На коже у нас тоже не всё спокойно. Честно говоря, там у нас настоящий зоопарк. На поверхности кожи, как и во рту, и в кишечнике, есть свой микробиом. Это такое сообщество условно-патогенных микроорганизмов: разные виды грибков и бактерий: стафилококки, стрептококки, кишечная палочка. Они ведут себя как лапочки, пока их количество находится под контролем. Но любой провоцирующий фактор активизирует в этом зоопарке режим «дискотека». Они объединяются, начинают усиленно размножаться и вызывать воспаления и другие неприятности.
И нет, убивать превентивно их не стоит, потому что, как говорит Елена Малышева, — это норма. И даже если вы будете протирать лицо чистым спиртом (умоляем, не надо!), все микробы останутся на месте и устроят вам «весёлую» жизнь.
Банка vs флакон
Косметические средства — отличная питательная среда для микроорганизмов. Там тепло, влажно и вкусно кормят. Поэтому как только вы открываете баночку с кремом, туда устремляется всё, что может оказаться в воздухе: пылевые клещи, пыльца, чешуйки кожи, волос и шерсти животных.
А когда мы запускаем в баночку с кремом пальцы, весь зоопарк с нашей кожи переселяется в банку. Как показывает практика, даже если вы набираете крем специальной ложечкой, это не помогает, потому что она не стерильна. Пока вы спите или работаете, микроорганизмы усиленно размножаются. И вскоре банка будет представлять собой ёмкость с биологическим оружием. И как отреагирует на него ваша кожа, никто не знает. Но отреагирует, скорее всего, нехорошо.
Именно по этой причине мы никогда не выпускали косметические средства в баночках, только флаконы.
Казалось бы, какая разница, во что налито средство? Главное, чтобы оно работало. Между тем, от упаковки напрямую зависит, будет ли работать крем на вас или против.
Во-первых, упаковка может вступать в реакцию с самим средством при долгом хранении, а, во-вторых, от типа упаковки напрямую зависит количество консерванта. Крем в банке, из которой его нужно доставать руками (ну, хорошо, ложечкой, но помним, что она тоже не стерильна), потребует больше консервантов, чем в другой упаковке. Если крем будет в тюбике, консервантов потребуется уже меньше, но всё-таки у такой упаковки остаётся контакт с кожей. Если же флакон будет иметь дозатор, как на банке с жидким мылом, то контакта со внешней средой и, тем более, руками не будет вообще.
То есть, для флаконов с дозатором консерванта потребуется в десятки раз меньше. К тому же дозатор позволяет использовать всё средство без остатка. А вы пробовали, например, разрезать тюбик с кремом после того, как тот «кончился»? Да того крема ещё на неделю хватит. Чем большинство рачительных граждан с удовольствием пользуются, поселяя у себя на лице новые колонии неприятных соседей.
По этой причине на сегодняшний день все наши средства выпускаются во флаконах с дозаторами. За исключением одного, о нем ниже.
Консерванты — казнить нельзя помиловать
По сути, консерванты спасают средство от «цветения», а нашу кожу от болезней. Но почему же люди их так боятся? И делят консерванты на плохие и хорошие.
Шокирующая правда! Не бывает плохих и хороших консервантов. Вернее так: все консерванты по-своему плохи. Извините, их назначение — убивать бактерии и грибки, поэтому они должны быть достаточно агрессивны.
Сравнивать один консервант с другим можно, только сравнивая всю формулу. Например, солевые скрабы вообще не нуждаются в защите, потому что соль — это и есть консервант, и она отлично самоконсервирует средство. Поэтому скраб для кожи головы мы выпускаем в банке, и не боимся, что он зацветёт.
Некоторые компоненты настолько активны, что любые дозы парабенов прошибут, съедят и не поморщатся. В разных наших линейках мы используем разные консерванты. Где-то именно старые добрые (читай: хорошо изученные) парабены оказываются максимально эффективными, и при этом не требуется зашкаливающих доз. Где-то (например, в The U) мы экспериментировали с другими, более мягкими, консервантами. Сразу скажем, добиться этого было непросто и, например, многие продукты Гельтека консерванты из Тhe U не защитят: там более активные рабочие компоненты.
Срок годности
Итак, мы со своей стороны сделали всё, чтобы обезопасить косметику от микроорганизмов. От вас требуется только мыть руки и не использовать средства ухода после окончания срока годности.
Мы гарантируем 36 месяцев безопасности нашей косметики, о чём и пишем на этикетке. Существует еще срок РАО — это время жизни продукта после вскрытия упаковки. На этикетке выглядит как баночка с цифрами (цифры традиционно указаны в месяцах). После истечения этого срока, если во флакон занесли загрязнения, консерванты могут перестать справляться со злом, а значит, косметика может, например, навредить микробиому кожи и спровоцировать воспаления.
Ключевое слово — «может». Мы не знаем точного дня, когда это произойдёт, но знаем точно, что в течение заявленного срока консерванты гарантированно будут работать. Дальше — чистый эксперимент, который мы рекомендуем не проводить. Вряд ли он вам нужен, если речь идёт о риске для здоровья кожи.