Найти в Дзене
Русская и мировая живопись

Лучшие портретисты-акварелисты начала XIX века - К.П.Брюллов и П.Ф.Соколов

Искусствовед М.М.Ракова в своей статье о творчестве П.Ф.Соколова пишет, что он впервые в русском портрете применил основной технический приём, на котором строится вся система изобразительных средств акварельной живописи как самостоятельной техники.

Соколов отказался в портрете от традиционного примешивания к акварели белил, лишающих краску прозрачности, и начал работать чистой, незамутненной краской, накладывая её тонким слоем, сквозь которые просвечивает бумага.

Петр Федорович Соколов: Черткова Елена Григорьевна (1800-1832), урожденная Строганова., 1820-е
Петр Федорович Соколов: Черткова Елена Григорьевна (1800-1832), урожденная Строганова., 1820-е
Соколов П.Ф. Княгиня Екатерина Дмитриевна Долгорукова (1801-1877/81) ур.Голицына, 1820-е
Соколов П.Ф. Княгиня Екатерина Дмитриевна Долгорукова (1801-1877/81) ур.Голицына, 1820-е

Пользуясь чистой краской, Соколов в лучших своих вещах воссоздал реальное разнообразие и богатство игры света и тени на матовой поверхности человеческой кожи, на гладких и шероховатых яркоокрашенных тканях, на полированном красном дереве столов и кресел.

Соколов П.Ф: М.П.Кикина (1816-1856) в замуж. Волконская, изображена в русском придворном платье фрейлины, 1839, ГТГ
Соколов П.Ф: М.П.Кикина (1816-1856) в замуж. Волконская, изображена в русском придворном платье фрейлины, 1839, ГТГ
Соколов П.Ф. Граф Н.А.Самойлов, 1821
Соколов П.Ф. Граф Н.А.Самойлов, 1821
Пётр Фёдорович Соколов (1787–1848) Портрет Александра Соколова, сына художника Середина 1830-х гг. Картон, акварель. 18,2х13,2 см Государственная Третьяковская галерея
Пётр Фёдорович Соколов (1787–1848) Портрет Александра Соколова, сына художника Середина 1830-х гг. Картон, акварель. 18,2х13,2 см Государственная Третьяковская галерея

Сын художника, также акварелист Александр Соколов описывая метод своего отца, характеризует как профессионал некоторые из его технических приёмов: "Мне как сыну... известно, что к смывкам, притираниям, сглаживаниям или каким-нибудь средствам вне приёмов чисто живописных он никогда не прибегал. С замечательной смелостью правдивый тон лица, платка, кружева, аксессуара или фона ложился сразу, почти в полную силу и деталировался смешанными, преимущественно сероватыми тонами... так что ход кисти, её удары, спускание краски "на нет" оставались на виду, не мешая полной законченности всех частей. От этого в работах его никогда не было заметно никакой замученности и труда, всё выходило свежо, легко и вместе с тем рельефно и эффектно в красках".

Работал Соколов всегда быстро, изумляя современников. Иногда портрет писался в один сеанс, почти в одно утро. Писал он большей частью на бристольской бумаге, иногда на ватманской.

Соколов Петр Федорович. Портрет А.А. Бобринского. 1830-е гг
Соколов Петр Федорович. Портрет А.А. Бобринского. 1830-е гг
Пётр Федорович Соколов: Иван и Фёдор Голицыны, 1830-е, акварель
Пётр Федорович Соколов: Иван и Фёдор Голицыны, 1830-е, акварель

Соколов был очень тонким мастером детских портретов. В них с особенной яркостью сказалась та теплота, с которой он относился к людям. Все его маленькие модели не только миловидны, но и необычайно симпатичны той серьезностью, простотой и ясностью взгляда, которые позволяют угадывать в детях задатки хороших душевных качеств.

Карл Павлович Брюллов: Всадники. Портрет Е. И. Мюссара и Э. Мюссар, 1849 Картон, акварель, белила, лак, итальянский карандаш 63,9 х 51,2 Государственная Третьяковская галерея
Карл Павлович Брюллов: Всадники. Портрет Е. И. Мюссара и Э. Мюссар, 1849 Картон, акварель, белила, лак, итальянский карандаш 63,9 х 51,2 Государственная Третьяковская галерея
Карл Павлович Брюллов: Портрет князя Г. Г. Гагарина 1829 Бумага, акварель 19,8 x 16,5; (овал) Государственный Русский музей
Карл Павлович Брюллов: Портрет князя Г. Г. Гагарина 1829 Бумага, акварель 19,8 x 16,5; (овал) Государственный Русский музей

Увлечение Соколова пейзажными и архитектурными фонами, разнообразными аксессуарами могло быть следствием влияния на него акварелей Карла Брюллова, в которых портретируемый изображался часто в пышно убранных интерьерах дворцов, на фоне богатых, торжественно ниспадающих драпировок, в глубине парков или на верховой прогулке.

Карл Павлович Брюллов Мария Кикина в детстве 1821 Бумага, акварель, белила,  22 x 16,8 Государственная Третьяковская галерея
Карл Павлович Брюллов Мария Кикина в детстве 1821 Бумага, акварель, белила, 22 x 16,8 Государственная Третьяковская галерея
Карл Павлович Брюллов: Портрет княгини Е. П. Салтыковой ,1833—1835 Бумага, акварель 44,4 x 33,6 Государственный Русский музей
Карл Павлович Брюллов: Портрет княгини Е. П. Салтыковой ,1833—1835 Бумага, акварель 44,4 x 33,6 Государственный Русский музей

М. М. Ракова считает, что славу лучшего портретиста-акварелиста своего времени П.Ф.Соколов разделял только с К.П.Брюлловым, правда, уступая ему вообще в размерах художественной одаренности.

🎨 Если статья была интересна, то прошу вас поставить лайк или написать комментарий.