Люди очень подвержены влиянию мифов, пришедших не из реальной жизни, а из кино. Достаточно какому-нибудь историческому фильму завоевать сердца поклонников, как народ уже совершенно уверен, что все было именно так, как снято в кино, хоть это и не имеет никакого отношения к действительности.
Большинство людей, к примеру, просто уверено, что Сиртаки — древний народный греческий танец. Ведь если приехать в Грецию, то его в народных костюмах танцуют на каждом перекрестке все кому не лень. Правда же заключается в том, что этот танец был создан в 1964 году для кинофильма «Грек Зорба», при этом композитор даже не основывался на народных мелодиях. Просто красивая музыкальная тема удачно вписалась в сюжет.
Точно так же народ твердо уверен в том, что в Древнем Риме во время гладиаторских боев судьбу поверженного противника решал народ голосованием при помощи большого пальца руки вверх или вниз.
На деле, конечно, никакого голосования не было и быть не могло, т.к. судьбу гладиатора мог решить единолично только император. Люди имели право только просить его принять какое-то решение, а что он там решит — его личное дело.
В наше время этот жест стал известным после фильма Ридли Скотта «Гладиатор». Когда он его снимал, то вдохновлялся картиной Жана-Леона Жерома (Jean-Léon Gérôme) под латинским названием Pollice Verso. Картина была представлена публике в 1872 году, и на ней облаченные в белые одежды весталки яростно призывают покончить с поверженным гладиатором.
На деле ученые выдвигают разные версии. По одной император дарил жизнь вытянутой вперед раскрытой ладонью, по другой — кулаком, в котором был зажат большой палец (pollice compresso — «сжатый большой палец» — знак, что меч должен быть вложен в ножны). Есть версия, что вытянутый вверх палец символизирует обнаженный меч и призывает не сохранить жизнь гладиатору (как было в кино), а как раз добить его мечом.
Нет ни одного свидетельства, что жест с большим пальцем, опущенным вниз, означает казнь гладиатора, но многие по сей день считают, что все так и было.
Однако есть истории, когда в кино не выдумывали факты, которых в реальности не было, а все развивалось как раз наоборот. Сначала что-то показывали в кино, а потом оно было претворено в реальную жизнь.
Перед запуском космических ракет всегда звучит обратный отсчет времени, но придумали это не космонавты, не ученые и не военные.
Впервые обратный отсчет был показан в немецком фильме «Женщина на Луне» (1929 год) для нагнетания напряжения. Фокус вполне удался, зрители были впечатлены и кто-то из ракетных конструкторов, видимо, впечатлился тоже. Причем настолько, что с тех пор этот прием из кино перекочевал на стартовые площадки.
Так вот кино создает параллельные и перекрестные реальности.