Всем привет, дорогие друзья. Рад вас видеть! В прошлый раз мы поговорили об оперативной памяти, но сегодня тема гораздо глубже. Процессор - мозг компьютера, вокруг которого, по сути, собирается все остальное железо.
Но как узнать, хороший процессор, или плохой? Почему лучший по характеристикам процессор может быть медленнее, и главное - как его выбрать-то?
Начнем с простого, с "общего"
Если у вас стоит выбор между актуальными процессорами Intel и AMD, то выбирайте те, за чей лагерь топите. У них хорошая конкуренция, по крайней мере в среднем сегменте, а если надо что-то специфическое - это узнаете из сегодняшней о-о-очень длинной статьи, пока сфокусируемся на слове - "актуальными".
Каждое новое поколение процессоров строится на новой же архитектуре и/или техпроцессе. Архитектура - это, грубо говоря, расположение всех элементов внутри процессора, если очень упрощать - его схема. В новых архитектурах могут быть зашиты новые аппаратные блоки, часто - другой контроллер памяти и другие оптимизации, которые повышают производительность.
Техпроцесс же - условно-маркетинговый термин, который обозначает размер транзистора внутри процессора. Почему условно-маркетинговый? Потому что он отображает только размер транзистора в ядре процессора, не учитывая плотность их расположения, размер транзистора в кристаллах-сателлитах, в Intel вообще называют техпроцесс Intel 7, хотя он 10-нанометровый, и, кстати, по эффективности конкурирует с TSMC-шными 7 нанометрами.
Так что на эти цифры при выборе, опять же, актуального процессора, можно не смотреть.
А актуальный - это какой?
Не все то, что продается в магазинах, можно считать актуальным. Так, сейчас можно купить "Нитевдеватель" 1920X (ахах, шутка про Threadripper), который выпускается с 2017 года. Я рекомендую рассматривать к покупке процессоры не старше 2-х поколений от самых новых для intel, у AMD - либо новое, либо предыдущее.
То есть, сейчас, когда у Intel 13-е, а у AMD 5-е поколение, к покупке я бы рассматривал либо Intel 11-го поколения и выше, либо AMD 5-го поколения и выше. AMD выпускают процессоры вдвое реже (надеюсь и будут), а intel штопают новый процессор на новый сокет каждый год.
Характеристики процессоров
С поколениями определились, теперь начинаем определяться со своими задачами и бюджетом. Вы в 90% случаев получите именно ту производительность, за которую заплатите, но есть нюанс - вы должны ее использовать. К примеру - есть у нас Ryzen 5 7600X и Ryzen 9 7900X, у которых двукратная разница в ядрах... Зато одинаковый ФПС в играх.
Почему так происходит, если в 7900X банально "больше процессора"?
Ответ - потому что RTX 3080 банально не хватает для того, чтобы полностью нагрузить эти процессоры в играх. Если у вас в планах карта уровня RTX 3080 или ниже - как видно на картинках сверху, смысла брать ничего выше мид-сегмента нет (при условии, что ПК собирается только для игр). Так что перед тем как выбирать процессор, опирайтесь еще и на видеокарту - баланс в сборке важен.
Ядра
Ядра процессора - это как цилиндры в моторе: 4 - хорошо, 6 - еще лучше, 8 - вообще отпад, а дальше вроде бы и лучше, но чет как-то не везде, и только тогда, когда вы точно знаете, что будете их использовать. Если без аналогий, то ядра процессора - это вычислительные блоки, которые обрабатывают данные.
Чем их больше - тем, как правило, не хуже, но есть шанс переплатить. Например в нынешних играх Ryzen 5 7600X и Ryzen 9 7900X почти всегда будут упираться в видеокарту, так что в случае с 7900X вы просто переплатите за не нужную производительность. С другой стороны, при запуске рендеринга на процессоре, 7900 порвет 7600 чуть ли не вдвое.
При этом только на количество ядер при выборе процессора опираться нельзя: есть, например, Xeon 2650v4 - 12 ядер и 24 потока, и, допустим, i3 12100F. У последнего производительность на ядро чуть больше чем втрое выше, чем у Xeon'а, в многопотоке он тоже немного быстрее... А ядер у него втрое меньше.
Есть еще деление на энергоэффективные и производительные ядра у Intel, но тут производительность E-ядра можно принимать как 1/3 от производительности P-ядра
Кэш-память
Опять же, чем ее больше - тем лучше. У процессора есть три уровня кэша, в котором могут находиться инструкции и данные, чем он больше - тем больше данных в него уместится. Кэш берет данные из оперативной памяти, но работает гораздо быстрее нее (и с намного меньшими задержками).
В отрыве от архитектуры смотреть на объем кэша не стоит, но в общем и целом то же правило, что и с ядрами: больше = как правило, лучше. Большой объем кэша позволяет процессору реже обращаться к оперативной памяти, которая, по сравнению с кэшем, очень медленная.
Частота
Это - скорость процессора. Если мы видим частоту в 4 ГГц - процессор за одну секунду совершает 4000000000 операций, соответственно, чем выше частота - тем, по логике, круче. Рост частоты ведет к повышенному энергопотреблению, так что с существующими техпроцессами, мы надолго остановимся на отметке в 5...5.5 ГГц.
