Она родилась 22 мая 1933 г. в благополучной семье преподавателя Ленинградского госуниверситета. Ее с детства знакомили с живописью, скульптурой, музыкой, с малых лет сохранялись воспоминания о воскресных поездках в Пушкин, Павловск, Ломоносов. Безмятежное детство в 8 лет прервала Великая Отечественная война…
Матери с дочерью удалось эвакуироваться из Ленинграда. По личному знакомству матери Ирины, Леонтины Карловны, они эвакуировались в Молотов (Пермь) вместе с театром оперы и балета имени Кирова. Этим знакомым лицом был Владимир Иванович Пономарев – великий педагог ленинградского балета. Отец Ирины, Александр Герасимович, остался в городе и погиб в дни блокады.
Эшелон шел в Молотов 9 дней, часто останавливаясь из-за бомбежек. Потом еще сутки на вокзале ждали жилья. Колпаковых поселили в пригороде, и потекло время. Ира еще не ходила в школу. В 1942 году она туда пошла, и сразу – в хореографическую…
Она знала, что такое балет, как прекрасны со сцены балерины – образ порхающей в пачке балерины с ранних лет был в ее воображении. Мать ее в юности училась в студии, затем закончила вечерние курсы при Ленинградском хореографическом училище, но балериной так и не стала – тогда такое случалось. Отсюда и ее связь с балетным миром – Леонтина Карловна дружила с женой В. И. Пономарева. Но на выборе жизненного пути дочерью она не настаивала, не была за балет, но и не была против. А данные у дочери были.
В 1942 г. Ира Колпакова поступила в хореографическое училище, находившееся в эвакуации в Молотове. Ездила из пригорода – далеко, в набитом трамвае. Занимались в зрительном зале одного из клубов, держась за спинки стульев. Первым педагогом стала Н. П. Базарова. В Молотове Колпакова впервые вышла на сцену… в опере – русалочкой в подводном царстве в опере Даргомыжского «Русалка». Потом были другие номера, там же, в Молотове на них, учеников, поставил однажды миниатюру «Русская шуточная» Леонид Якобсон…
В 1944 году произошло долгожданное возвращение на родину и учеба на улице Зодчего Росси. Колпакову охотно занимали в ученических концертах. Что-то в девочке было, если приглядеться. Глаз не задерживался ни на форме стопы, ни на шаге (высотой не отличался). Но – легкий прыжок, способность быстро разучивать танцы, а главное – горящие глаза! Она хотела много танцевать, поэтому они горели.
Развита она была всесторонне: успешно училась и по общеобразовательным предметам. Она обладала с детства хорошей самоорганизацией, стремлением к порядку и гармонии. Успехи, конечно, давались не без труда: сложности она преодолевала с упорством, целеустремленность была в ней с детства.
В средних классах она училась балету у Л. М. Тюнтиной, затем у Е. В. Ширипиной. В старших классах она попала в класс А. Я. Вагановой…
Ваганова и ее последняя звездная ученица
Агриппина Яковлевна Ваганова тогда уже была легендой при жизни. О ней ходили предания как о хранительнице секретов мастерства. Ее педагогическая система – результат собственных экспериментальных исследований. При этом зрелый педагог не превратила свою успешную систему в догму, экспериментировала всегда. Это передалось и Колпаковой…
Итак, Ваганова казалась фигурой просто фантастической и – одновременно была строгой и острой на язык реальной женщиной. Невнимательных она запросто удаляла из класса, тех, кто ей казался глупыми – прямо высмеивала, тех, кто ленился на уроках – публично презирала. Она любила умных, работающих с умом, и таких учениц не третировала. Ваганова легко уловила, что ее ученица Колпакова – из таких. «Груша уважает Колпакову», – перешептывались ученицы. Да, строгую Агриппину Яковлевну многие поколения учениц за глаза называли просто Грушей. К лучшей ученице класса она была внимательна: на репетициях тщательно отрабатывала с ней каждое движение (буквально каждый палец должен был танцевать!), перед концертами сама заботилась о костюмах для Колпаковой.
Ирина выросла. Четкие и ясные линии ее тела стали выразительны сами по себе, они приковывали глаз, и от их созерцания не отвлекало ни ее лицо, ни эмоциональный склад танцовщицы. Тело словно было создано для балетной классики. Но… нужен и ум. История сохранила фразу Вагановой про Колпакову: «Что – ноги? У Иры хорошая голова!».
Выпускной спектакль был запланирован на лето 1951 года. Ваганова в это время лежала в больнице – у нее было больное сердце. И беспокоилась об ученицах, из ее письма: «лежу вторую неделю и не уверена, что меня пустят на выпускной спектакль, то есть 26 июля. Рвусь всей душой, страдаю необычайно, что в самые тяжелые дни для моих девочек я отсутствую». На спектакль она все же приехала. Но от болезни так и не оправилась, и в ноябре ее не стало.
А ее ученицу Ирину после выпуска ждала заграничная поездка, прежде немыслимая – этим же летом ее в дуэте с москвичом Борисом Хохловым отправили танцевать на фестиваль молодежи и студентов в Восточном Берлине, где они получили первую премию. Вскоре она должна была стать артисткой прославленной труппы театра оперы и балета имени Кирова…
----------------------------------------------------------------------------------
С днем рождения замечательную балерину и человека!!! Здоровья и еще многих-многих лет! Присоединяетесь? Как и два года назад?