Двойное налогообложение в России
Чтобы избежать двойного налогообложения, российское правительство заключает с правительствами других стран соглашения, которые помогают развитию отношений резидентов этих двух стран при совершении сделок. Такие соглашения об избежании двойного налогообложения помогают освободить бизнес от непомерного налогового бремени, которое может возникать при выплате доходов резидента одной страны резиденту другой страны.
ВАЖНО! В 2022 году из-за проведения СВО было приостановлено действие Соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и Украиной. Федеральным законом от 28.02.2023 № 40-ФЗ Россия денонсировала Соглашение об избежании двойного налогообложения с Латвией. Кроме того планируется отказаться от Соглашений со всеми странами, которые входят в перечень недружественных.
В соглашениях об избежании двойного налогообложения по договоренности на международном уровне некоторые виды сделок освобождаются одной из стран от уплаты налога либо же устанавливаются какие-то льготные условия по уплате данного вида налога с доходов. Ведь налог с этих доходов уже, например, был уплачен в стране, в которой расположен налогоплательщик (налоговый агент), выплачивающий вознаграждение своему зарубежному партнеру.
В России п. 1 ст. 7 Налогового кодекса установлен приоритет международного соглашения перед отечественным налоговым законодательством. Это означает, что если в соответствии с нормами НК установлена ставка налога в 10%, а в международном соглашении — 5%, то налогоплательщик вправе применять установленную международным договором ставку. Однако в этом случае обязательным является соблюдение всех условий, прописанных в международном договоре.
О проводимой РФ налоговой политике читайте в статье «Налоговая политика государства на 2022-2024 годы».
Условия получения налоговых льгот в международных сделках
Среди условий, установленных российским налоговым законодательством для применения льготного налогообложения в соответствии с условиями международных соглашений об избежании двойного налогообложения, основным является подтверждение факта, что контрагент находится за границей. Речь идет о зарубежном партнере российского налогоплательщика, которому последний выплачивает доход. Об этом указывается в подп. 4 п. 2 ст. 310 НК. Также налогоплательщику потребуется доказать, что его партнер является фактическим получателем прибыли, а не посредником.
В п. 1 ст. 312 НК говорится о том, что иностранный партнер обязан предоставить российскому налоговому агенту доказательство того, что он является фактическим выгодополучателем и что он расположен на территории того государства, с которым у России заключен договор об избежании двойного налогообложения.
Если подтверждающие документы составлены на иностранном языке, то потребуется побеспокоиться об их переводе на русский. Также фискальные органы в большинстве случаев требуют, чтобы на документах стоял апостиль. Для того чтобы налоговый агент не удерживал налог с дохода иностранца (или чтобы применил льготный режим налогообложения), необходимо, чтобы все перечисленные выше подтверждающие документы были предоставлены до момента выплаты дохода.
В случае если они будут предоставлены позже, налог с дохода будет удержан в соответствии с нормами российского налогового законодательства. Но впоследствии при предоставлении документов уплаченный налог можно будет вернуть и доплатить доход зарубежному партнеру.
Итак, какие документы должен предоставить иностранный партнер, чтобы избегнуть двойного обложения налогами? В п. 1 ст. 312 НК указан исчерпывающий перечень таких документов:
- заверенное компетентным зарубежным органом (к таким относятся финансовые и фискальные ведомства иностранных государств) подтверждение о постоянном нахождении резидента в данном иностранном государстве (+ перевод на русский);
- документальное подтверждение, что иностранный получатель дохода имеет на него фактическое право.
Однако ни в данном пункте, ни где-нибудь еще в НК нет четкого указания о том, какие требования предъявляются к форме документов. Обычно такие подтверждающие документы именуют как «Сертификаты о налоговом резидентстве».
Ранее требования к форме документов и другие вопросы, которым надлежало уделить внимание относительно особенностей предоставления подтверждающих документов в органы фискальной службы, были собраны в «методичке», составленной ФНС и изложенной в приказе Министерства по налогам и сборам от 28.03.2003 № БГ-3-23/150. Но данные методические рекомендации утратили свое действие на основании приказа ФНС от 19.12.2012 № ММВ-7-3/980@.
