Найти тему
Светлана Ахмедова

Русские гиганты – вóлоты.

Давным-давно, по древним сказаниям и легендам жили величественные гиганты и звались они – вóлоты.

Одни авторы, как Чулков М.Д, писали, что это были «страшилища и им приносили жертвы».

Абевега русских суеверий идолопоклоннических жертвоприношении свадебных простонародных обрядов колдовства, шеманства и проч.: Чулков Михаил Дмитриевич, 1786 год.
Абевега русских суеверий идолопоклоннических жертвоприношении свадебных простонародных обрядов колдовства, шеманства и проч.: Чулков Михаил Дмитриевич, 1786 год.

Глинка С.Н. полагал, что «Волоты исполнены непомерной величины и силы. Из сказок древних видно, что сверх силы, имели они еще дар неуязвительности».

Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым. Т. 1., Санкт-Петербург: Тип. Сахарова, 1841 год.
Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым. Т. 1., Санкт-Петербург: Тип. Сахарова, 1841 год.

В своей теогонии Глинка соответственно отнес волотов к категории полубогов или богатырей.

Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым. Т. 1., Санкт-Петербург: Тип. Сахарова, 1841 год.
Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым. Т. 1., Санкт-Петербург: Тип. Сахарова, 1841 год.

В Туле волот тоже означал богатыря. На этот случай Макаров М.Н. сохранил бытовавшие в его время фразы:

«Чего другого, а волотом мастер глядеть».
«Ишь какой волот! Словом бьет, диви в руках, на языке молот!»

Опыт русского простонародного словотолковника: Михаил Николаевич Макаров. - Москва, 1846г.
Опыт русского простонародного словотолковника: Михаил Николаевич Макаров. - Москва, 1846г.

В сказаниях других народов также встречается мысль, что люди в незапамятную старину были иные, совершеннее, выше ростом и сильнее. Это были величавые, исполинские праотцы и деды, от которых идут измельчавшие поколения внуков.

Сопоставив многие народные предания, Буслаев Ф.И. пришел к выводу, что образ богатыря стал результатом слияние самых ранних представлений о Древней Руси и образа великана, как отражение характера и силы богатыря.

Не редко собственное имя народа становилось нарицательным именем великана, как некий общий образ.

Так, например, когда-то между Доном и Волгой существовал народ Спали или Спалеи. Его историческое название теперь осталось в слове Исполин (т.е. великан). У родственных чехов великан называется – Обр. А наши предки так называли народ – Обры, только считалось, что народ этот необыкновенный, исполинский. Воевали эти Обры со Славянами и особенно тиранили Дулебов, запрягая дулебовских жен в свои телеги.

Вот что об этом писал древний летописец, приведенный Буслаевым в своем очерке:

«были Обре телом велики и умом горды, и Бог истребил их, померли все, не оставив по себе ни одного Обрина: есть притча в Руси и до сего дни: погибоша аки Обре, их же несть племени, ни наследка».

Этнографические вымыслы наших предков: Федор Буслаев. – Москва, 1868г.
Этнографические вымыслы наших предков: Федор Буслаев. – Москва, 1868г.

Кроме вышеупомянутых народов, существовали Невры, заселявшие западную Россию. Известны они под названием Влеци (т.е. волки) или Велчки. Про них ходили легенды, будто они раз в году превращаются в волков.

На самом деле, поверия о превращении людей в волков распространены у всех славянских племен. Их называют Волколоками или волкодлаками и упырями (вампир). Слово о полку Игореве свидетельствует, что и полоцкий князь Всеслав по ночам превращался в серого волка и рыскал по полям.

А было еще одно славянское племя – Велеты или Волоты. Заселяло оно побережье Балтийского моря. Волоты были могущественны и страшны для врагов. Вот, откуда миф о их страшном виде. Такими их видели иностранцы. В переводе Франциском Скорина из Полотска библейских книг на русский язык в 16 веке вместо «исполин» употребляется «волот».

Богатыри, по старым былинам, перевелись от того, что превратились в камень, например, в утесы. В скандинавской мифологии великаны тоже превращаются в громадные горы.

Волоты же стали курганами – волотками.

Русская старина знает интересного богатыря – Волот Волотович. Согласно повести града Иерусалима, он был старший и наибольший из всех 42-х царей, съехавшихся на Синайскую гору. Второй был Моисей Моисеевич, третий Елисей Елисеевич, четвертый Давыд Иесеевич. Волот ведет беседу с царем и псалмопевцом Давидом. Царю Давиду Иесеевичу на роду было написано женить своего сына царя Соломона на дочери Волота Волотовича – на Соломониде Волотовне, а значит, именно Соломон будет владеть царством Волота. По другим сказаниям братом Соломона был Центавр (Кентавр, Китоврас). Тоже интересный персонаж: днем был царем у людей, а ночью превращался в китовраса и царствовал над зверями.

В дальнейшем, в Голубиной книге Волот сменяется образом князя Владимира, Волот Волотович, соответственно стал Владимиром Владимировичем.

Летописи русской литературы и древности, издаваемые Николаем Тихонравовым : Т. 2. – 1859г.
Летописи русской литературы и древности, издаваемые Николаем Тихонравовым : Т. 2. – 1859г.

Как Китай достиг успеха и почему он партнер, а не друг.

Произношение слова «церковь» в разных городах Руси. Читаю «церковь» наоборот.

Араб – житель земли после потопа.