Приветствую у себя на канале всех любителей историй, фольклора и древних традиций.
Абсолютно всем нам с детства знаком яркий и запоминающийся образ недоброй старухи из темного леса (который продолжает активно обыгрываться и в современных отечественных фильмах ужасов, к примеру в фильме «Яга – кошмар темного леса»), которая ворует и ест детей и девушек, пытает и сражается с добрыми молодцами, и вообще наделена массой нелицеприятных черт и особенностей. Было бы преступлением обойти такой интересный и фундаментальный образ в русском фольклоре, поэтому встречайте героиню сегодняшнего рассказа - Бабу Ягу.
В русских сказках, преимущественно волшебных, ее называют Ягая, Ягишна или Егибоба, у украинцев - Баба-Язя, у белорусов Баба-Юга, у поляков - Бабоендза, у чехов и словенцев - Ежибаба. В праславянском языке словом ęgа назывались различные «гады», например змеи и ящерицы. Поэтому само имя сближает сказочного персонажа с обитателями Нижнего, подземного мира. А наиболее полно образ Бабы-яги в 1930–40-е годы исследовал советский фольклорист Владимир Пропп, в своем бессмертом произведении «Исторические корни волшебной сказки».
Образ Бабы Яги сложен и многослоен и, по всей видимости, восходит к временам чуть ли к временам первобытно-общинного строя (по утверждению некоторых ученых, к периоду палеолита), временам матриархата, когда родство передавалось по женской линии, а хранительницей домашнего очага была жрица, сохраняющая огонь, готовящая пищу и дающая жизнь. Старейшина рода (именно женского пола) так же проверяла готовность подросших мальчиков к взрослой жизни, проводя обряды взросления в виде испытаний различного уровня сложности и опасности.
В первобытном обществе, где главным источником пропитания была охота, каждый мальчик должен был пройти обряд инициации — символически «умереть» и «родиться» уже в новом качестве. Древние люди верили, что «путешествие в загробный мир» давало будущему охотнику магические способности: звериные нюх и слух, умение понимать язык животных и быть незаметным в лесу. Посвящаемого уводили в лес, где морили голодом, пытали огнем, закапывали в землю, отрезали пальцы рук, выбивали зубы, давали галлюциногенные растения. После пройденных испытаний человек начинал верить, что действительно побывал на том свете.
В образе Бабы-яги, по мнению того же Проппа, соединяются черты распорядителя этого обряда и стража, охраняющего вход в царство мертвых. В сказках Яга живет в избушке на курьих ножках. Истоки этого архитектурного решения трактуются по-разному. Одни исследователи считают, что куриные ноги — отголосок эпохи тотемизма, когда животным приписывали магические силы и свидетельство о связи Бабы-Яги с лесом и миром животных, которыми она часто повелевает. Другие - что избушками на курьих ножках называли особые срубы на сваях, где наши предки в 4-9 вв. н э. хоронили своих усопших. И куриные ноги у нее не зооморфное начало, а высокие пеньки домовин-гробов (домовиной до сих пор называют гроб на Украине), которые окуривались густым дымом в качестве обработки для избегания процессов гниения.
Избушка Яги обычно стоит на опушке, то есть на границе двух миров, либо в глухом лесу (так же в мире мертвых). Дверью она повернута к лесу — миру мертвых. Герой сказки не может сам пересечь невидимую границу, попросту обойти избушку и войти с другой стороны — и должен произнести заклинание: «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!». Так же ее обитание указывает на ее исконное место жительства, когда в обществе охотников–собирателей, вся жизнь была неразрывно связана с лесными массивами, а переход к подсечно-огневому земледелию и его активное развитие, перевели лес из разряда дома в разряд чуждого и враждебного мира (нападение на человека, уничтожение посевов и др.).
В. Пропп:
Эта избушка — сторожевая застава. За черту герой попадет не раньше, чем будет подвергнут допросу и испытанию, может ли он следовать дальше. Собственно, первое испытание уже выдержано. Иван знал заклинание и сумел подуть на избушку и повернуть ее.
В некоторых сказках внешность Яги описывают в деталях: «Впереди голова, в одном углу нога, в другом другая», «На печке лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос». И Пропп заключил, что «Яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу или в специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать. Она — мертвец». Отсюда в сказках появились и костяная нога — нога скелета, — и слепота старухи.
Правда, напрямую в сказках не говорится, что Яга слепая. Встретив героя, она восклицает: «Фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится». По логике древних людей, как живым неприятен запах смерти, так и мертвые не переносят запаха живых. А «русский дух в сказках» — это именно запах живого человека.
Встретив героя, Яга начинает выпытывать, куда и зачем он путь держит. И получает стандартный ответ: «Чего кричишь? Ты прежде напой-накорми, в баню своди да после про вести и спрашивай». Древние верили, что умерший становится «своим» в потустороннем мире, лишь отведав там пищи. Потому Иван, поев блинков у Бабы-яги (как мы помним древней поминальной пищи), будучи напаренным в бане (ритуал омовения покойника) становится причастным и к миру мертвых (отсюда выражение «ни жив, ни мертв», указывающее на его пограничное состояние). Только после приобщения героя к миру мертвых Баба-Яга становиться покладистой, дает советы и помогает ему различными волшебными вещами.
