Найти в Дзене
ArtPublica

Хотите покататься на тигре? Побег в тропики с Анри Руссо

Оглавление

Руссо переносит нас в далекие места тропиков, когда мы смотрим на его искусство. Эти места не просто далеки: это экзотические полеты фантазии.

Экзотические идеи Руссо

Руссо был сыном жестянщика и после окончания школы некоторое время изучал право. Затем он провел четыре года в армии. После этого он стал сборщиком налогов. Даже во время службы в армии он не покидал Францию. На самом деле Руссо вообще не путешествовал за границу. Так откуда же могли появиться все эти удивительные сюжеты?

Анри Руссо, Два льва, высматривающие в джунглях, 1909, частное собрание
Анри Руссо, Два льва, высматривающие в джунглях, 1909, частное собрание

Экзотическая эпоха

Руссо жил в эпоху под названием «Прекрасная эпоха», зажатую между окончанием франко-прусской войны (1871 г.) и началом Первой мировой войны (1914 г.). В эту эпоху процветала культура моды, архитектуры и искусства. Парижская жизнь была плавильным котлом гедонизма, для которого характерны празднование и веселье, по крайней мере, среди более состоятельных высших классов. Также в этот период Франция расширила свои границы в плане колониальной оккупации чужих земель. Известный как новый империализм, основное внимание уделялось Африке.

Как это объясняет воображение Руссо?

У Франции уже были колониальные владения в Индии, так что идея «инаковости» не была новой. Однако мир становился все более индустриальным и взаимосвязанным. Идеи, объекты, искусство привозились из колоний. Эти предметы могли чаще появляться на выставках, в музеях, в магазинах или в домах людей.

Анри Руссо, Нападение в джунглях, 1891, Национальная галерея, Лондон, Великобритания.
Анри Руссо, Нападение в джунглях, 1891, Национальная галерея, Лондон, Великобритания.

Объедините приток необычных и тропических товаров с посещением таких мест, как Сад растений в Париже, и у вас есть идеальный рецепт, чтобы стимулировать и без того активное воображение. Кроме того, хотя Руссо никогда не покидал Францию, он знал многих, кто уезжал. Он слушал рассказы своих друзей-солдат о зарубежных путешествиях. Он читал часто иллюстрированные книги тех, кто много путешествовал, посещал музеи, сады и выставки. Его воображение сделало все остальное.

Наивный стиль

Анри Руссо, Заклинательница змей, 1907, Музей Орсе, Париж, Франция.
Анри Руссо, Заклинательница змей, 1907, Музей Орсе, Париж, Франция.

Художественный стиль самоучки Руссо известен как наивный. Не имея формального художественного образования, неудивительно, что Руссо не использовал приемы художников. В этом его сила! Это то, что делает его работы такими интересными и такими отличными от других произведений искусства того времени. Его картины содержат огромное количество буквальных деталей — это далеко от импрессионистского движения, которое было до него. Работы Руссо больше похожи на ботанические иллюстрации.

Анри Руссо, Голодный лев бросается на антилопу, 1905, Fondation Beyeler, Риен, Базель, Швейцария.
Анри Руссо, Голодный лев бросается на антилопу, 1905, Fondation Beyeler, Риен, Базель, Швейцария.

Поскольку Руссо не научился обычным приемам смешивания цветов, он создал свою собственную характерную палитру. Его яркие цвета напоминают фломастеры, и которые придают любым творениям счастливые, жизнерадостные оттенки. Руссо не стесняется использовать очень насыщенные пигменты, чтобы придать своей листве пышность джунглей после дождя или выделить упавшие плоды, цветы или кровь.

Экзотично и загадочно

Анри Руссо, Экваториальные джунгли, 1909, Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия, США.
Анри Руссо, Экваториальные джунгли, 1909, Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия, США.

В стиле живописи Руссо также отсутствует формальная перспектива. В «Экваториальных джунглях» растения и животные расположены слоями, создавая ощущение глубины.

Побег в тропические сны

Анри Руссо, Спящая цыганка, 1897, Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.
Анри Руссо, Спящая цыганка, 1897, Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.

Мы немного поговорили о живописной технике, форме, цвете и перспективе, а теперь давайте посмотрим на движение. В картине «Нападение в джунглях» Руссо указал направление бури с помощью диагоналей. Ветер одинаково гонит дождь и листву. Даже молнии разветвляются по небу в том же направлении. Однако в «Спящей цыганке» есть безмятежность, спокойствие и практически полное отсутствие чувства движения.

Момент вне времени

Анри Руссо, Сон, 1910, Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.
Анри Руссо, Сон, 1910, Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.

«Ядвиге снится волшебный сон», – так пояснял картину сам Руссо. На огромном полотне изображены фантастические заросли экзотических растений. Среди трав, цветов на диване полулежит обнажённая девушка. Сам мастер, стихотворным комментарием, пояснял смысл картины зрителям, что уснувшая на кушетке Ядвига видит сон, будто под звуки заклинателя она посетила таинственный мир джунглей. Это полотно вобрало в себя весь опыт, мечты, задумки художника: нагое женское тело эпохи Ренессанса, библейские мотивы Рая, животный мир сказочной Индии и Востока, дань африканскому искусству.

Понравилась статья? Тогда поставьте лайк, подпишитесь на канал и поделитесь статьей с друзьями.