Найти тему

Притча о добром самарянине в контексте византийской истории второй половины XIV века

В своей монографии «Тюрки в византийском мире. 1204 – 1461» доктор исторических наук Рустам Шукуров приводит интересную историю из повседневной жизни Империи. «Приведу пример, демонстрирующие судьбы иммигрантов, вполне случайно оказавшихся на византийской земле.

Касается он незнатной персоны, женщины-скифянки (скифами ромеи называли соседей-кочевников – И.Х.), имени которой мы не знаем. Она была довольно состоятельной, жила на золотоордынской территории не была замужем и не имела детей и желала переселиться в Византию и креститься.

Источник иллюстрации: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/93/Art_in_Jerusalem.JPG
Источник иллюстрации: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/93/Art_in_Jerusalem.JPG

Как-то раз она увидела, что мимо ее дома ведут греческих рабов — пленников из Фракии (территория современных Болгарии и Греции – И.Х.) С дальним прицелом она выкупила одного из них и женила на себе, собираясь вскоре переселиться в Византию. От мужа-грека у нее родилось двое детей.

Однако вскоре в той же местности оказалась и первая, греческая жена ее мужа, также уведенная татарами из Фракии. Добрая скифянка не стала ревновать, но купила и ее для утешения мужа и для помощи себе по хозяйству. Наконец, скифянка крестилась и поселилась в Константинополе вместе с мужем и его первой женой, которые оставались ее рабами.

Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.

Первая жена отправилась к патриарху и обвинила скифянку в том, что та отняла у нее мужа. Тогда последняя сама явилась на разбирательство и изложила свое видение проблемы. Скифянка даром отпустила на волю мужа, но оставила в рабстве его первую жену, предложив последней выкупить себя за ту цену, которая была за нее плачена: деньги были нужны, чтобы содержать детей.

Патриарх и другие участвовавшие в разбирательстве приветствовали решение ново[1]обращенной христианки, посчитав его в высшей степени великодушным и справедливым.

Но Бог вскоре сделал справедливость действительно полной: стоило первой жене отправиться во Фракию к бывшим соседям для сбора откупных денег, как вновь нагрянули татары и увели ее с собой в рабство, на этот раз навсегда. Муж окончательно вернулся к доброй скифянке, и они зажили счастливо. Происходило это примерно в 1337–1338 гг.»

Источник: https://i.pinimg.com/736x/1d/85/fe/1d85feda601bfaf093bdbe36bc267bac.jpg
Источник: https://i.pinimg.com/736x/1d/85/fe/1d85feda601bfaf093bdbe36bc267bac.jpg

Мне в этой истории интересно в числе прочего следующее: получается, благодать, подвигшая скифянку на доброе дело, коснулась ее еще до Крещения.

Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал .