Найти в Дзене
Фильманьяк

Автостопщик (1953) - предвестник «Попутчика», основанный на реальных событиях

Внушительное лаконичное предисловие.
Внушительное лаконичное предисловие.
Двое друзей едут на рыбалку в Мексику. На дороге они подбирают водителя, у которого закончился бензин. Отзывчивость сыграла с приятелями дурную шутку - попутчик оказался убийцей. Расправа над заложниками - всего лишь вопрос времени.
Стрельба от первого лица существовала в кино задолго до "Брат 2".
Стрельба от первого лица существовала в кино задолго до "Брат 2".

В начале 1951 года в Америке молодой преступник Билли Кук совершил серию убийств. Он голосовал на дороге, а позже убивал тех водителей, которые соглашались его подвезти. Среди жертв, в том числе, оказалось целое семейство. Цепочка преступлений была прервана благодаря смекалке двух очередных жертв и организованным усилиям полиции, которая вычислила Кука уже на территории Мексики. С тех пор деяния Кука считаются источником вдохновения Джима Моррисона в песне «Riders on the storm», а заодно и фильма «Попутчик» с Рутгером Хауэром. Так это или нет – неясно, ради лишнего пиара в виде красивой легенды можно поведать что угодно.

До поры до времени внешность убийцы скрывают, снимая его со спины или скрывая лицо в темноте.
До поры до времени внешность убийцы скрывают, снимая его со спины или скрывая лицо в темноте.

Можно нынче быть точно уверенным только в том, что деяния Кука вдохновили сценариста Дэниэла Мэйнуоринга на создание сценария по мотивам тех событий. Правда, в итоге сценарий подвергался переделке, а Мэйнуоринга в титрах вообще не указали, поскольку в те годы он находился в чёрном списке Голливуда. Зато фильм в 1998 включили в Национальный реестр фильмов. Нынче он носит почётное звание «первого нуара, снятого женщиной».

Преступник умеет засыпать в любом положении, а вечно незакрывающийся глаз только добавляет ощущение паранойи.
Преступник умеет засыпать в любом положении, а вечно незакрывающийся глаз только добавляет ощущение паранойи.

Чего-то сильно выдающегося в режиссуре Айды Люпино нет, как и в игре актёров – все играют добротно и слаженно, в манере, свойственной для 50-ых. Это, в принципе, старомодное кино, в котором присутствует своя доля очарования – во всяком случае, самые эмоционально напряжённые моменты вроде стрельбы по бутылке работают безотказно. Да и чего уж там кривить душой, уж лучше посмотреть «Автостопщика», чем бестолкового «Попутчика».

Айда Люпино лично встречалась с выжившими жертвами Кука, стремясь сделать фильм максимально достоверным.
Айда Люпино лично встречалась с выжившими жертвами Кука, стремясь сделать фильм максимально достоверным.

Да, здесь нет Рутгера Хауэра – но уберите его из фильма Хармона и там вообще не на что смотреть будет. А тут как минимум три достойные актёрские работы, напряжённые моменты и грамотная режиссура. Вроде бы ничего такого выдающегося, но это явно уровень. И уж тем более – без бестолковых понтов как в «Попутчике». Уж слишком много тут вспоминается «Попутчик», но коль скоро фильм Лупино считают некоторые вдохновением для сценария Эрика Реда – то и от сравнений не убечь.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.