На данный момент ФНС так и не выпустила новые разъяснения по данному вопросу, поэтому налогоплательщикам стало труднее прорабатывать каждую конкретную ситуацию. Так, сегодня налогоплательщики вынуждены не только изучать все имеющиеся разъяснения финансового и фискального ведомств по интересующему вопросу, но и изучать сложившуюся судебную практику.
Механизм работы устранения двойного налогообложения описали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Судебная практика по вопросам избежания двойного налогообложения
Разберем некоторые ситуации, по которым уже есть сложившаяся судебная практика:
- О том, какой орган считается компетентным при заверении подтверждения постоянного местоположения зарубежной компании.
Определением ВАС от 07.11.2013 № ВАС-15167/13 установлено, что выданные немецкой фискальной службой свидетельства о регистрации иностранной компании в качестве плательщика налога на добавленную стоимость и об освобождении от обложения налогами не являются необходимым подтверждением о постоянном месторасположении компании в Германии. Тем не менее суды, рассматривающие данные документы, ранее сочли эти документы достаточными для освобождения от уплаты налога с дохода в России в соответствии с международным соглашением. Высший суд не установил в данных выводах нарушения.
В определении ВАС от 26.03.2014 № ВАС-716/13 судьи не нашли нарушений в доводах ФАС ДО (постановление от 14.11.2013 № Ф03-5168/13), который сделал выводы, что предоставленные корейскими налогоплательщиками свидетельства о регистрации компаний, подписанные начальниками фискальных служб 2 округов Кореи, являются достоверными подтверждениями о постоянном местонахождении иностранных контрагентов.
Больше информации о том, как компаниям подтверждать свое постоянное местоположение, читайте в нашей статье «Как иностранная компания должна подтвердить свое местопребывание».
- О предоставлении подтверждения до даты получения дохода.
В постановлении ФАС МО от 15.02.2013 № Ф05-15470/12 говорится о том, что удержание налога с дохода иностранного компаньона должно быть произведено налоговым агентом из России, поскольку подтверждающие документы были предоставлены после момента выплаты дохода.
О порядке начисления штрафных санкций ИФНС за несвоевременное предоставление подтверждающих документов читайте в нашей статье «Вправе ли налоговый орган начислить пени налоговому агенту, не удержавшему налог с дохода иностранной организации, если справка о местопребывании иностранной организации была представлена налоговому агенту позже произведенных им выплат доходов иностранной».
И еще один случай о предоставлении документов позже срока выплаты доходов источником рассмотрен в нашей статье «Если налоговый агент получил подтверждение резидентства контрагента после выплаты ему дохода, начисление пеней неправомерно».
- О ежегодном предоставлении подтверждений.
В постановлении ФАС МО от 17.01.2014 № Ф-05-16745/13 указывается на то, что если в подтверждающем документе не указан срок действия на иные налоговые периоды, то он не может быть принят как обоснование в другие налоговые периоды. В то же время в письме Минфина от 14.04.2014 № 03-08-Р3-016905 указывается, что в ст. 312 НК нет положений об ограничении срока действия предоставленных подтверждений.
- О проставлении апостиля.
В своих решениях суды придерживаются позиции, избранной Президиумом ВАС и изложенной им в постановлении от 28.06.2005 № 990/05 (в то время еще действовали методические рекомендации) об обязательном проставлении апостиля. Решение было продиктовано требованием о соответствии Конвенции от 1961 г. В недавних решениях арбитражных судов также говорится о том, что наличие апостиля является обязательным (постановление ФАС МО от 15.02.2013 № Ф05-15470/12).
Какие документы могут подтвердить уплату налогов в целях избежания двойного налогообложения, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный доступ к системе и переходите в Путеводитель по налогам. Это бесплатно.
