Найти тему
Материк книг

Что делать, если ребенок украл? Интересное решение в рассказе Тэффи

карандаш. фото из открытых источников
карандаш. фото из открытых источников

Здравствуйте.

Недавно я писала о чрезмерно жесткой реакции матери на неосознанное воровство сына в рассказе Носова "Огурцы" (здесь). И неожиданно вспомнила, что еще раньше, в начале 20 века Тэффи написала #рассказ "Преступник", чрезвычайно интересный в плане детской психологии и реакции взрослых на #воровство.

В этом рассказе тоже жестковато, но опасность исходит извне, а не от родной матери. Итак, пятилетний Вова ужасно сильно захотел себе такой же карандаш, как у одноклассника. Испробовав разные подходы, и поняв, что этого прекрасного предмета ему никак не получить, мальчик его просто-напросто украл.

Путь к обладанию желанным предметом оставался один. И путь этот был преступный. Вовка отлично понимал, что совершил преступление, иначе на вопрос матери: «Что это за карандаш?» — не хмурил бы те места, где у взрослых бывают брови, и не отвечал бы басом: «Это нам в школе дали».

И тут - коготок увяз, и все птичке конец. Появился другой карандаш, еще лучше и длиннее. Хранились они под диваном. Мама быстро смекает что к чему и советуется с подругой Верой. Та полна решимости принять строгие меры, возражая на то, что Вова еще маленький:

— Маленький, но психология уже заправского вора. Катает свои карандаши под диваном. Тут нужно действовать серьёзно и скоро.
На другой день весёлая и оживлённая пришла Вера к приятельнице. Принесла детям конфет.
— Ах, Зиночка, — рассказывала она между прочим, — какой я сегодня видела роскошный карандаш! Совсем красный. Такого нигде ни у кого нет. Ты ведь никогда не видала красного карандаша? Таких ведь больше нет. Мне говорили, что на всю Европу сфабриковали только один.
Пятилетнее сердце не выдержало.
— А у меня есть два. Два! — закричал Вовка. — Вот, смотрите.
Вера посмотрела, полюбовалась и сказала тоном доброго малого:
— Мальчишки ещё не заметили, что ты их стащил.
Вовка растерялся, раскрыл рот.
— Ну так я тебе советую: завтра же положи их на место. Прямо каждому в его стол. Понял? А то, наверное, их родители заявили полиции. Нельзя так долго держать у себя чужие вещи.
— Это ужасно, — вздохнула Буба. — Он, наверное, не отдаст.
— Ну что ты говоришь! — возмутилась Вера. — Вовка да не отдаст! Он же умный, он понимает, что с полицией шутки плохи.

Понимает, да не совсем. И карандашей он не отдал, потому что лучше быть дураком, да с карандашами. А потом все продолжилось. Пошли к старухе в гости. А она завела себе эдакую прелесть - наперсток. И как назло, тоже яркого, красного цвета. Тут разве хватит сил? Наперсток присоединился к карандашам. А мама уже не на шутку встревожилась.

Пошла советоваться с Верой.
— Не знаю, что придумать. Он слишком мал, чтобы можно было напирать на моральную сторону. Припугнуть, что ли, да не знаю — как.

Вечером приходит взволнованная Вера. Рассказывает - у старухи пропал наперсток. Уже вызвали полицию с ищейками.

Тэффи "Преступник" Иллюстрация из свободных источников
Тэффи "Преступник" Иллюстрация из свободных источников
— Конечно, если вор признается раньше, чем ищейки его найдут, и вернёт напёрсток, то дело пойдёт к прекращению. А иначе — ужас.
— Что иначе? — прошептал Вовка.
— Разве ты не знаешь? — удивилась Вера. — Ищейки отгрызают вору все пальцы, один за другим. Так и слышно: хруп-хруп.
— Только кончики? — дрожа от отчаяния и надежды, спросил Вовка.
— Какое там! Станут они церемониться! Все пальцы. Целиком.
— А-а-а они уже бегут? — побелевшими губами спросил Вовка. И с последней надеждой: — А кто же им откроет дверь?
— Полицейские. Полицейские бегут за ними. Они и откроют.
— Надо признаваться! — закричала Буба, обняла Вовку и с визгом заплакала.
— Мамочка, мамочка! — Вовка от ужаса затопал ногами. — Мамочка, я ужасный вор! Я прельстился красненьким!
Мать дёрнула Веру за платье.
— Ну что ты наделала! — шепнула она с укором. — Нельзя же так, всему мера.
— Мамочка! Беги к телефону! Скажи, что вор возвращает... Ради бога! Ищейки бегут.
Собак и полицию уговорили по телефону. Полиция согласилась сразу, но собак пришлось долго уговаривать. Оказывается, что они донюхались и до карандашей и страшно озверели. Пришлось им пообещать целую жизнь безупречной честности.
Когда всё наконец успокоилось, Вовка подошёл к матери, вздохнул облегчённо, но ещё дрожащим вздохом, и сказал:
— Ну, теперь можно наконец переменить мне штанишки. Теперь нам уже ничто не угрожает.

На следующее утро, когда шли в школу и Буба хотела подобрать на улице булавку, Вова в ужасе заорал, чтобы не смела трогать, ведь это не ее собственность. Урок был усвоен.

Рассказ написан с юмором, он очень короткий, но очень точный. Прямо каждое слово - ни убавить, ни прибавить. Заметьте, мать не выступает против сына. Ему показывают, что есть внешние силы, способные покарать так, что даже мать окажется бессильна.

Конечно, может, для 5-летнего такое тоже немного... слишком, но это надо знать его характер. Метод тоже спорный. Но ведь здесь речь идет не о случайно взял, а уже о систематическом воровстве. Помогут ли здесь такие меры? Или надо было реагировать как-то по другому? Как вы думаете?

Другие публикации по рассказам Тэффи на канале:

"Жизнь и воротник"

"Классификация врунов"

"Как распознать дурака"