3,5K подписчиков

“Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет” (2023): Обзор

306 прочитали

1970 год. Одиннадцатилетняя Маргарет Саймон, главная героиня фильма, возвращается в свой город из лагеря в Нью-Гемпшире в конце своих летних каникул. Ей нравится её беззаботная жизнь в Нью-Йорке, где она живёт с родителями и своей бабушкой Сильвией.

Характерный постер для фильма “Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет”. Роль Маргарет исполнила актриса Эбби Райдер Фортсон (Abby Ryder Fortson)
Характерный постер для фильма “Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет”. Роль Маргарет исполнила актриса Эбби Райдер Фортсон (Abby Ryder Fortson)

Но конец этого лета становится переходным периодом: её отец получает повышение на работе, из-за него семье приходится переехать из Нью-Йорка в Нью-Джерси, а это значит – расстаться с друзьями, бабушкой и большим городом.

На новом месте Маргарет, конечно, найдёт новых друзей, но сейчас ей всё кажется слишком новым и пугающим. В новой школе ей придётся столкнуться с вопросами, о которых она не знала раньше, в том числе и о религии. Её мать – христианка, отец – еврей. Сама Маргарет до этого момента не выбирала, к какой вере ей принадлежать, родители не давили и не торопили. Но в новой школе в рамках научной работы преподаватель предложил ей изучить тему религии и понять, кем она себя ощущает.

***

“Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет” (Are You There God? It's Me, Margaret.) – очень доброе и трогательное кино, рассказывающее историю на пересечении религии и полового созревания. Но сделано это поверхностно, легкомысленно. Весёлый добрый “мультик” с обаятельной милой девочкой в главной роли и её красивой мамой (в исполнении Рейчел МакАддамс), которая ей во всём помогает.

Рейчел МакАддамс в роли Барбары Саймон, матери Маргарет
Рейчел МакАддамс в роли Барбары Саймон, матери Маргарет

Это экранизация одноимённого романа американской писательницы Джуди Блум (Judy Blume), который впервые был опубликован в 1970 году. На тот момент история выглядела намного откровеннее и провокационнее, чем это воспримется сейчас. В США долгое время действовали запреты на демонстрацию и озвучивание всего, что касается секса и интимных моментов, поэтому авторы искали креативные выходы, чтобы всё же говорить об этом или выступали бунтарями, чтобы не прогибаться под систему.

Сейчас упоминание гигиенических прокладок, месячных и демонстрация подмышечных волос не является шокирующими, но для 70х в США – это было круто. Хотя на самом деле в этом фильме, несмотря на переходный возраст, именно интимным сторонам этого периода уделено крайне мало внимания – ничего не сказано про ощущения, дискомфорт, настроение. Потому что культурное представление о менструации как о чём-то "постыдном" и "грязном" всё же сохранилось в кино, на телевидении, в книгах и в рекламных кампаниях. Хотя в самой книге месячным уделяется центральное место, потому её, как детскую книгу, родители малолетних читательниц пытались запретить.

Маргарет и Джинни, одноклассницей, пришли в магазин покупать свои первые гигиенические прокладки, чтобы хотя бы посмотреть, как они выглядят
Маргарет и Джинни, одноклассницей, пришли в магазин покупать свои первые гигиенические прокладки, чтобы хотя бы посмотреть, как они выглядят

Режиссёром и сценаристом выступила Келли Фрэмон (Kelly Fremon Craig). Мне кажется, выбрать на пост режиссёра именно женщину было правильным решением, потому что рассказать историю девочки, переходящей в новый период своей жизни, может достовернее только женщина.

Когда Келли Фремон было 13 лет, она много смотрела MTV, что пробудило в ней интерес к музыкальным клипам. Она заявила, что они "похожи на маленькие короткометражные фильмы". Любовь к MTV также играет в её пользу – она должна помнить ту безбашенность, зашкаливающий уровень максимализма, который транслировал канал для подростков, потому передать взгляд на новый мир глазами взрослеющего ребёнка ей удалось реалистично.

