и заняли город практически без боя.

Служащие подразделения Бранденбург-800
Служащие подразделения Бранденбург-800

Совинформбюро 16 августа 1942 года сообщило буквально следующее: «Немецкие фашисты, рассчитывающие со взятием Майкопа поживиться за счёт советской нефти, просчитались: советской нефти они не получили и не получат»

Но, судя по всему, это было пропагандистским шагом. Ведь Адриан фон Фёлькерзам, собственно, был и послан в Майкоп для того, чтобы, в первую очередь, сохранить нефтяные промыслы.

14 сентября 1942 года он был награждён Рыцарским Крестом Железного Креста (Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes). Это высшая награда III Рейха, и выдавалась она за особую храбрость, проявленную в бою, и умелое руководство вверенным подразделением. И как основание награждения упоминается, в частности, сохранность нефтебаз.

На тот момент Адриану было 27 лет.

Последствии родившийся в Петрограде барон фон Фёлькерзам, став гауптштурмфюрером и одним из главных помощников Отто Скорцени, разрабатывал немало операций. Одна из них «Панцерфауст» закончилась сменной власти в Венгрии, в результате чего во главе страны встал Ференц Салаши.

Погиб Адриан Арминиевич в 1945 году в Польше. Посмертно ему было присвоено звание штурмбаннфюрера и почётная пряжка к Железному Кресту.

Странно переплетаются судьбы.

С сентября 1941 по апрель 1943 в составе полка особого назначения «Бранденбург-800» служил и Николай Николаевич Краснов, внучатый племянник Донского Атамана Петра Николаевича.

Именно Николаю потом удастся вырваться из большевистских застенков и оставить для нас книгу «Незабываемое»

Николай Николаевич Краснов
Николай Николаевич Краснов

Исчезнет в тумане ракета -

Рискуя, идёшь наугад.

И ждёшь на молитвы ответа,

Надеясь вернуться назад...