Договоры об избежании двойного налогообложения
Многим странам необходимо заключение такого международного соглашения, которое бы избавляло осуществляющих межгосударственные финансовые транзакции плательщиков налогов от двойного налогообложения. В таких соглашениях обычно определяются условия распределения порядка налогообложения различных доходов между государствами.
Также в указанных соглашениях определяется и процедура обложения налогом на доход у источника его выплаты. Обычно доход полностью освобождается обложением налогами у источника выплаты, хотя возможны и варианты его снижения.
Каждое из подписанных Россией международных соглашений об избежании двойного налогообложения (всего их по состоянию на 2017 год 83 единицы) имеет свое уникальное содержание. Но в последнее время во всем мире намечается тенденция по унификации таких соглашений. Предполагается унификация текстов соглашения в соответствии с изложенными в Модельной конвенции, разработанной Организацией экономсотрудничества и развития, постулатами.
Международные соглашения об избежании двойного налогообложения (Кипр и другие страны)
Международное соглашение об избежании двойного налогообложения (далее в таблице — СДН) подписывается Правительством России с правительством другого иностранного государства. При этом дата заключения двустороннего международного договора обычно не совпадает с датой вступления в действие, а также датой применения в одной и в другой стране.
Чтобы разобраться во всех этих важных нюансах, предлагаем ознакомиться с перечнем всех заключенных российским правительством двухсторонних соглашений, направленных на устранение двойного обложения налогами доходов в двух сотрудничающих странах.
№ п/п
Иностранное государство — партнер по СДН
Вид документа
Дата подписания СДН
Дата вступления СДН в законную силу
Дата начала применения СДН в России
Дата начала применения СДН в стране-партнере
1
Австрийская Республика
Конвенция
13.04.2000
30.12.2002
01.01.2003
01.01.2003
2
Королевство Бельгия
Конвенция
16.06.1995
26.01.2000
01.01.2001
01.01.2001
3
Республика Болгария
Соглашение
08.06.1993
24.04.1995
01.01.1996
01.01.1996
4
Венгерская Республика
Конвенция
01.04.1994
03.11.1997
01.01.1998
01.01.1998
5
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии
Конвенция
15.02.1994
18.04.1997
01.01.1998
01–06.04.1998
6
Греческая Республика
Конвенция
26.06.2000
20.12.2007
01.01.2008
01.01.2008
7
Республика Германия
Конвенция
29.05.1996 (в ред. от 15.10.2007)
30.12.1996
01.01.1997
01.01.1997
8
Королевство Дания
Конвенция
08.02.1996
27.04.1997
01.01.1998
01.01.1998
9
Итальянская Республика
Конвенция
09.04.1996
30.11.1998
01.01.1999
01.01.1999
10
Ирландия
Соглашение
29.04.1994
07.07.1995
01.01.1996
01–06.04.1996
11
Королевство Испания
Конвенция
16.12.1998
13.06.2000
01.01.2001
01.01.2001
12
Республика Кипр
Соглашение
05.12.1998 (в ред. от 07.10.2010)
17.08.1999
01.01.2000
01.01.2000
13
Великое Герцогство Люксембург
Соглашение
28.06.1993 (в ред.от 21.11.2011)
07.05.1997
01.01.1998
01.01.1998
14
Мальта
Конвенция
24.04.2013
22.05.2014
01.01.2015
01.01.2015
15
Королевство Нидерланды
Соглашение
16.12.1996
27.08.1998
01.01.1999
01.01.1999