Такой тип Яги Владимир Пропп назвал Ягой-дарительницей.
В некоторых сказках герой похищает магическое средство или волшебного помощника у Яги (а иногда и ее дочь), и тогда старуха бросается за ним в погоню в своей ступе. Такой тип называют Ягой-воительницей.
Третий тип Яги - это похитительница детей. Гуси-лебеди из одноименной сказки крадут мальчика и относят его к Бабе-яге, а старшая сестра его выручает. Пропп увидел сходство такой Яги с «лесными» и «водяными» учителями — другими персонажами русских сказок, которые забирают детей у родителей. И хотя кажется, что похищенный ребенок обязательно погибнет — обычно он возвращается к семье, обучившись волшебной науке. Образы похожих злодеев есть также во французском и немецком фольклоре — например, ведьма, которая заманивает к себе детей, чтобы их съесть. В итоге дети сжигают ведьму в печке и благополучно возвращаются домой.
Такие сказки про похищение детей также возникли из первобытного обычая. В древности дети могли проходить инициацию гораздо раньше наступления половой зрелости. Бывали случаи, когда ребенка еще до его рождения «запродавали», то есть обещали в другое племя или тайный союз. По этой договоренности ребенка забирали у родителей, когда он достигал оговоренного возраста.
Некоторые исследователи считают, что ситуация, в которой Яга пытается запечь и потом съесть ребенка, восходит к древнему обычаю ведунов и знахарей (а на деревне обычно это были старые бабки знахарки, проживающие так же на краю деревни), когда недоношенного и хилого ребенка запечатывали в особое заговоренное тесто и отправляли в печку «допекаться». Страшная история, о том, что Яга детей потом ела, видимо, идет от того, что далеко не все детки переживали этот обряд и кто-то в процессе так называемого «допекания» все же умирал.
С развитием земледелия необходимость в охотничьей инициации отпала, обряд атрофировался и стал существовать в виде мифа.
Во времена древнего мира и раннего средневековья образ Бабы-Яги из архаичного представления о праматери (гипертрофированные признаки женственности и пола) и умершем предке трансформируется в славянскую богиню смерти и подземного мира мертвых: Нави. Она водит дружбу с Мораной, владычицей холода, тьмы и смерти, и является женой могущественного скотьего бога Велеса. По своей сути Яга все так же является стражем границы между миром живых и миром мертвых. Как жену Велеса – ее любили, почитали и уважали. Ее считали, как и Морану, мудрой и справедливой богиней, хотя и несколько жестокой (неизбежность смерти и существование после нее), о которой можно прочесть в одной из моих предыдущих статей по ссылке ниже.
Так же Баба-Яга остается хозяйкой темного леса и защитницей диких зверей, отсюда происходит ее умение повелевать всеми представителями животного мира (гадами, птицами и собственно животными).
С приходом христианства люди перестали воспринимать мифы и сказания о Бабе-Яге как священное знание (в котором давалась подробная инструкция о том, как вести себя с могущественной ведуньей, живущей в темном лесу), и сведения о нем «опустились» на уровень сказки. В христианской традиции Баба-Яга из хранительницы, дарительницы и знахарки, ведающей проход в загробный мир и охраняющей его, превращается в негативный персонаж – ведьму, которая летает на метле (в ступе, однако с помелом). При этом теряется истинное значение этого слова – ведьма – ведающая мать. Ведовство (т. е. то, чем занимались ведьмы, колдуньи, их ремесло) – не просто отголосок языческой древности, это культура, порожденная канувшей в лету эпохой матриархата с ее культом женских божеств. Происходит насильственное сближение образа Бабы-Яги с лесной нечистью в виде чертей и лешего, с которыми она в русских сказках часто водит дружбу, образ становится преимущественно негативным и уплощается.
Мне милей первоначальная Баба-Яга, ведающая сокрытыми от простых смертных тайнами и покровительница лесного зверья. А вам какая Баба-Яга нравится? та, что детей ест? Какой вы ее запомнили из детства?
П.С. Планирую разобрать образы всей мелкой и крупной нечисти, присутствующей в фольклоре наших предков. Надеюсь, что подобные исследования вам интересны, и вы в комментариях сориентируете меня в том, кого бы вы хотели увидеть в моих статьях в первую очередь.
Ярчайший образ Бабы-Яги, из когда-либо созданных в отечественном кинематографе и талантливо воплощенный великим советским актером Г. Миляром, можно посмотреть в ролике по ссылке ниже
Засим раскланиваюсь и убегаю на поиски новых историй, преданий и традиций.
Всегда ваша Морозова❤.
Еще мои проекты:
Основной канал в Дзене
https://dzen.ru/otmorozhennyye_istorii?share_to=link
Ярус. Надежда Морозова.
Паблико Отмороженные истории | Паблико