Ночь музеев в Орле прошла вечером 20 мая. Начало в разных музеях было назначено на 18-19 часов, а окончание на 20-23 ч.
В прошлом году в ночь музеев я с детьми посещала музеи, относящиеся к краеведческому музею, а в этом году решила уделить внимание литературным музеям, они у нас расположены в одном квартале, что удобно туристам для единовременного посещения, хотя и тяжело длительное время сохранять внимательность. Все литературные музеи – это "Орловский объединённый государственный литературный музей И.С. Тургенева".
Мы с детьми месяц назад уже были с индивидуальной экскурсией в музее писателей-орловцев, коих у нас не мало. К Тургеневу мы тоже в прошлом месяце ездили в его родовое имение Спасское-Лутовиново, теперь наступила очередь Лескова.
Я давно хотела познакомить детей поближе с писателем Николаем Семёновичем Лесковым, ведь он родился в наших краях, во многих его произведениях описаны под другими именами города и места Орловщины.
С сыном мы этой зимой посетили могилы Лескова и Тургенева на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге, ссылку в конце оставлю.
Дети: Лилиана – 11 лет, 6 класс; Максимилиан – 10 лет, 3 класс.
Младшего трëхлетнего сына с трудом удалось не взять с собой, он плакал и просился пойти, обычно я его везде беру с собой, в музеях он ведëт себя тихо, но сегодня я планировала несколько часов провести с детьми в нескольких музеях, да ещё и вечером, и к тому же предполагалось сидеть на месте и слушать, малыш столько не выдержит.
Музей Лескова в Орле закрыт на реконструкцию уже около семи лет, часть экспозиции сейчас показывается людям в доме, где родился Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855) – один из самых ярких общественных деятелей России середины XIX века – русский историк, профессор и декан историко-филологического факультета Московского университета, идеолог западничества, ближайший друг Н. П. Огарёва и А. И. Герцена.
В дом Грановского мы пришли к 19 часам. Кроме нас пришло ещё человек 20, среди которых не было детей. Вообще, забегая вперёд, скажу что на всякие такие культурно-просветительские мероприятия, по моим ощущениям, ходят преимущественно женщины за 50-60 лет.
В доме Грановского сотрудники музея Лескова провели часовое мероприятие, посвящëнное одному из самых известных произведений Николая Семёновича – повести "Левша", изначально названной автором "Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)". Это произведение проходят как раз в 6 классе школы, дочь уже читала, сын ещё нет, но краем уха слышал, как дочь читала вслух бабушке, а потом мы все вместе обсуждали. Честно говоря, данное произведение не впечатлило детей, приняли, как данность, но когда мы в Туле проезжали мимо памятника Левше, все дружно сказали, что знают кто это. В моей коллекции миниатюрных памятников тульский Левша имеется.
В Орле Левша есть в виде мини памятника, установленного возле памятника Лескову среди прочих героев его книг.
Литературный вечер в музее назывался "Чудесный мастер Левша", мы осмотрели выставку работ мастеров-миниатюристов, услышали рассказ об истории создания сказа Лескова, увидели фрагменты из художественного фильма "Левша" (1986 г.) и советского мультфильма (1964 г.) с тем же названием, а также нам показали ранее мне незнакомый современный мультфильм по мотивам "Левши" – "Тульский Левша – супергерой!" (2020 г.), правда не имеющий по большому счёту ничего общего с лесковским левшой, в современном мультике супергерой спасает город от стальной блохи, несущей бомбы и разрушения, правда я так и не поняла, спас он город или нет...
Но мероприятие оказалось не только развлекательным, но и познавательным, нам напомнили и содержание "Левши", и рассказали о том, как Лесков его писал, используя народную речь с её специфическими неправильными словечками, которые при первой печати произведения, корректоры поисправляли, испортив тем самым замысел писателя. Лесков даже отдельный блокнот имел, названный им "Порча слов и речей", куда записывал все услышанные народные словечки. Мне больше всего понравилось выражение "долбица умножения". Помню как моя дочь с ней долбилась, то есть учила её, а вот сын с таким названием не согласился, потому что он легко и непринуждённо выучил таблицу умножения ещё в детском саду.
Миниатюры, представленные на выставке в доме Грановского, можно было рассмотреть невооружённым глазом, и меня, честно говоря, не особенно впечатлили, потому что я немного интересуюсь кукольным делом и вижу, какие невероятные миниатюры изготавливают современные кукольники для своих коллекций, например, набор косметики для дочки Барби соответствующих размеров, и это не только помады, но и тени с множеством цветов и различными кисточками для нанесения макияжа, серьги правильных пропорций относительно крохотного кукольного ушка и многие другие мелочи.
Но в музее нам показали фильм про Владимира Анискина – микроминиатюриста из Новосибирска, прославившегося своими работами, умещающимися на кончике волоса, срезе макового зернышка или в игольном ушке.