Другое дело, что частоту, опять же, нельзя рассматривать в отрыве от архитектуры - есть такой параметр, называется, кажется, IPC - Instructions Per Clock, то есть количество инструкций, исполняемых процессором за один такт. Возьмите условный Pentium 4, которые были чуть ли не до 3.8 ГГц, а потом сравните его с младшим Core 2 Duo на 2 ГГц. Мало того, что "кора дуба" будет быстрее, так еще и намного холоднее.
Дело как раз в IPC - пока Pentium 4 выполняет, допустим, одну инструкцию за такт, у C2D их, например, три - и вся частота пенька тут же превращается в тыкву. IPC, как правило, зависит от архитектуры процессора, чем новее - тем больше производительность на такт, вкупе с ростом частоты получаем неплохой прирост.
Вторичные характеристики процессора
С основными, вроде как, все - теперь про то, что на производительность процессора либо влияет очень опосредованно, либо вообще никак.
Контроллер памяти
Раньше контроллер памяти находился в материнской плате, сейчас - в процессоре. От него зависит практически все, что связано с оперативной памятью: ее максимальный объем (с оговоркой), частота (с оговоркой), число каналов памяти и ее способность разгоняться.
В старых Ryzen до 3000-й серии, от частоты памяти зависела скорость шины, соединяющей чиплеты процессора, так что сильно она не гналась, зато если получалось выжать максимум - процессор начинал работать быстрее (добавьте к этому еще и прирост от роста скорости оперативной памяти).
Оговорка номер один - количество памяти зависит не только от контроллера процессора, но и от материнской платы. Вы можете попробовать поставить больше, чем заявлено, но не факт, что оно будет работать (я даже по этому поводу статью писал).
Оговорка номер два - частота оперативной памяти, указанная в характеристиках - как бы "минимально-гарантированная", и никак не учитывает разгон. Иными словами, если материнская плата поддерживает разгон, память хорошо гонится, а главное - вы понимаете, что и как делать, то на цифры на процессоре можно не смотреть. Лишь бы была поддержка разгона.
Есть еще поддержка ECC-режима, но обычному пользователю оно особо и не надо.
TDP
Thermal Design Power - определяет минимальную мощность кулера, необходимую для работы процессора. Например, есть у нас Ryzen 7 7600X, его TDP - 105 ватт, значит для его работы на базовой частоте требуется кулер, способный отвести не меньше 105 ватт тепла. Тут ключевое слово - "базовая" частота.
У Intel раньше TDP вычислялся по похожему образу: у меня был i9 9900K, который в разгоне прогревался до 90 градусов под NZXT Kraken X73, однако его заявленный TDP - 95 ватт, указан он для базовой частоты в 3.6 ГГц и не учитывает буст-частоту. На новых процессорах Intel уже указан TDP как для базовой, так и для буст-частот.
Соответственно, если хотим нормальной работы под AMD - берем кулер с 150...180% заявленного TDP (для 7600X хватит и 160 ватт), для intel - кулер под расчетную мощность в бусте, если хотим тишины - к итоговым значениям накидываем еще 50% "про запас".
Например: у меня Ryzen 7 7700X и я хочу тихой работы. TDP у него 105 ватт для базовой частоты и около 180 ватт в бусте, берем кулер с запасом - получаем 250-260 ватт. Правда, в случае с 7000-й серией Ryzen, все это работает только на бумаге - у них толстая теплораспределительная крышка, которая сильно снижает эффективность теплоотвода (ее лучше спилить).
Остальное
Максимальная температура - температура, до которой гарантируется нормальная работа процессора без троттлинга;
Количество линий PCIe - от них и от их версии будет зависеть, сколько устройств по этим линиям можно подключить в компьютер. Если линий, условно, 16, и вы решите воткнуть две видеокарты, то линии поделятся между ними;
Буквы K/X, H, U, и так далее - "особые" версии процессоров. K/X - поддержка разгона, H - ноутбучная версия, U - версия "Ultra low Voltage" и так далее.
Как правильно выбрать процессор?
Пункт первый - определяемся со своими задачами. Если точно знаем, что на компьютере будем 90% времени играть - берем что-то типа i5 12400F/R5 7600X, если собираем для работы - смотрим в сторону более производительных процессоров в зависимости от ситуации;
Тут надо помнить, что для мощных процессоров нужна и материнская плата с хорошим VRM. 12900K, конечно, запустится на H-плате, вот только как долго она проработает - большой вопрос.
Пункт второй - подбираем адекватную для нашего конфига систему охлаждения, особенно если планируем что-то разгонять. Память выбираем по тому же принципу: если платформа поддерживает разгон, память лучше именно "выбирать", если не поддерживает - берем либо память с частотой повыше и ужимаем тайминги, либо сразу берем память, работающую на максимальной частоте;
Процессор стараемся выбирать новый, исходя из своих задач. В идеале - сравниваем его с другими вариантами за +- те же деньги, чтобы понимать, что лучше взять.
Все, в прицнипе, просто. Главное - не торопиться и не покупать все "впопыхах", а более-менее грамотно составить связку "плата-процессор-память-видеокарта". Тогда и проблем не будет, и работать оно все будет быстро и на "все бабки".
У меня же на этом все. Мог что-то забыть и не упомянуть, так что не стесняйтесь дополнять меня в комментариях. Скоро увидимся!
Подпишись на телеграм (там IT-новости), Ютуб (там иногда выходят прикольные видео), и группу ВК (там пока ничего нет, но это только пока).
А если хочешь помочь мне с развитием канала - буду благодарен за каждый репост! Спасибо!