Найти тему
Петр Власов

Моделистам и не только: модификации советской «Лавочки» (истребителя Ла-5)

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Истребитель Ла-5 — одноместный свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси и закрытой кабиной. Самолет был создан на базе истребителя ЛаГГ-3 путем замены мотора жидкостного охлаждения на более мощный (и менее дефицитный) мотор воздушного охлаждения. Во всем остальном первые Ла-5 (поначалу некоторое время даже называвшиеся ЛаГГ-5) практически ничем не отличались от ЛаГГ-3. Модификации ЛаГГ-3 уже рассматривались на моем канале в статье «Определитель модификаций советского истребителя ЛаГГ-3»; теперь же настала очередь его «потомка», получившего у летчиков прозвище «Лавочка».

Ла-5 имел фюзеляж смешанной конструкции. Передняя часть (моторама и оружейный лафет) - сварены из стальных труб и покрыты дюралевыми капотами. Центральная и задняя часть - деревянный полумонокок овального сечения. Каркас состоял из сосновых лонжеронов, шпангоутов и стрингеров. Обшивка, выклеенная на болванке из нескольких слоев березового шпона, крепилась к каркасу на клею, снаружи обклеивалась тканью, шпаклевалась и красилась. Кабину покрывал фонарь из плексигласа со сдвигаемой назад центральной частью. Кресло пилота защищено стальной бронеспинкой. С октября 1942 года лобовую панель козырька кабины делали из бронестекла толщиной 55 мм.

Крыло цельнодеревянное, разъемное, трехсекционное, двухлонжеронное. Лонжероны коробчатого сечения состояли из сосновых стенок и полок из дельта-древесины. Стыковые нервюры центроплана и консолей дюралевые, остальные - деревянные. Обшивка крыла фанерная, обклеенная тканью. Крыло снабжено элеронами с дюралевым каркасом и полотняной обшивкой, а также дюралевыми закрылками и предкрылками, которые выпускались автоматически при выходе на закритические углы атаки. В стыках крыла с фюзеляжем были установлены алюминиевые обтекатели (зализы), а стыки между центропланом и консолями закрыты дюралевыми лентами на винтах. Оперение свободнонесущее, киль выклеен из сосны и шпона зацело с фюзеляжем. Деревянный стабилизатор с фанерной обшивкой крепился к фюзеляжу на болтах. Рули с весовой и аэродинамической компенсацией имели металлический каркас и полотняную обшивку Левый руль высоты снабжен управляемым триммером.

-2

Силовая установка: двухрядный 14-цилиндровый звездообразный мотор воздушного охлаждения М-82 с металлическим трехлопастным винтом автоматически изменяемого шага ВИШ-105 диаметром 3,1 м. Топливо размещалось в пяти протектированных бензобаках (три - в центроплане и два -в консолях) общим объемом 760 л, расположенных между лонжеронами в фанерных кессонах. По мере выработки топлива баки заполнялись нейтральным газом для исключения воспламенения паров бензина при прострелах. Маслобак стоял в фюзеляже перед кабиной, а маслорадиатор - в обтекаемой дюралевой гондоле под капотом в районе передней кромки крыла.

Шасси трехстоечное, классической схемы, с хвостовым колесом; все стойки убирающиеся. Основные стойки убирались с помощью гидроприводов в ниши центроплана по направлению к оси самолета, а хвостовая стойка - поворотом назад в фюзеляж. В убранном состоянии основные стойки полностью, а колеса до половины закрывались алюминиевыми створками.

Вооружение: две синхронные автоматические пушки ШВАК калибра 20 мм с боекомплектом по 220 снарядов на пушку. На двух подкрыльевых бомбодержателях можно было подвешивать бомбы калибром до 50 кг.

Ла-5

-3

Двигатель: М-82А номинальной мощностью 1.350 л.с. Максимальная скорость: на высоте 6.000 м 580 км/ч; у земли 509 км/ч. Потолок: 9.500 м. Дальность: 1.190 км. Подъем на 5 км: 6,0 мин. Вираж – 22,6 сек. Вес пустого 2.681 кг; вес взлетный: 3.360 кг. Вооружение: 2х20-мм пушки ШВАК

Смена двигателя на более мощный придала новому истребителю те качества, которых недоставало ЛаГГ-3: существенно возросли скорость и скороподъемность, улучшилась вертикальная маневренность. Поэтому сразу после испытаний самолет под названием ЛаГГ-5 запустили в серийное производство (в сентябре 1942 его переименовали в Ла-5). Самолет начал поступать в войска в августе 1942, и после освоения машины летчиками принял участие в боях под Сталинградом.

На серийные истребители Ла-5 ставили звездообразный мотор модификации М-82А взлетной мощностью 1.700 л.с. Правда, на максимальном режиме он мог работать не более 5-10 минут; номинальная же мощность М-82А составляла 1.350 л.с.

Первая серийная модификация Ла-5 конструктивно отличалась от ЛаГГ-3 более округлым сечением передней части фюзеляжа. Его придали самолету, чтобы обеспечить плавный переход от широкого мотора к бортам без дополнительных накладок (ширина фюзеляжа ЛаГГ-3 – 798 мм, а диаметр М-82 – 1.260 мм). По своим характеристикам «ранний» Ла-5 примерно соответствовал Мессершмитту Вf.109F, но уступал более новому Bf.109G. который появился на советско-германском фронте одновременно с ним, осенью 1942 года. Кроме того, как и многие другие машины, созданные в спешке, Ла-5 поначалу имел много недостатков.

-4

Наиболее серьезными недостатками Ла-5 были удушающая жара (50-55 градусов!) и загазованность в кабине, обусловленные плохой герметизацией моторного отсека и отсутствием вентиляции. Не менее важным недостатком являлся некачественный плексиглас в остеклении: под действием солнечных лучей он быстро желтел и терял прозрачность. Вдобавок на больших скоростях и перегрузках фонарь кабины порой заклинивало, что лишало сбитого летчика возможности спастись на парашюте. Поэтому для притока свежего воздуха, улучшения обзора и возможности покинуть машину в аварийной ситуации пилотам приходилось все время держать фонарь открытым, хотя это и запрещалось инструкцией - ведь скорость из-за этого существенно снижалась.

В ходе серийного выпуска недостатки постепенно устранялись, но для успешного ведения боев с Bf.109G и другой немецкой новинкой - истребителем FW.190 - требовалось дальнейшее повышение летных данных. Поэтому Ла-5 в первоначальном виде производился недолго – уже в декабре 1942 в сборочных цехах его сменила следующая версия. Но за это время три авиазавода успели выпустить 1.021 экземпляр версии Ла-5.

Ла-5Ф

-5

Двигатель: М-82Ф номинальной мощностью 1.700 л.с. Максимальная скорость: на высоте 6.000 м 600 км/ч; у земли 560 км/ч. Потолок: 9.550 м. Дальность: 760 км. Подъем на 5 км: 5,5 мин. Вираж – 21 сек. Вес пустого 2.810 кг; вес взлетный: 3.200 кг. Вооружение: 2х20-мм пушки ШВАК; бомбы 2х100-кг

Двигатель М-82 изначально имел два режима работы - так называемый взлетный форсаж, при котором он достигал мощности 1.700 л.с., и номинал, на котором его мощность составляла 1.330-1.350 л.с. Но на форсаже из-за опасения «клина» разрешалось работать в течение всего 5-10 минут. К осени 1942 года КБ Шевцова сумело усовершенствовать мотор, дав ему возможность постоянно работать в форсажном режиме. Фактически это означало солидную прибавку в мощности.

С декабря 1942 года новую версию двигателя начали ставить на Ла-5, одновременно в индексе машины появилась буква «Ф» (форсированный). Помимо силовой установки Ла-5Ф имел ряд других усовершенствований, направленных на повышение летных и боевых качеств. В частности, ради снижения веса с него убрали консольные бензобаки, оставив только три центропланных бака общим объемом 440 л. Дальность полета уменьшилась, но это посчитали оправданной платой за возможность эффективно противостоять всем типам вражеских истребителей.

-6

Первые Ла-5Ф выглядели так же, как и Ла-5 – они тоже имели высокий гаргрот (без возможности обзора задней полусферы). Но с марта 1943 года начался выпуск Ла-5Ф с пониженным гаргротом и выпуклым фонарем кабины каплевидной формы. Стальной бронезаголовник в кабине заменили бронестеклом; перед пилотом закрепили небольшое зеркало заднего вида. Вместе с улучшением качества плексигласа все это обеспечило пилоту отличный круговой обзор. А внедрение механизма аварийного сброса фонаря избавило летчиков от опасения, что если их собьют, то заевший «колпак» не позволит им выпрыгнуть с парашютом. Так же для снижения жары в кабине перед фонарем по бокам фюзеляжа смонтировали небольшие воздухозаборники вентиляции кабины. Кроме того, изменили стойку и растяжку антенны радиосвязи.

Теперь Ла-5Ф по всем параметрам превосходил своего предшественника, особенно на малых высотах, где прибавка в скорости достигала 40 км/ч. Также улучшились скороподъемность и условия боевой работы летчика. Самолет в этой версии выпускался до конца 1943 г.; всего было произведено 4.147 (по другим сведениям 4.619) экземпляров Ла-5Ф.

Ла-5ФН

-7

Двигатель: М-82ФН номинальной мощностью 1.850 л.с. Максимальная скорость: на высоте 6.000 м 634 км/ч; у земли 583 км/ч. Потолок: 10.750 м. Дальность: 775 км. Подъем на 5 км: 4,7 мин. Вираж – 19,5 сек. Вес пустого 2.706 кг; вес взлетный: 3.290 кг. Вооружение: 2х20-мм пушки ШВАК; бомбы 2х100-кг

Очередным шагом в модернизации машины стала установка в начале 1943 года на двигатель М-82Ф аппаратуры для непосредственного впрыска топлива в цилиндры вместо «традиционного» карбюратора. Это сделало более устойчивой работу мотора в перевернутом положении и при отрицательных перегрузках, а главное - повысило мощность на 150 л.с. при увеличении массы всего на 30 кг. В результате номинальная мощность двигателя М-82 достигла 1.850 л.с. Новый мотор тут же установили на Ла-5, а к обозначениям двигателя и истребителя добавились буквы «ФН», что означало «форсированный с непосредственным впрыском». В апреле 1944 года М-82ФН в честь его конструктора А. Д. Швецова переименовали в АШ-82ФН.

