Найти в Дзене
Фильманьяк

Попутчик (1986) - культовый триллер, лишённый смысла, логики и сочувствия к героям

Один из основных приёмов Хауэра здесь - это мягкая подача ужасающих сентенций с сохранением "покерфэйса".
Один из основных приёмов Хауэра здесь - это мягкая подача ужасающих сентенций с сохранением "покерфэйса".
Молодой парень перегоняет машину через Техас. Ночью, под проливным дождём он подбирает попутчика. От добра добра не ищут - не проходит и пяти минут, как попутчик заявляет водителю, что убьёт его. Если только тот его не остановит.
Си Томас Хауэлл почти весь фильм проводит с подобными гримасами на лице.
Си Томас Хауэлл почти весь фильм проводит с подобными гримасами на лице.

Этот фильм слабо прошёл в прокате, собрал разгромную критику, хотя в СССР мгновенно стал культовым. Возможно, из союза его реабилитация и пошла, поскольку и ныне у «Попутчика» высокие рейтинги по обе стороны океана. Непонятно одно – за что?

При этом совершенно естественный Хауэр на расслабончике как будто снисходительно-саркастически взирает на то, как его экранный партнёр буквально тужится, изображая очередной приступ паники.
При этом совершенно естественный Хауэр на расслабончике как будто снисходительно-саркастически взирает на то, как его экранный партнёр буквально тужится, изображая очередной приступ паники.

Сценарий Эрика Реда был вдохновлён ночными кошмарами, которые тот вспоминал, рассекая по американским шоссе. Почвой для этого послужила песня Doors – Riders on the storm – основанная на фильме «Автостопщик», который, свою очередь, был снят по мотивам истории реального дорожного убийцы. Из этого, разумеется, можно было бы сложить многовариативную трактовку – начиная с того, что всё увиденное – ночной кошмар Джима, которого мы встречаем засыпающим за рулём.

Райдер сбивает вертолёт, даже не истратив при этом весь магазин пистолета. Ох, как же хотелось бы, чтобы подобная механика присутствовала в игре Operation Flashpoint.
Райдер сбивает вертолёт, даже не истратив при этом весь магазин пистолета. Ох, как же хотелось бы, чтобы подобная механика присутствовала в игре Operation Flashpoint.

Претензии к логике поступков Райдера, разумеется, бессмысленны – ибо он очевидное воплощение зла в духе Майкла Майерса из «Хэллоуина». Другое дело, что происходящее в фильме подобную концепцию не оправдывает ни разу. Режиссёр дебютант, бывший фотограф Роберт Хармон вообще умудрился наснимать каких-то несуразностей аж на три часа хронометража.

Логика поступков остальных персонажей - вот главная загадка фильма.
Логика поступков остальных персонажей - вот главная загадка фильма.

Заявленный для продюсеров мотив «хичкоковского триллера», поскольку Джим выступает как «не тот человек» - провален. Ввиду того, что отношения персонажей Ред пошил белыми нитками. Главный герой, понятно конечно, что напуган и растерян (актёр Си Томас Хауэлл, увы, раздражает, а не вызывает симпатию), но когда дело доходит до диалогов, то вместо того, чтобы внятно объяснить, что происходит, начинает лепетать что-то про другого парня, а имя его вообще вспоминает только ближе к финалу.

Роль Райдера на самом-то деле объясняется очень просто. Если угодно, то он - как материализовавшийся рок, земное обличие судьбы, что испытывает главного героя на прочность.
Роль Райдера на самом-то деле объясняется очень просто. Если угодно, то он - как материализовавшийся рок, земное обличие судьбы, что испытывает главного героя на прочность.

В общим, переполненность сценария Реда всяческим насилием говорит больше о том, насколько молодой автор упивается своим миром вымышленного кошмара. Стоит вспомнить, что в вышедшем через семь лет вестерне «Последний изгой» по сценарию Реда, автор так же наделял главного антагониста некими демоническими способностями.

Культовость «Попутчика» в СССР объясняется тоже просто: на безрыбье и рак рыба.
Культовость «Попутчика» в СССР объясняется тоже просто: на безрыбье и рак рыба.

В общем, вероятно, что «Попутчик» обрёл свой текущий статус исключительно благодаря нежеланию зрителя вдумываться в суть увиденного. А уж если постараться как-то суммировать суть всех восторгов, которые вращаются вокруг «Попутчика», так и вовсе всё сводится к паре слов: «Хауэр – зло». Хауэр, конечно, великолепен, как и сцена с гамбургером, и пара трюков с крушением автотранспортных средств. Но это единственные положительные моменты фильма, в остальном же попросту не знаешь, где тут отыскать хоть какую-то мысль, за которую можно было бы накинуть фильму дополнительный балл. К просмотру не порекомендую – на талантливого Хауэра можно посмотреть и в более путном кино.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.