Моя донельзя практичная дочь с вниманием смотрела и слушала, с любопытством рассматривала микро работы на экране, но потом, когда мы вышли из музея, всё восклицала: "Зачем это нужно?!" "Зачем тратить столько времени и изобретать инструменты, если для того, чтобы увидеть работу нужен микроскоп?!" "Всем этим не полюбуешься, на стенку не повесишь, и вообще, можно нечаянно стереть вместе с пылью!"
А ведь действительно можно стереть с пылью – настолько крохотные работы. Вы можете представить себе что-либо, изображëнное на срезе волосинки? Или установленное на срез волосины или даже помещëнное внутрь неë? Волосину мастер просверлил по центру, создав полость, как бы колбу, и внутрь неё поместил розу, изготовленную как раз из частичек пыли, которая на самом деле не серая, а разноцветная, нужно только суметь выбрать из неё частички нужного цвета. Анискин на срезе рисового зёрнышка написал гимн страны, создал книгу с текстом на страницах размером меньше 1 мм, на срез виноградной косточки усадил ослика Иа с горшочком и лопнувшим шариком, Винни Пуха и Пятачка, блоху мастер, конечно, тоже подковал, написав на одной подкове свою фамилию, а на второй год подкования и флаг России, правда, на мой взгляд, это всё же не подкованная блоха, а блоха с прилепленными к нижней части лап подковами, стать на эти подковы блоха, если б была жива, не смогла бы, потому что подковы как бы на боках лап.
Но всё это невероятно интересно, поражает и восхищает, какие умелые люди есть в нашей стране. Мы узнали, что работы Анискина демонстрируются в Петербурге в музее Левши, обязательно посетим этот музей, хочется рассмотреть в микроскоп то, что нам показывали на экране. Мастер работает под микроскопом и говорит, что успевать что-то сделать нужно между ударами сердца, иначе инструменту передаётся толчок и не удаётся сделать точное движение для надписи или среза.
Понравилось мне мероприятие, малолюдное, душевное, видно, что сотрудники очень старались, что любят своë дело.
После знакомства с "Левшой" мы посетили музей писателей-орловцев, экспозиции не смотрели, так как только недавно были в этом музее
В музее писателей-орловцев в 20 часов начался музыкально-литературный вечер "Письма военных лет", людей присутствовало больше, чем в предыдущем музее, я насчитала 50 человек, и кроме моих ещё было человек 5 детей, правда до конца мероприятия досидели кроме моих детей ещё только один или два ребёнка, не исключаю, что остальных увели в следующий музей, где начинался спектакль, на который мы не пошли.
Нам зачитывали письма писателей, которые они посылали с фронта родным и близким, и их письма к близким, рассказали об истории написания знаменитого стихотворения Константина Симонова "Жди меня" и Евгения Аграновича "Лина", написанные в форме писем к любимой женщине. Стихотворение "Лина" я ранее не слышала, очень удивительно отношение поэтов к жизни: Симонов заклинал "Жди меня!", а Агронович успокаивал:
Если ж, землю обнимая,
Ляжет с пулей он в груди,
Ты не плачь о нём, родная,
И домой его не жди.
Пусть другой вернётся из огня,
Скинет с плеч военные ремни,
Лина!
Полюби его и, как меня,
Крепко, нежно обними.
У Аграновича я знала другое стихотворение – "От героев былых времен не осталось порой имён", но не могу его читать, как стихотворение, оно только поётся с известной мелодией.
Прозвучали стихи и песни военных лет в исполнении школьников и студентов. Мои дети с неожиданной радостью узнали, что один из чтецов – учащийся их школы. Пение оперным голосом тоже впечатлило детей, хотя сын в силу своего заболевания всегда тяжело переносил громкие звуки, и сейчас временами затыкал уши, но сказал, что рад был услышать возможности человеческого голоса и отметил, что во время традиционного концерта из зрительского зала всё воспринимается иначе нежели вот так, когда певцы стоят на расстоянии вытянутой руки в маленьком помещении.
Начало программы в музее Тургенева было назначено на 21 час, но мы пришли туда только в половине десятого после завершения программы в музее писателей-орловцев, кстати часть людей следовали из музея в музей таким же маршрутом, что и мы. Дети уже устали, Макс мужественно терпел, а Лилиана начала активно возмущаться, не желая сидеть на третьем мероприятии, но, во-первых, оно уже полчаса как шло, и был это спектакль по какому-то произведению, смотреть который не с начала не имело смысла, а во-вторых, у меня не было цели объять необъятное и внушить детям отвращение к музеям, поэтому мы просто походили и порассматривали экспозиции музея, и дети с восторгом читали дореформенные тексты в ятями и ерами, и к половине одиннадцатого мы вернулись домой, довольные собой.
#ТопБЛОГ #РоссияСтранаВозможностей #ТопБЛОГ3Сезон @topblog_rsv