На Ла-5ФН улучшили систему выхлопа, установив вместо двух выхлопных коллекторов отдельные патрубки для каждого цилиндра. А створка, прикрывавшая эти патрубки, стала гладкой; выступ посередине створки под один крупный патрубок, характерный для всех Ла-5 и Ла-5Ф, исчез. Еще одной деталью Ла-5ФН, отличающей его от ранних модификаций, стал длинный сплошной воздухозаборник нагнетателя на верху капота, сменивший фигурный «сдвоенный» воздухозаборник на Ла-5 и Ла-5Ф. Жаропрочная панель на каждом борту, стоявшая за выхлопными патрубками, на Ла-5ФН была дополнена еще одной, постепенно заужающейся.

-8

Испытания первого опытного Ла-5ФН проводились в марте-апреле 1943 г., а в боях этот истребитель стал участвовать с июля - августа. По энерговооруженности Ла-5ФН превзошел лучший на тот момент германский истребитель Вf.109G-6. Вблизи земли он летал быстрее «немца» почти на 50 км/ч. Правда, с увеличением высоты его преимущество постепенно сокращалось, а примерно на 5.000 - 6.000 м полностью переходило к Мессершмитту; но на таких высотах бои происходили крайне редко. Что же касается FW.190, то Ла-5ФН превосходил его в скорости на всем диапазоне высот.

Ла-5ФН оказался удачной машиной, но значение этого фактора для общей обстановки на фронтах в 1943 году, к сожалению, было невелико. Дело в том, что из-за нехватки моторов АШ-82ФН, которые являлись конструктивно сложными, а потому очень медленно и трудно внедрялись в серию, до конца года авиазаводы сумели выпустить всего 429 Ла-5ФН. За тот же период были построены более 4.000 Ла-5Ф...

Только в 1944 году, в связи с наконец-то налаженным массовым выпуском моторов М-82ФН, изготовление Ла-5Ф прекратилось, и началось массовое производство Ла-5ФН. До осени 1944 их строили тысячами; но в ноябре последняя боевая модификация Ла-5 уступила место в сборочных цехах более совершенному истребителю - Ла-7. Общее количество произведенных Ла-5ФН составило 4.817 экземпляров.

Ла-5УТИ (учебно-тренировочный истребитель)

-9

Двигатель: М-82Ф номинальной мощностью 1.700 л.с. Максимальная скорость: на высоте 6.000 м 590 км/ч; у земли 551 км/ч. Потолок: 9.550 м. Дальность: 700 км. Подъем на 5 км: 5,8 мин. Вираж – 22 сек. Вес пустого 2.706 кг; вес взлетный: 3.248 кг. Вооружение: 1х20-мм пушка ШВАК

В первые годы войны будущие пилоты ЛаГГ-3 и Ла-5 проходили подготовку на УТИ-4 - двухместных учебно-тренировочных вариантах устаревшего истребителя И-16. Однако пилотирование И-16 довольно сильно отличались от управления более современными скоростными машинами, и выпускников летных училищ в авиаполках приходилось обучать заново, но уже на одноместных боевых самолетах без инструктора. Поэтому летом 1943-го положение решили исправить, разработкой двухместного учебного истребителя на основе Ла-5Ф. Вторую кабину для инструктора оборудовали позади кабины ученика, оснастив ее дублирующим комплектом органов управления и приборов. Обзор вперед у инструктора получился неважным, но без радикальной переделки машины сделать иначе было нельзя. Вооружение Ла-5УТИ сократили до одной пушки, убрали радиостанцию, бронеспинки сидений, кислородное оборудование, бомбосбрасыватели и систему заполнения баков инертным газом Благодаря этому двухместный Ла-5 весил не больше, чем одноместный, а летные данные практически не изменились. По технике пилотирования он так же точно соответствовал Ла-5Ф, что от него и требовалось.

Ла-5УТИ выпускался серийно с 1944-го до 1946 года, когда его сменила учебная модификация Ла-7. Заводским производством «с нуля» изготовили всего 28 «спарок»; гораздо больше Ла-5УТИ было переоборудовано из одноместных истребителей, поступавших с фронта на авиазаводы для капитального ремонта.

Общее количество выпушенных самолетов Ла-5 всех типов составило 10.013 единиц. Из них 9.998 - в боевых вариантах, и 28 – в учебной (специальной заводской постройки, не считая переделанных в учебные из поврежденных боевых). Еще несколько машин имели экспериментальное назначение; но о них будет сказано в следующей статье, посвященной истребителю Ла-7…

Моделистам и не только: модификации советской «Супер Лавочки» (истребителя Ла-7)

«Я на «Лавочке» сидел…» (асы истребителя Ла-5)

Список других статей по теме «Определитель модификаций самолетов – в помощь моделистам» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.