Насколько это возможно, в “Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет” настолько точно показано взросление девочки – её адаптация в новом коллективе, первая симпатия, страх перед чужим мнением, столкновение с авторитетом чрезмерно продвинутой одноклассницы и сплетнями о девочке, которая на свою беду созрела раньше остальных. Всё это становится частью нового мира для Маргарет, с которым ей нужно познакомиться и понять, что он не так страшен, просто нужно уметь в нём правильно перемещаться.

"Тайный клуб", куда Нэнси, новая одноклассница Маргарет, пригласила её. Всего в клубе четыре человека. Они смотрят в на данном скриншоте разворот в журнале Playboy - и думают, будут ли они такими же в 19 лет, как девушка июня на вклейке журнала
"Тайный клуб", куда Нэнси, новая одноклассница Маргарет, пригласила её. Всего в клубе четыре человека. Они смотрят в на данном скриншоте разворот в журнале Playboy - и думают, будут ли они такими же в 19 лет, как девушка июня на вклейке журнала

Этот фильм совершенно безобидный. Он, будучи светлым и солнечным, напоминает “Дикую жизнь” Ричарда Форда и “Кэрри” Стивена Кинга с точки зрения взгляда на взрослую жизнь глазами детей. Но в “Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет” абсолютно нет агрессии и какого-либо негатива – вот в чём главное отличие между “Маргарет” и вышеупомянутыми примерами. И это неплохо, ещё один вариант истории взросления.

У Кэрри первые месячные начинаются в школьной раздевалке на глазах у девочек-одноклассниц, и все популярные ребята в её школе смеются над ней. У Кинга “момент кровеочищения” служит метафорой разрушения, она открывает в себе способность разрушать. У Форда мальчик Джо смотрит на жизнь, которая меняется к худшему – отношения его родителей идут к разрыву, и он не понимает происходящего, их поведение выглядит странно и дико. Именно в историях Джо и Кэрри больше всего требовался Бог, как бы это ни иронично звучало.

Странно то, что Маргарет, не выбиравшая религиозную принадлежность, будучи ребёнком еврея и христианки, точно знала, что обращаться в случае душевных смятений нужно куда-то наверх. Когда она не хотела переезжать в Нью-Джерси, когда ускоряла процесс созревания, когда не хотела приезда родителей Барбары (своей мамы), она неизменно просила Бога услышать её и повлиять на происходящее. Своему классному руководителю в школе она ответила, что не любит религиозные праздники, она не стремилась регулярно посещать ни один из храмов (ни христианский, ни еврейский), но обращалась с просьбами к Богу. Словно для неё это дежурная фраза, которая ей нужна для уверенности или как талисман. Откуда у неё взялась эта тяга к диалогам с Богом, если в этом не было родительского влияния, в фильме не раскрывается. И потому становится не особенно понятным, при чём тут Бог в названии фильма. Ведь религии не уделяется много внимания в сюжете, намного больше его отводится построению взаимоотношений между подростками – как именно они постигают тонкости человеческой натуры. Маргарет открывает для себя, что человек, оказывается умеет лгать, доминировать, прятаться и выделяться. Но также она понимает, что имеет право на свои решения.

По поводу пункта о разнице между всеми людьми можно отметить, что его хорошо раскрыли – все люди разные, и это показано на примере одноклассницы Маргарет Лоры Денкер. Лора по сравнению с остальными девочками развилась быстрее. Она выше и у неё уже появилась грудь. Завистливые одноклассницы распустили сплетни, что с такими ресурсами она, естественно, ходит с мальчиками в укромные места. Эта ситуация не доводится тут до максимума – как и всё остальное – она, напротив, разрешается легко и просто. Маргарет понимает, что с Лорой можно дружить, всё, что сказано о ней, было лишь словами человека, который лжёт во всём (одноклассница Нэнси, стараясь обойти всех, готова распустить сплетни).

Словом, это история девочки, делающей первые серьёзные шаги в сторону взрослой жизни. Она ещё только начинает набирать опыт – и этот фильм является примером того самого начала с первым бюстгальтером, первой гигиенической прокладкой и первым поцелуем с одноклассником.

***

Справочная информация о фильме:

Новость: Экранизация романа “Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет” выйдет 28 апреля 2023
ПоУшиВКино29 марта 2023