Найти в Дзене
Материк книг

Тэффи - незаслуженно забытая писательница

Сегодня день рождения моей любимой писательницы Тэффи (Надежды Лохвицкой). В ее биографии много белых пятен. Даже дата рождения - только по одной из версий 21 мая. Она родилась в богатой многодетной семье и получила соответствующее воспитание. Видимо, в семье царили гармония и любовь, иначе откуда у Тэффи такой бесконечный кредит доверия и такая симпатия к людям. Надежда Лохвицкая быстро стала известной в литературных кругах и не только. Ее именем называли конфеты и духи, ее рассказы обожал Николай II, а стихи звучали со сцены в исполнении Вертинского. Кажется, она знала всех значимых поэтов и писателей Серебряного века. Описала многих из них в блестящих литературных портретах. Тэффи рано вышла замуж за человека, далекого от литературы, и родила троих детей. Но брак не был удачным и через 8 лет супруги разошлись. Дети остались с отцом. Вот такая прогрессивная женщина. Причины и свои душевные переживания Тэффи, насколько я знаю, не озвучивала. Она сотрудничала с сатирическими журналами

Сегодня день рождения моей любимой писательницы Тэффи (Надежды Лохвицкой). В ее биографии много белых пятен. Даже дата рождения - только по одной из версий 21 мая.

Она родилась в богатой многодетной семье и получила соответствующее воспитание. Видимо, в семье царили гармония и любовь, иначе откуда у Тэффи такой бесконечный кредит доверия и такая симпатия к людям.

Надежда Лохвицкая быстро стала известной в литературных кругах и не только. Ее именем называли конфеты и духи, ее рассказы обожал Николай II, а стихи звучали со сцены в исполнении Вертинского. Кажется, она знала всех значимых поэтов и писателей Серебряного века. Описала многих из них в блестящих литературных портретах.

Тэффи рано вышла замуж за человека, далекого от литературы, и родила троих детей. Но брак не был удачным и через 8 лет супруги разошлись. Дети остались с отцом. Вот такая прогрессивная женщина. Причины и свои душевные переживания Тэффи, насколько я знаю, не озвучивала.

-2

Она сотрудничала с сатирическими журналами, рассказы были популярны. Февральскую революцию, как и многие интеллигенты, Тэффи "одобрила". Она продолжала печататься, писала фельетоны на злобу дня. Во время Первой Мировой была сестрой милосердия.

К 1917 году жить стало сложно. Писатели отправлялись на длительные гастроли по югу страны. Оттуда, подхваченная волной эмиграции, Тэффи уехала за границу. Решение было отчасти эмоциональным:

«Увиденная утром струйка крови у ворот комиссариата, медленно ползущая струйка поперек тротуара перерезывает дорогу жизни навсегда. Перешагнуть через неё нельзя. Идти дальше нельзя. Можно повернуться и бежать». «Конечно, не смерти я боялась. Я боялась разъярённых ... с направленным прямо мне в лицо фонарем, .... злобы. Холода, голода, тьмы, стука прикладов о паркет, криков, плача, выстрелов и чужой смерти. Я так устала от всего этого. Я больше этого не хотела. Я больше не могла». (я убрала некоторые слова, потому что это Дзен).

Жизнь разделилась на "до" и "после". Рассказы, написанные в эмиграции, полны тоски и печали, а также осознания, что "пусто в груди, что темно впереди". Но и назад возврата нет. Судьба улыбнулась ей еще раз - во Франции. Она встретила Павла Тикстона, который стал ее вторым неофициальным мужем. С ним она прожила до его смерти.

-3

А затем грянула Вторая Мировая и Тэффи отказалась печататься в изданиях, подчинявшихся немцам. Снова наступили трудные времена. Но она пережила и это. Умерла Надежда Лохвицкая в 1952 году в Париже после долгой болезни. Ей было 80 лет.

Тэффи сказала о себе, что посчитала нужным, в некоторых автобиографических рассказах и воспоминаниях. Я читала многое, но цельной картины о ее жизни так и не составила. Да и важно ли это? Главное - ее искрометные, трогательные, смешные и печальные рассказы:

Почему лучше Чехова?

Знаю, знаю, что многие возмутятся) Трогать очередное "наше всё" Чехова не моги, я помню)) Но для меня Тэффи лучше Чехова однозначно. Потому что Чехов людей не любит. Он точно и жестко высмеивает их пороки или тоскует, запутавшись в пошлости и монотонности жизни.

Тэффи милосердна. Она дает надежду, что даже в самых невыносимых обстоятельствах где-то далеко впереди виден луч света. Героев своих писательница любит и прощает им такие банальные слабости. А еще - она женщина, наделенная большим талантом. Которая не боится выражать мнение открыто и ясно, посмеиваясь, но не зло. И это такая редкость в литературе.

Понятно, почему ее забыли. Эмигрировала, да и темы, неподходящие для учебника литературы. Но сколько точных выражений и ситуаций. Вот, например, спор русских с итальянцами о том, чья страна и язык "круче" в патриотическом рассказе "Блины":

— А разве у вас есть «ти-эч», как у англичан? — усомнился один из итальянцев. — Я не слыхал.
— Конечно, есть. Мало ли что вы не слыхали. Не можем же мы каждую минуту «ти-эч» произносить. У нас и без того столько звуков.
— У нас в азбуке шестьдесят четыре буквы, — ухнула я.
Итальянцы несколько минут молча смотрели на меня, а я встала и, повернувшись к ним спиной, стала разглядывать луну. Так было спокойнее. Да и к тому же каждый имеет право созидать славу своей родины, как умеет.

Я редко восхищаюсь кем-то или чем-то. Это как раз такой случай. Я в восхищении от рассказов Тэффи.