Найти в Дзене
ARTПатруль

Салон в подвале и Академия на чердаке: где собирался советский андеграунд

Оглавление

Лианозово – салон Кропивницких

Барак в пос. Долгопрудный, рядом с ж/д ст. Лианозово, где жили поэт и художник Евгений Кропивницкий с женой, стал центром современной художественной жизни Москвы. Каждое воскресенье в салоне собирались не только подпольные художники и поэты, но и все, кто хотел приобщиться к миру нового искусства. Здесь гуляли, пили, ели, спорили об искусстве, устраивались выставки. За организацию «лианозовской школы» Е. Кропивницкий был исключен из МОСХа. В арт-группу входили Лев Кропивницкий, Ольга Потапова, Всеволод Некрасов, Ян Сатуновский, Владимир Немухин, Лидия Мастеркова, Оскар Рабин - они стремились выйти из круга повседневной реальности через абстракцию. Идеи группы получили свое развитие в московском концептуализме.

Южинский кружок

В Южинском переулке в двух комнатках коммунальной квартиры располагался самый мистический салон Москвы. Вокруг книги по эзотерике, мистике, философии. Хозяином этого «подполья» был писатель Юрий Мамлеев.

В мире «шизоидной» Москвы, как именовали себя участники, устремлялись в пределы метафизики, в поиске параллельных миров пытались преобразовать сознание, выходя за его пределы с помощью наркотических веществ. Собрания были настолько многолюдны, что некоторым приходилось сидеть на шкафах. В маленькой комнате царила атмосфера философии, черного юмора и абсурда, строились самые безумные планы.

-2

Квартира-мастерская Василия Ситникова

В квартире на Лубянке по соседству с КГБ жил Василий Ситников, о котором ходит много легенд. У себя в квартире «профессор» Ситников устроил «домашнюю академию», в которой установил «шоковые» методы обучения. Его называли деспотом и гипнотизером, но к нему отовсюду тянулись художники. Он требовал от учеников стилевого разнообразия и совершенства техники, обязательно требовалось отречься от всех своих старых работ и забыть всё, чему учили раньше.

Картины Ситникова – самобытные, яркие, такой русский ортодоксальный китч. На картинах то Кремль, то демоны, то Лавра с виртуозно прорисованными деталями. Покупателей было достаточно – он был любимцем иностранцев и дипломатов.

К Василию Ситникову любил заходить Анатолий Зверев.

-3

Салон поэтессы Аиды Сычёвой

В 70-х ее салон был центром притяжения интеллигенции, состоявшей из дипломатов, партийных и православных. Зверев проводил здесь много времени и написал около 40 портретов Аиды.

Работы мужа Аиды фотографа Владимира Сычёва, которые изображали повседневную жизнь обычных людей Советского Союза, печатались в журналах Paris Match, LIFE, также он работал в Vogue.

-4

Салон Строевой-Титова

Хозяйка салона Елена Строева, жена художника Юрия Титова, была одной из организаторов демонстрации 5 дек. 1965 на Пушкинской площади. В светлой и просторной комнате сталинского дома, где принимали гостей, на стенах висели религиозные картины Титова. В то время некоторые художники-нонконформисты были открыто верующие, в противопоставление системе.

-5

Пара в 1972 эмигрировала на Запад. Тоска по артистическому советскому гетто, по сюрреалистической московской среде была причиной самоубийства Елены во время одного из приемов.

-6

Салон Виктора Романова-Михайлова

Один из последних салонов нонконформистов, когда он уже стал легальным. Хозяин пел в церковном хоре, был холостяком и жил в особняке на ул. Рылеева, где и собиралась богема того времени. В салоне царил хаос перестройки и алкогольный угар. Это было время, когда бедные художники еще существовали, а разбогатеть можно было в один миг.

Новая власть выселила Романова-Михайлова, он получил новое жилье на окраине, но не стал переезжать, а поселился в строительный вагончик у Зачатьевского монастыря. Вся компания переехала за ним. Интеллигенция, бандиты, маргиналы собиралась вместе и жгли костры. Тут же постоянно обитал Анатолий Зверев. С ним можно было говорить на любую тему: от классики до абсурда, от религии до астрологии.

-7

Анатолий Зверев не относился ни к одной арт-группе, он был скитальцем и мог в день написать более 100 работ. Советская элита глядела на бродягу Зверева в оборванном пальто, пьяного, без денег, как на божество, пред ним преклонялись. При жизни он не познал ни славы, ни богатства. Сегодня его работы находятся в собраниях Третьяковской галереи, ММОМА, в Музее современного искусства в Нью-Йорке и др. В 2013 в Москве был открыт частный Музей АZ, где представлены работы А. Зверева и других.

Текст: Инна Крылова