16
Португальская Республика
Конвенция
29.05.2000
11.12.2002
01.01.2003
01.01.2003
17
Республика Польша
Соглашение
22.05.1992
22.02.1993
01.01.1994
01.01.1994
18
Румыния
Конвенция
27.09.1993
11.08.1995
01.01.1996
01.01.1996
19
Республика Словения
Конвенция
29.09.1995
20.04.1997
01.01.1998
01.01.1998
20
Словацкая Республика
Соглашение
24.06.1994
01.05.1997
01.01.1998
01.01.1998
21
Французская Республика
Конвенция
26.11.1996
09.02.1999
01.01.2000
01.01.2000
22
Финляндская Республика
Соглашение
04.05.1996 (в ред.от 14.04.2000)
14.12.2002
01.01.2003
01.01.2003
23
Республика Хорватия
Соглашение
02.10.1995
19.04.1997
01.01.1998
01.01.1998
24
Чешская Республика
Конвенция
17.11.1995 (в ред.от 27.04.2007)
18.07.1997
01.01.1998
01.01.1998
25
Королевство Швеция
Конвенция
15.06.1993
03.08.1995
01.01.1996
01.01.1996
26
Латвийская Республика (НЕ ДЕЙСТВУЕТ)
Соглашение
20.12.2010
06.112012
01.01.2013
01.01.2013
27
Литовская Республика
Соглашение
29.06.1999
05.05.2005
01.01.2006
01.01.2006
28
Королевство Норвегия
Конвенция
26.03.1996
20.12.2002
01.01.2003
01.01.2003
29
Швейцарская Конфедерация
Соглашение
15.11.1995 (в ред.от 24.09.2011)
18.04.1997
01.01.1998
01.01.1998
30
Республика Албания
Конвенция
11.04.1995
09.12.1997
01.01.1998
01.01.1998
31
Республика Исландия
Конвенция
26.11.1999
21.07.2003
01.01.2004
01.01.2004
32
Республика Македония
Соглашение
21.10.1997
14.07.2000
01.01.2001
01.01.2001
33
Сербия и Черногория (бывшая Югославия)
Конвенция с Союзной Республикой Югославией
12.10.1995
09.07.1997
01.01.1998
01.01.1998
34
Республика Мали
Конвенция
25.06.1996
13.09.1999
01.01.2000
01.01.2000
35
Мексика
Соглашение
07.06.2004
02.04.2008
01.01.2009
01.01.2009
36
Республика Куба
Соглашение
14.12.2000
15.11.2010
01.01.2011
01.01.2011
37
Федеративная Республика Бразилия
Конвенция
22.11.2004
В соответствии с письмом Минфина от 12.02.2014 № 03-08-06/5641 известно, что Конвенция не вступила в силу и не применяется
38
Аргентинская Республика
Конвенция
10.10.2001
15.10.2012
01.01.2013
01.01.2013
39
Республика Ботсвана
Конвенция
08.04.2003
23.12.2009
01.01.2010
01.07.2010
40
Боливарианская Республика Венесуэлла
Конвенция
22.12.2003
19.01.2009
01.01.2010
01.01.2010
41
Республика Чили
Конвенция
19.11.2004
23.03.2012
01.01.2013
01.01.2013
42
США
Договор
17.06.1992
16.12.1993
01.01.1994
01.01.1994
43
Канада
Соглашение
05.10.1995
05.05.1997
01.01.1998
01.01.1998
44
Катар
Соглашение
20.04.1998
05.09.2000
01.01.2001
01.01.2001
45
Исламская Республика Иран
Соглашение
06.03.1998
05.04.2002
01.01.2003
01.01.2003
46
Арабская Республика Египет
Соглашение
23.09.1997
06.12.2000
01.01.2001
01.01.2001
47
Государство Израиль
Конвенция
25.04.1994
07.12.2000
01.01.2001
01.01.2001
48
Алжирская Народная Демократическая Республика
Конвенция
10.03.2006
18.12.2008
01.01.2009
01.01.2009
49
Государство Кувейт
Соглашение
09.02.1999
03.01.2003
01.01.2004
01.01.2004
50
Ливанская Республика
Конвенция
08.04.1997
16.06.2000
01.01.2001
01.01.2001
51
Королевство Саудовская Аравия
Конвенция
11.02.2007
01.02.2010
01.01.2011
01.01.2011
52
Сирийская Арабская Республика
Соглашение
17.09.2000
16.01.2009
01.01.2010
01.01.2010
53
Турецкая Республика
Соглашение
15.12.1997
31.12.1999
01.01.2000
01.01.2000
54
Республика Индонезия
Соглашение
12.03.1999
17.12.2002
01.01.2003
01.01.2003
55
Республика Индия
Соглашение
25.03.1997
11.04.1998
01.01.1999
01.04.1999
56
Социалистическая Республика Вьетнам
Соглашение
27.05.1993
21.03.1995
01.01.1997
01.01.1997
57
Япония
Конвенция
18.01.1986
27.11.1986
01.01.1987
01.01.1987
58
Королевство Таиланд
Конвенция
23.09.1999
15.01.2009
01.01.2010
01.01.2010
59
Республика Филиппины
Конвенция
26.04.1995
12.12.1997
01.01.1998
01.01.1998
60
Монголия
Соглашение
05.04.1995
22.05.1997
01.01.1998
01.01.1998
61
Королевство Марокко
Соглашение
04.09.1997
31.08.1999
01.01.2000
01.01.2000
62
Китайская Народная Республика
Соглашение
13.10.2014 (в ред.от 08.05.2015)
09.04.2016
01.01.2017
01.01.2017
63
Республика Корея
Конвенция
19.11.1992
24.08.1995
01.01.1996
01.01.1996
64
КНДР
Соглашение
26.09.1997
30.05.2000
01.01.2001
01.01.2001
65
Малайзия
Соглашение с СССР
31.07.1987
Информация отсутствует
01.01.1989
01.01.1989
66
Республика Сингапур
Соглашение
09.09.2002 (в ред.от 17.11.2015)
16.01.2009
01.01.2010
01.01.2010
67
ЮАР
Соглашение
27.11.1995
20.06.2000
01.01.2001
01.09.2000
68
Республика Намибия
Конвенция
31.03.1998
23.06.2000
01.01.2001
01.01.2001
69
Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка
Соглашение
02.03.1999
29.12.2002
01.01.2003
01.04.2003
70
Австралия
Соглашение
07.09.2000
17.12.2003
01.01.2004
01.07.2004
71
Новая Зеландия
Соглашение
05.09.2000
04.07.2003
01.01.2004
01.04.2004
72
Республика Узбекистан
Соглашение
02.03.1994
27.07.1995
01.01.1996
01.01.1996
73
Республика Таджикистан
Соглашение
31.03.1997
26.04.2003
01.01.2004
01.01.2004
74
Туркменистан
Соглашение
14.01.1998
10.02.1999
01.01.2000
01.01.2000
75
Республика Молдова
Соглашение
12.04.1996
06.06.1997
01.01.1998
01.01.1998
76
Киргизская Республика
Соглашение
13.01.1999
05.07.2000
01.01.2001
01.01.2001
77
Республика Армения
Соглашение
28.12.1996 (в ред.от 24.10.2011)
17.03.1998
01.01.1999
01.01.1999
78
Азербайджанская Республика
Соглашение
03.07.1997
03.07.1998
01.01.1999
01.01.1999
79
Украина (НЕ ДЕЙСТВУЕТ)
Соглашение
08.02.1995
03.08.1999
01.01.2000
01.01.2000
80
Республика Беларусь
Соглашение + Протокол
21.04.1995 (протокол — 24.01.2006)
21.01.1997
01.01.1998
01.01.1998
81
Республика Казахстан
Конвенция
18.10.1996
29.07.1997
01.01.1998
01.01.1998
82
ОАЭ
Соглашение
07.12.2011
23.06.2013
01.01.2014
01.01.2014
83
Специальный административный район Гонконг КНР
Соглашение
18.01.2016
29.07.2016
01.01.2017
01.01.2017
Принципиальных отличий в том, как называется международный документ — конвенция, соглашение или договор, нет. Все эти названия указывают на установление сторонами определенных обязательств. По сути, это все синонимы.
Итоги
Чтобы снизить налоговое бремя российских коммерсантов, правительство РФ заключает соглашения об избежании двойного налогообложения с руководством других стран. Данные соглашения имеют преимущество над налоговым законодательством РФ. Но чтобы их применять, российским налогоплательщиком и его контрагентом должны быть соблюдены все условия международного договора и предоставлены в ФНС сопровождающие сделку документы.