1970 год. Одиннадцатилетняя Маргарет Саймон, главная героиня фильма, возвращается в свой город из лагеря в Нью-Гемпшире в конце своих летних каникул. Ей нравится её беззаботная жизнь в Нью-Йорке, где она живёт с родителями и своей бабушкой Сильвией.
Но конец этого лета становится переходным периодом: её отец получает повышение на работе, из-за него семье приходится переехать из Нью-Йорка в Нью-Джерси, а это значит – расстаться с друзьями, бабушкой и большим городом.
На новом месте Маргарет, конечно, найдёт новых друзей, но сейчас ей всё кажется слишком новым и пугающим. В новой школе ей придётся столкнуться с вопросами, о которых она не знала раньше, в том числе и о религии. Её мать – христианка, отец – еврей. Сама Маргарет до этого момента не выбирала, к какой вере ей принадлежать, родители не давили и не торопили. Но в новой школе в рамках научной работы преподаватель предложил ей изучить тему религии и понять, кем она себя ощущает.
***
“Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет” (Are You There God? It's Me, Margaret.) – очень доброе и трогательное кино, рассказывающее историю на пересечении религии и полового созревания. Но сделано это поверхностно, легкомысленно. Весёлый добрый “мультик” с обаятельной милой девочкой в главной роли и её красивой мамой (в исполнении Рейчел МакАддамс), которая ей во всём помогает.
Это экранизация одноимённого романа американской писательницы Джуди Блум (Judy Blume), который впервые был опубликован в 1970 году. На тот момент история выглядела намного откровеннее и провокационнее, чем это воспримется сейчас. В США долгое время действовали запреты на демонстрацию и озвучивание всего, что касается секса и интимных моментов, поэтому авторы искали креативные выходы, чтобы всё же говорить об этом или выступали бунтарями, чтобы не прогибаться под систему.
Сейчас упоминание гигиенических прокладок, месячных и демонстрация подмышечных волос не является шокирующими, но для 70х в США – это было круто. Хотя на самом деле в этом фильме, несмотря на переходный возраст, именно интимным сторонам этого периода уделено крайне мало внимания – ничего не сказано про ощущения, дискомфорт, настроение. Потому что культурное представление о менструации как о чём-то "постыдном" и "грязном" всё же сохранилось в кино, на телевидении, в книгах и в рекламных кампаниях. Хотя в самой книге месячным уделяется центральное место, потому её, как детскую книгу, родители малолетних читательниц пытались запретить.
Режиссёром и сценаристом выступила Келли Фрэмон (Kelly Fremon Craig). Мне кажется, выбрать на пост режиссёра именно женщину было правильным решением, потому что рассказать историю девочки, переходящей в новый период своей жизни, может достовернее только женщина.
Когда Келли Фремон было 13 лет, она много смотрела MTV, что пробудило в ней интерес к музыкальным клипам. Она заявила, что они "похожи на маленькие короткометражные фильмы". Любовь к MTV также играет в её пользу – она должна помнить ту безбашенность, зашкаливающий уровень максимализма, который транслировал канал для подростков, потому передать взгляд на новый мир глазами взрослеющего ребёнка ей удалось реалистично.
Насколько это возможно, в “Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет” настолько точно показано взросление девочки – её адаптация в новом коллективе, первая симпатия, страх перед чужим мнением, столкновение с авторитетом чрезмерно продвинутой одноклассницы и сплетнями о девочке, которая на свою беду созрела раньше остальных. Всё это становится частью нового мира для Маргарет, с которым ей нужно познакомиться и понять, что он не так страшен, просто нужно уметь в нём правильно перемещаться.
Этот фильм совершенно безобидный. Он, будучи светлым и солнечным, напоминает “Дикую жизнь” Ричарда Форда и “Кэрри” Стивена Кинга с точки зрения взгляда на взрослую жизнь глазами детей. Но в “Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет” абсолютно нет агрессии и какого-либо негатива – вот в чём главное отличие между “Маргарет” и вышеупомянутыми примерами. И это неплохо, ещё один вариант истории взросления.
У Кэрри первые месячные начинаются в школьной раздевалке на глазах у девочек-одноклассниц, и все популярные ребята в её школе смеются над ней. У Кинга “момент кровеочищения” служит метафорой разрушения, она открывает в себе способность разрушать. У Форда мальчик Джо смотрит на жизнь, которая меняется к худшему – отношения его родителей идут к разрыву, и он не понимает происходящего, их поведение выглядит странно и дико. Именно в историях Джо и Кэрри больше всего требовался Бог, как бы это ни иронично звучало.
Странно то, что Маргарет, не выбиравшая религиозную принадлежность, будучи ребёнком еврея и христианки, точно знала, что обращаться в случае душевных смятений нужно куда-то наверх. Когда она не хотела переезжать в Нью-Джерси, когда ускоряла процесс созревания, когда не хотела приезда родителей Барбары (своей мамы), она неизменно просила Бога услышать её и повлиять на происходящее. Своему классному руководителю в школе она ответила, что не любит религиозные праздники, она не стремилась регулярно посещать ни один из храмов (ни христианский, ни еврейский), но обращалась с просьбами к Богу. Словно для неё это дежурная фраза, которая ей нужна для уверенности или как талисман. Откуда у неё взялась эта тяга к диалогам с Богом, если в этом не было родительского влияния, в фильме не раскрывается. И потому становится не особенно понятным, при чём тут Бог в названии фильма. Ведь религии не уделяется много внимания в сюжете, намного больше его отводится построению взаимоотношений между подростками – как именно они постигают тонкости человеческой натуры. Маргарет открывает для себя, что человек, оказывается умеет лгать, доминировать, прятаться и выделяться. Но также она понимает, что имеет право на свои решения.
По поводу пункта о разнице между всеми людьми можно отметить, что его хорошо раскрыли – все люди разные, и это показано на примере одноклассницы Маргарет Лоры Денкер. Лора по сравнению с остальными девочками развилась быстрее. Она выше и у неё уже появилась грудь. Завистливые одноклассницы распустили сплетни, что с такими ресурсами она, естественно, ходит с мальчиками в укромные места. Эта ситуация не доводится тут до максимума – как и всё остальное – она, напротив, разрешается легко и просто. Маргарет понимает, что с Лорой можно дружить, всё, что сказано о ней, было лишь словами человека, который лжёт во всём (одноклассница Нэнси, стараясь обойти всех, готова распустить сплетни).
Словом, это история девочки, делающей первые серьёзные шаги в сторону взрослой жизни. Она ещё только начинает набирать опыт – и этот фильм является примером того самого начала с первым бюстгальтером, первой гигиенической прокладкой и первым поцелуем с одноклассником.
***
Справочная информация о фильме: