Найти тему
Мороженые сказки

Помесь богини и домового: русская кикимора как она есть

Приветствую у себя на канале всех любителей истории и историй, различных приключений, фольклора и просто авторов!

Среди лидеров рейтингов русских демонических сил, в которую верили и которой боялись наши предки, наряду с лешим, домовым и Бабой-Ягой, о которых можно прочитать в статьях по ссылке ниже

однозначно числится кикимора. Ее имя даже вошло в список исконно русских ругательств типа «кикимора» (зачастую с приставкой болотная) о некрасивом, замкнутом человеке со странностями (чаще в отношении женщин).

Предлагаю познакомиться с этим персонажем славянского фольклора поближе и узнать корни его возникновения.

Кикимора. Фото из интернета
Кикимора. Фото из интернета

В древнерусской литературе одно из первейших упоминаний кикиморы содержится в «Повести душеполезной старца Никодима Соловецкого монастыря о некоем иноке» (1650-е годы), действие которой приурочено к 1638 году. Возможно также, что «предшественницей» кикиморы была «пакостная» качица, упоминаемая в «Слове святого Василия о посте» из «Златой цепи» (XΙV век) и соотносимая, с опорой на севернорусские заговоры, с полуночницей-ночницей. Ряд черт указывает на глубокую архаичность образа кикиморы и его вероятную связь с образом древнеязыческой богини славянского пантеона Мокоши, богини, которую традиционно связывали с прядением, шерстью, покровительством женщинам и вообще домашнего очага. Это же подтверждает ее наименование в ряде севернорусских губерниях как мокоша, мокруша, маруха, мора, шишимора и др.

Также образ кикиморы, возможно, связан с образом божества судьбы (пряла судьбу) и с культом душ усопших предков. Есть также предположение, что мара-кикимора одно из древнейших имен домового.

Языческая богиня Мокошь. Фото из интернета
Языческая богиня Мокошь. Фото из интернета

Эту же версию подтверждает Владимир Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка»:

«Кикимора – род домового, который по ночам прядет; он днем сидит невидимый за печью, а проказит по ночам с веретеном, прялкой, воробами и вьюшкой…».

С культом предков кикимору связывает первая часть наименования, произведенного от древнего балто-славянского слова «кикъ» («къкъ»), означающий горбатость, скрюченность, а в более поздних интерпретациях «горб, насыпь, могильный курган, могила».

Согласно поверьям наших предков, появление кикимор, чаще всего было связано с «неправильной» смертью. Кикиморами могли стать умершие некрещёными младенцы, мертворождённые, выкидыши, уродцы без рук и без ног, умершие или убитые дети, похороненные без отпевания. Кикимора могла так же появиться в доме, который построили на могиле самоубийцы, неотпетого покойника или ребёнка, или на месте смерти ребёнка. Кикимор производили также от проклятых родителями детей, в том числе ещё во время беременности, вследствие чего похищенных или обменянных нечистой силой или ведьмами и впоследствии «подсаженных» на несколько лет колдунами кому-то в дом.

Кикимора болотная. Фото из интернета
Кикимора болотная. Фото из интернета

Также считалось, что причиной появления кикиморы может быть порча, насланная в качестве мести хозяевам дома колдуном или недовольными оплатой или обращением плотниками (о сакральном значении которых я уже упоминала в одной из своих статей). Наиболее часто указывается, что кикимору напустили, незаметно положив в доме с особым заговором так называемый лекан (манилка для нечистой силы): или сделанную из щепок и тряпочек, иногда смоченную кровью куклу, или игральную карту с изображением фигуры, или ножик, смоченный так же крови.

По поверьям наших предков (особенно на Русском Севере) кикимора обыкновенно представлялась маленькой, сморщенной, скрюченной, горбатой, хромой, безобразной, неряшливой, одетой в лохмотья старушонкой. Болотная (или лесная) кикимора часто в дополнение ко всему вышеперечисленному считалось покрытой травой и мхом. В Восточной Сибири бытовало поверье, что кикимора могла представать так же в образе маленькой невзрачной невзрослеющей девочки (обязательно малютки), обязательно с распущенными волосами в белой, черной или красной рубахе. Везде подчеркивалось исключительная худоба и хлипкость телосложения этого персонажа (голова с наперсток, а туловище тонкое как соломинка). Важным признаком были большие навыкате блестящие глаза, чтобы лучше все видеть и следить за происходящим.

Традиционный образ кикиморы у наших предков. Рисунок 1934 года, сделанный русским художником Иваном Билибиным
Традиционный образ кикиморы у наших предков. Рисунок 1934 года, сделанный русским художником Иваном Билибиным

Часто в описаниях кикимор фигурировали длиннющие руки с не менее длинными тонкими пальцами (чтобы лучше прясть). Иногда образ дополнялся маленькими козьими рожками и мохнатыми лапами, в чем проявлялся ее визуальный отсыл к мелким бесам. Столь разнообразный облик кикиморы обусловлен многослойностью ее образа, начиная с верования в языческую богиню домашнего очага Мокошь с последующей трансформацией ее в начистую силу вроде мелких бесов.

По поверьям считалось, что кикиморы в основном приносят мелкие неприятности в дом, преимущественно, в ночное время: мешают спать, пугают по ночам, досаждают маленьким детям, на спящих наваливаются и душат (здесь подчеркивается ее родство с домовым, который устраивал аналогичные проказы), кидаются различными предметами и ломают их, вырывают и выстригают волосы во сне у людей и домашних животных, вырывают перья у птицы. Мелкая, но порой очень активная (по поверьям, кикиморы не способны были спокойно сидеть на месте, им постоянно нужно было что-то делать, в противном случае они просто подпрыгивали) зловредительская деятельность кикиморы могла хозяев заставить покинуть свой дом. Бытовали байки в которых кикимора доводила человека до смерти. Увидеть ее считалось очень дурным предзнаменованием. Считалось, что болотная кикимора (родственница кикиморы домовой) могла сбивать людей с дороги и похищать маленьких детей.

Шуликуны дети кикимор. Фото из интернета
Шуликуны дети кикимор. Фото из интернета

Однако, хорошим хозяйкам кикимора домовая могла помогать по хозяйству, и особенно в прядении и ткацкой работе, а так же в дворовых работах и в уходе за скотом (опять таки схожесть с домовым). Неугомонность кикимор проявлялась в способности мгновенно перемещаться на очень большие расстояния, а так же видеть очень хорошо вдаль (не даром глаза у нее большие и навыкате). По преданиям они могли разговаривать человеческим голосом, но чаще общались с помощью перестуков и могли даже ответить на заданные им вопросы. Наличие кикиморы в доме являлось признаком, что в доме нечисто и неблагополучно.

Кикиморы могли жить в доме целой семьей. И тогда на святки у них появлялись дети – шушканы (или шуликуны – святочная нечисть). Рожая их, как правило, они страшно стонали и завывали, а новорожденные тот час же вылетали в трубу вместе с дымом и жили в деревнях до самого Крещения, после чего погибали или уходили под воду. В этот промежуток времени они, невидимые человеческому глазу, бегали по улицам с железным каленым крюком в руках, которыми они хватали прохожих за ноги, а цель у них была угробить человека до смерти. Ростом они были всего лишь с кулак, иногда чуть более, однако имели невиданную силу и ловкость. Изо рта у них шел огонь, а ноги были конские. Они, так же как и их родители кикиморы, могли передвигаться с невероятной скоростью. Любимым их местом был перекресток дорог, около прорубей и на опушках в лесу у деревни. Так же они могли столкнуть зазевавшегося в прорубь и утопить.

Замышляющая пакость кикимора. Фото из интернета
Замышляющая пакость кикимора. Фото из интернета

За века верования в кикимору, в народной среде было придумано немало средств по борьбе с ней. Кикимора не любила намоленные вещи и места, поэтому крестьяне где, как считалось, завелась кикимора рисовали кресты углем или мелом по углам, ставили крестики из лучинок на домашнюю утварь и посуду, а так же в колодец. В западных русских губерниях считалось, что если поймать происходящую от проклятого ребенка или покойника кикимору и выстричь на темени крест, то она превратиться обратно в человека. От кикиморы, как и от прочей нечисти, помогали частые упоминания Бога или наоборот грубые ругательства. От не в меру развившей активность кикиморы помогало так же окропление дома святой водой. Считалось, что кикимора так же не любит можжевельник, поэтому его так любили для изготовления домашней утвари, а солонки оплетали его веточками, чтобы злобная демоница не таскала и без того дорогую соль. Для того, чтоб кикимора не трогала и не била посуды, ее омывали отваром из папоротника, собранного в ночь на ивана-купалу.

Наипервейшей средство от кикиморы. Фото из интернета
Наипервейшей средство от кикиморы. Фото из интернета

Теперь, когда вы знаете все средства борьбы с этой мелкой домашней нечистью, вы можете спать спокойно. Совершив эти нехитрые действия, ваш сон будет тих и спокоен, и даже кот, находящийся, как известно, в вечном сговоре с домовыми и прочей нечистой силой, не будет вам мешать.

Засим раскланялась и убежала на поиски новых историй и приключений.

Всегда ваша Морозова 🖤

Основной канал в Дзене

https://dzen.ru/otmorozhennyye_istorii?share_to=link

Ярус. Надежда Морозова.

https://yarus.ru/u/10020197

Паблико  Отмороженные истории | Паблико

Моя группа В Контакте

https://vk.com/morozova_ja